Паспортно-визовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Укрепление законности, охрана прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности являются важнейшими задачами государственных органов Российской Федерации. Одним из способов их осуществления является паспортно-визовая система.
Паспортная система создаётся государством для учёта граждан и идентификации личности, что позволяет, по мере возможности, осуществлять управление происходящими в обществе процессами, эффективное планирование, рациональное распределение и перераспределение производительных сил, а также деятельность по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
1. Исторический обзор паспортной системы 3
2. Паспортная система Российской Федерации 5
3. Содержание паспорта 7
4. Порядок выдачи, замены и изъятия паспорта 10
5. Изъятие паспорта 13
6. Административно-правовые последствия изъятия российских паспортов 16
7. Порядок регистрационного учета граждан РФ. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

 

       

  1. Порядок регистрационного учета  граждан РФ.

       Третью  группу норм представляет регистрационный учет граждан РФ, состоящий из постановки на регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства (регистрации) граждан, а также их снятия с регистрационного учета.

       Понятия места пребывания и места жительства даны в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

       В соответствии со ст. 2 названного Закона местом пребывания является «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно».

       В качестве места жительства может  выступать «жилой дом, квартира, служебное  жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

       Нужно отметить, что действующим законодательством  определены местности, в которых  право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ может быть ограничено: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

       В соответствии с установленным порядком регистрация граждан по месту  пребывания осуществляется по их прибытии в жилые помещения, принадлежащие другим гражданам, а также в гостиницы, дома отдыха и т.д. Она проводится без снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.

       Для регистрации в жилом помещении  необходимо представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной  формы о регистрации по месту  пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания в указанном жилом помещении (это может быть договор найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение)17.

       Должностные лица, ответственные за регистрацию  граждан (в жилом помещении), заполняют  адресные листки прибытия и передают их и представленные гражданином документы в органы регистрационного учета, которые, в свою очередь, регистрируют гражданина по месту пребывания и выдают ему свидетельство о регистрации по месту пребывания.

       При регистрации в гостинице, кемпинге, доме отдыха и ином подобном учреждении (за исключением регистрации в больницах) на граждан заполняются не адресные листки прибытия, а схожие с ними анкеты, которые по своему содержанию несколько менее информативны18.

       Регистрация граждан по месту жительства осуществляется после их прибытия к новому месту жительства. Для нее гражданин должен представить должностным лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для лиц, обязанных состоять на воинском учете; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.

       Должностные лица, ответственные за регистрацию, после получения указанных документов заполняют карточки регистрации, поквартирные карточки или вносят соответствующие сведения в домовые книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета и отрывные талоны к ним – на лиц, подлежащих статистическому наблюдению; а также проверяют факт постановки военнообязанных на воинский учет. После этого они передают все вышеперечисленные документы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел, сотрудники которой проверяют документы и оформляют регистрацию граждан по месту жительства19.

       Важной  составной частью регистрационного учета является снятие с него граждан. В соответствии с действующим  порядком снятие с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется по истечении сроков пребывания – для лиц зарегистрированных в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, либо по их выбытии – для лиц, зарегистрированных в гостиницах, домах отдыха, больницах и т. п. При этом заявлений от граждан о снятии их с регистрационного учета не требуется.

       Снятие  с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в случаях: изменения гражданином места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления лица умершим решением суда; выселения лица из жилого помещения или признания его утратившим права пользования жилым помещением; обнаружения несоответствия действительности сведений или документов, которые послужили основанием для регистрации лица, а равно неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации лица20.

       Наиболее  часто из вышеперечисленных причин встречается изменение гражданами места жительства. В этом случае граждане, желающие самостоятельно сняться  с регистрационного учета по месту  жительства, должны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию, заявления произвольной формы от каждого лица, достигшего 14 лет, с указанием точного адреса, по которому они собираются выбывать, а также документы, удостоверяющие личность21.

       В паспортах граждан, снимающихся с регистрационного учета по месту жительства, производится соответствующая отметка. В случае, если гражданин был зарегистрирован по иному документу, удостоверяющему личность, такая отметка производится в свидетельстве о регистрации по месту жительства. При этом снятие военнообязанных лиц с регистрационного учета осуществляется после их снятия с воинского учета.

 

    Заключение

       Паспортная  система– это совокупность правовых норм, которые определяют порядок  выдачи, обмена, сдачи и изъятия  паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина. С ее помощью осуществляется учет и регистрация граждан в целях упорядочения передвижения населения по территории государства, а также обеспечивается реализация субъективных прав и обязанностей граждан, охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности.

       Паспортной  системе принадлежит существенная роль в охране и укреплении общественного  порядка, борьбе с преступностью, обеспечении  общественной безопасности. Паспортно-визовые  подразделения обладают реальной возможностью выявлять лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей (например, от уплаты алиментов) или отбывания наказания по приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций.

       Паспортная система тесно связана со статистикой, учетом населения и упорядочением его внутренней миграции. Текущий оперативный учет населения осуществляется в процессе регистрации граждан. Сведения подразделений паспортно-визовой службы ОВД о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности обобщаются и анализируются органами государственной статистики в масштабе области, края, республики и России в целом. Одновременно со статистическим учетом населения, регистрация позволяет вести персональный учет граждан, который используется в адресно-справочной работе для установления места проживания конкретных лиц.

       Данные  статистического и персонального  учета необходимы подразделениям гражданской  обороны для составления планов эвакуации и проведения иных мероприятий, военным комиссариатам для работы с призывниками и военнообязанными лицами, а также многим другим государственным органам.

       Паспортная  система играет важную роль в реализации гражданами своих прав и обязанностей. В документах, удостоверяющих личность, закрепляются индивидуальные признаки – фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др., что позволяет каждому гражданину вступать в разнообразные и многочисленные отношения.

 

    Список  использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 19.05.2010) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// "Российская газета", N 159, 22.08.1996.
  3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  4. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"//"Российская газета", N 152, 10.08.1993
  5. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" //"Российская газета", N 219, 19.11.2002.
  6. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 28.03.2008) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" // "Собрание законодательства РФ", 24.07.1995, N 30, ст. 2939
  7. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 28.03.2008) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.07.1997, N 28, ст. 3444
  8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1105 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"
  9. Постановление СНК СССР от 28.04.1933 N 861 "О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР" // СЗ СССР, 1933, N 28, ст. 168.
 

Монографии

  1. Справочник юриста. Каталог статей. «Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы» http://w-security.ru/publ/11-1-0-427
 
 

Учебники  и учебные пособия

  1. Бахрах Д.Н. «Очерки теории российского права», М.; Норма, 2010.
  2. Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С. и др. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.
 

Материалы правоприменительной  практики

  1. Судебное постановление Европейского суда по правам человека от 24 июля 2003 года по делу Смирнова против России (жалобы № 46133/99 и 48183/99) http://sutyajnik.ru/rus/echr/judgments/smirnova.htm
  2. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17.08.2006 N КАС06-300 по заявлению К. о признании недействующими пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", абзаца 2 пункта 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605.

Информация о работе Паспортно-визовая система РФ