Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление путем комплексного научного анализа понятия правового акта управления и его особенностей, исследование правовых основ деятельности ФСБ России по принятию и введение в действие правовых актов управления различных видов.
Достижение указанной цели предполагает постановку следующих задач:
- исследование свойств правового акта управления и на основании этого выведение определения данного акта, а так же определение места правового акта управления в российской правовой системе;
- на основе действующего законодательства и теории административного права, исследование видов правовых актов управления принимаемых ФСБ России, а так же требований, предъявляемых к ним;
- исследование правовых основ подготовки, принятия и введение в действие правовых актов управления, принимаемых ФСБ России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и классификация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, назначение и место нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в системе источников российского права………………………..5
1.2. Классификация правовых актов управления ……………………………………………10
Глава II. Порядок подготовки принятия и введения в действие правовых актов управления, в органах федеральной службой безопасности………………………………22
2.1. Виды правовых актов управления, издаваемых в федеральной службе безопасности и требования, предъявляемые к ним ……………………………………………………………22
2.2. Процедура подготовки, принятия и регистрации нормативных правовых актов, издаваемых федеральной службой безопасности……………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………..42
Из приведенного выше примера видно, что правила обладают меньшей юридической силой, нежели приказы, так как утверждаются последними.
Инструкции, так же как и приказы, принимаются Директором ФСБ России и являются правовыми актами управления и заключаются в установлении определенного порядка исполнения адресатом закона, подзаконного нормативного правового акта или правового акта управления.46
Таким образом, инструкция в отличие от приказа может быть только нормативным актом, поскольку содержит в себе правовые нормы. Однако как и правила, инструкция утверждается приказом и, соответственно, имеет меньшую юридическую силу, например Инструкция по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденная Приказом ФСБ России от 9 сентября 2006 г. № 478.47
Из приведенного выше примера следует, что инструкция содержит правовые нормы, детализирующие законы и иные нормативные правовые акты вышестоящих органов (в данном случае Жилищный кодекс Российской Федерации), определяет порядок выполнения определенных действий.
Заключительным видом правовых актов управления, принимаемых ФСБ России является положение.
Положения, как уже было сказано выше, в большинстве своем статутные акты. То есть акты, определяющие правовой статус органов и должностных лиц. Посредством положений определяется порядок образования деятельности и упразднения органов управления и их должностных лиц, порядок осуществления определенных функций, а так же положениями определяется статус различных наград ФСБ России и знаков отличий.
В качестве примера можно привести Положение о порядке реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны, утвержденное Приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 568.48
Положение обладает юридическими свойствами схожими с правилами.
Теория административного права предусматривает такие виды правовых актов управления как: наставления, уставы, директивы, концепции и др. Однако данные виды актов противоречат тому перечню, который установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009,49 в связи с чем, дальнейшее их рассмотрение мы считаем не целесообразным. Однако ФСБ России принимаются перечисленные выше акты. Правовые основания принятия данных актов регламентированы административным регламентом ФСБ России, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
Рассмотрев правовые акты управления, принимаемые ФСБ России, следует уделить внимание на требования, предъявляемые к данным актам, поскольку выполнения данных требований оказывает существенное влияние на действие таких актов.
Некоторых вопросов требований, предъявляемых к правовым актам управления мы коснемся в заключительном параграфе нашего исследования, здесь же целесообразно рассмотреть общетеоретические требования, предъявляемые к рассматриваемым нами актам. Такие требования можно выделить в три категории: целесообразность, законность, требования технического характера.50
Под целесообразностью правового акта управления понимается его полезность с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.51
Для достижения целесообразности, на наш взгляд, должны учитываться следующие факторы:
Законность правового акта управления — требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.
Чтобы отвечать данному требованию, акт:
1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
2) соответствовать закону по существу;
7) в отдельных
случаях, в зависимости от
Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:
Более подробно рассмотрим требования, предъявляемые к правовым актам управления в следующем параграфе.
Важно заметить, что при несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
Ничтожный правовой акт — правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.52
Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т.п.
Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.53
Таким образом, существуют два способа оспаривания правовых актов — опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
При наступлении указанных выше последствий, действие правового акта управления приостанавливается.
Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:
- не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
- не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
- в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.
Таким образом,
в качестве промежуточных выводов
по данному параграфу можно
1. В ФСБ России
как в федеральном органе
2. По делам
об административных
3. Несоблюдение требований, предъявляемых к правовым актам управления федеральных органов исполнительной власти влечет их ничтожность или оспоримость.
2.2. Процедура
подготовки, принятия и регистрации
нормативных правовых актов,
Нормативные правовые акты федеральной службы безопасности, как уже было обозначено выше, издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самой федеральной службы безопасности в пределах компетенции. Данные акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Как мы уже говорили, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.54
Проект нормативного
правового акта подлежит согласованию
с заинтересованными
Виза включает
в себя наименование должности руководителя
министерства (ведомства) или его
заместителя и личную подпись
визирующего, расшифровку подписи
и дату. Визы проставляются в нижней
части оборотной стороны послед
Подготовка проекта
нормативного правового акта возлагается
на одно или несколько структурных
подразделений федеральной
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федеральной службы безопасности.55
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
По просьбе федеральной службы безопасности и в соответствии с заключенным с ней договором Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов.
Важно заметить, что в процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.56
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.57
Таким образом,
при необходимости для полноты
изложения вопроса в нормативны
Зачастую, в правовых актах ФСБ России приводятся таблицы, графики и т.п. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.58
Для того, чтобы исключить двоякое толкование правовых норм, одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Таким образом, нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей должны включаться в текст нормативного правового акта.
Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.59
Подготовленный проект нормативного правового акта, как уже говорилось выше, до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.