Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:43, курсовая работа
Укрепление законности, охрана прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности являются важнейшими задачами государственных органов Российской Федерации. Одним из способов их осуществления является паспортно-визовая система.
Паспортная система создаётся государством для учёта граждан и идентификации личности, что позволяет, по мере возможности, осуществлять управление происходящими в обществе процессами, эффективное планирование, рациональное распределение и перераспределение производительных сил, а также деятельность по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.
Оглавление
Введение 2
1. Исторический обзор паспортной системы 3
2. Паспортная система Российской Федерации 5
3. Содержание паспорта 7
4. Порядок выдачи, замены и изъятия паспорта 10
5. Изъятие паспорта 13
6. Административно-правовые последствия изъятия российских паспортов 16
7. Порядок регистрационного учета граждан РФ. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Третью группу норм представляет регистрационный учет граждан РФ, состоящий из постановки на регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства (регистрации) граждан, а также их снятия с регистрационного учета.
Понятия места пребывания и места жительства даны в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 названного Закона местом пребывания является «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно».
В качестве места жительства может выступать «жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Нужно
отметить, что действующим
В соответствии с установленным порядком регистрация граждан по месту пребывания осуществляется по их прибытии в жилые помещения, принадлежащие другим гражданам, а также в гостиницы, дома отдыха и т.д. Она проводится без снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
Для регистрации в жилом помещении необходимо представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания в указанном жилом помещении (это может быть договор найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение)17.
Должностные лица, ответственные за регистрацию граждан (в жилом помещении), заполняют адресные листки прибытия и передают их и представленные гражданином документы в органы регистрационного учета, которые, в свою очередь, регистрируют гражданина по месту пребывания и выдают ему свидетельство о регистрации по месту пребывания.
При регистрации в гостинице, кемпинге, доме отдыха и ином подобном учреждении (за исключением регистрации в больницах) на граждан заполняются не адресные листки прибытия, а схожие с ними анкеты, которые по своему содержанию несколько менее информативны18.
Регистрация граждан по месту жительства осуществляется после их прибытия к новому месту жительства. Для нее гражданин должен представить должностным лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для лиц, обязанных состоять на воинском учете; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, после получения указанных документов заполняют карточки регистрации, поквартирные карточки или вносят соответствующие сведения в домовые книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета и отрывные талоны к ним – на лиц, подлежащих статистическому наблюдению; а также проверяют факт постановки военнообязанных на воинский учет. После этого они передают все вышеперечисленные документы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел, сотрудники которой проверяют документы и оформляют регистрацию граждан по месту жительства19.
Важной составной частью регистрационного учета является снятие с него граждан. В соответствии с действующим порядком снятие с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется по истечении сроков пребывания – для лиц зарегистрированных в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, либо по их выбытии – для лиц, зарегистрированных в гостиницах, домах отдыха, больницах и т. п. При этом заявлений от граждан о снятии их с регистрационного учета не требуется.
Снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в случаях: изменения гражданином места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления лица умершим решением суда; выселения лица из жилого помещения или признания его утратившим права пользования жилым помещением; обнаружения несоответствия действительности сведений или документов, которые послужили основанием для регистрации лица, а равно неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации лица20.
Наиболее
часто из вышеперечисленных причин
встречается изменение
В паспортах граждан, снимающихся с регистрационного учета по месту жительства, производится соответствующая отметка. В случае, если гражданин был зарегистрирован по иному документу, удостоверяющему личность, такая отметка производится в свидетельстве о регистрации по месту жительства. При этом снятие военнообязанных лиц с регистрационного учета осуществляется после их снятия с воинского учета.
Паспортная система– это совокупность правовых норм, которые определяют порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина. С ее помощью осуществляется учет и регистрация граждан в целях упорядочения передвижения населения по территории государства, а также обеспечивается реализация субъективных прав и обязанностей граждан, охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности.
Паспортной
системе принадлежит
Паспортная система тесно связана со статистикой, учетом населения и упорядочением его внутренней миграции. Текущий оперативный учет населения осуществляется в процессе регистрации граждан. Сведения подразделений паспортно-визовой службы ОВД о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности обобщаются и анализируются органами государственной статистики в масштабе области, края, республики и России в целом. Одновременно со статистическим учетом населения, регистрация позволяет вести персональный учет граждан, который используется в адресно-справочной работе для установления места проживания конкретных лиц.
Данные
статистического и
Паспортная система играет важную роль в реализации гражданами своих прав и обязанностей. В документах, удостоверяющих личность, закрепляются индивидуальные признаки – фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др., что позволяет каждому гражданину вступать в разнообразные и многочисленные отношения.
Нормативно-правовые акты
Монографии
Учебники и учебные пособия
Материалы правоприменительной практики