Организационно-правовая система управления
промышленностью, торговлей и энергетикой
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Промышленность представляет собой важнейшую
часть экономики страны, основу ее экономической
мощи и обороноспособности. Это лицо страны
и показатель уровня ее развития, так как
будет средоточием ее научно-технического
интеллектуального потенциала. Назначение
промышленности — обеспечить народное
хозяйство машинами, оборудованием и другими
современными средствами производства,
выпускать пользующиеся спросом товары
для населения.
Торговля — основной товаропроводящий
канал, в наибольшей степени подверженный
воздействию перехода к рыночным отношениям.
В этой сфере особенно активно проводятся процессы
приватизации, в результате чего преобладающий
ранее государственный сектор торговли
фактически вытеснен различными видами
коммерческой, кооперативной и частной
торговли и торгово-посреднической деятельности.
В настоящее время одним из устойчиво работающих
производственных комплексов российской
экономики является топливно-энергетический
комплекс. Он определяющим образом влияет
на состояние и перспективы развития национальной
экономики, обеспечивая около 1/4 производства
внутреннего валового продукта, 1/2 объема
промышленного производства и доходов
консолидированного бюджета России, примерно
половину доходов федерального бюджета,
экспорта и валютных поступлений. Основная
деятельность организаций топливно-энергетического
комплекса связана с производством электрической,
тепловой энергии, добычей и транспортировкой
природного газа, нефти и нефтепродуктов,
угля. Поэтому государство уделяет особое
внимание обеспечению бесперебойной работы
этих организаций, совершенствованию
системы управления топливно-энергетическим
комплексом, сбережению энергоресурсов.
Степень изученности. В разработке данной
темы были использованы работы таких авторов
как: Агапов А.П., Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,
Головистикова А.Н., Попов Л.Л., Мигаев Ю.И.,
Тихомиров С.В. и др., а так же были использованы
Конституция Российской Федерации .
Целью данной работы является раскрытие организационно-правовой системы управления
промышленностью, торговлей и энергетикой,
исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Описать организационно-правовые формы
управления промышленностью и энергетикой;
- Проанализировать организационно-правовую
систему управления торговлей.
Структура данной работы состоит из:
введения, 2 глав, заключения и списка используемой
литературы.
1. Организационно-правовые формы
управления промышленностью и энергетикой
Промышленность и энергетика являются
важнейшими отраслями экономики. В своей
совокупности они представляют промышленно-энергетический
комплекс, от уровня которого во многом зависит состояние
других отраслей экономики, а также экономическое
положение страны в целом.
Основными правовыми актами, затрагивающими
различные стороны организации, деятельности
и управления в рассматриваемой сфере,
являются: Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках», федеральные законы: от 21 декабря
2001 г. «О приватизации государственного
и муниципального имущества», от 26 октября
2002 г. «О несостоятельности (банкротстве),
от 14 ноября 2002 г. «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях»,
от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»,
от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении»,
от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной
энергии», от 9 января 1996 г. «О радиационной
безопасности», от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»,
Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс
РФ и др.
Согласно ст. 71—73 Конституции РФ1 в ведении РФ находится федеральная
собственность (в том числе объекты промышленности
и энергетики) и управление ею; установление
основ федеральной политики и федеральные
программы экономического развития; установление
правовых основ единого рынка; федеральные
энергетические системы, ядерная энергетика;
оборонное производство и др. В совместном
ведении РФ и ее субъектов находится разграничение
государственной собственности, в том
числе и в сфере промышленности и энергетики,
вопросы распоряжения природными ресурсами.
За рамками ведения РФ и совместного ведения
субъекты РФ обладают полной самостоятельностью.
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным
законом «О Правительстве Российской
федерации» Правительство РФ осуществляет
управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную
политику в рассматриваемой сфере, принимает меры по защите интересов отечественных
товаропроизводителей; осуществляет регулирование
экономических процессов и т.д. Эти полномочия
Правительства РФ распространяются на
промышленность и энергетику.
Действует также система федеральных
органов исполнительной власти, в задачи которых входят
нормативно-правовое регулирование, координация,
оказание государственных услуг, контроль
и надзор в сфере промышленности и энергетики.
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации осуществляет функции
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере промышленного, оборонно-промышленного,
в области развития авиационной техники,
технического регулирования и обеспечения
единства измерений, освоения месторождений
полезных ископаемых на основе соглашений
о разделе продукции, науки и техники в
интересах обороны и безопасности государства.
В пределах своей компетенции Министерство
осуществляет также функции федерального
органа по техническому регулированию
и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции
в отношении участков недр и месторождений
всех видов полезных ископаемых.
На Министерство возложены координация
и контроль деятельности подведомственного
ему Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии2.
В области нормативно-правового регулирования
оно принимает нормативные акты по таким
вопросам, как: метрологические правила
и нормы; правила регистрации деклараций
о соответствии продукции нормам технологических
регламентов; порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации;
правила создания, утверждения, хранения
и применения эталонов единиц величин;
порядок проведения государственного
метрологического надзора, а также иные
нормативные правовые акты по вопросам
его ведения.
Министерство также осуществляет функции по оказанию
государственных услуг, по управлению
государственным имуществом в сфере машиностроения,
металлургической, химической, нефтехимической,
биотехнологической, медицинской, легкой,
лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей,
авиационной, судостроительной, электронной
промышленности, промышленности средств
связи, радиопромышленности, промышленности
боеприпасов и специальной химии, химического
разоружения, промышленности обычных
вооружений. Оно является также уполномоченным
органом РФ по выполнению Конвенции о
запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и его уничтожения и Конвенции
о запрещении разработки, производства,
накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении.
Министерство организует выполнение
работ по созданию авиационной техники
и проводит расследования авиационных
происшествий с экспериментальными воздушными
судами. На него возложено ведение: сводного
реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного
реестра аэродромов экспериментальной
авиации РФ, контрольно-кассовой техники;
ведомственного регистра ядерных материалов.
В пределах своей компетенции оно осуществляет
координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания
новых авиационных технологий; государственное
регулирование в области экспериментальной
авиации; экономический анализ деятельности
подведомственных государственных унитарных
предприятий. На него возложены функции
государственного заказчика федеральных
целевых, научно-технических и инвестиционных
программ и проектов в установленной сфере
деятельности.
Федеральное министерство энергетики
Российской Федерации в соответствии
с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 28 мая 2008 г., осуществляет функции
по оказанию государственных услуг, управлению
государственным имуществом в сфере производства
и использования топливно-энергетических
ресурсов.
Минэнерго России осуществляет функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере топливно-энергетического
комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики,
нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,
газовой, угольной, сланцевой и торфяной
промышленности, магистральных трубопроводов
нефти, газа и продуктов их переработки,
возобновляемых источников энергии, освоений
месторождений углеводородов, в сфере
нефтехимической промышленности. Оно
выполняет функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом
в сфере производства и использования
топливно-энергетических ресурсов.
В Положении о Минэнерго России определены
полномочия в порученой сфере нормативно-правового
регулирования, осуществления контроля,
разработке и осуществлению программ
по различным направлениям его деятельности и т.д.
Государственная корпорация по атомной
энергии «Росатом», правовой статус и
организация деятельности которой закреплены
в одноименном Федеральном законе о ней
от 1 декабря 2007 г. Согласно данному Закону
Корпорация является уполномоченным органом управления
использованием атомной энергии, государственным
органом по ядерной и радиационной безопасности,
органом управления государственным запасом
специального сырья, ядерными материалами3.
Целями Корпорации является проведение государственной политики, осуществление
нормативно-правового регулирования,
оказание государственных услуг и управление
государственным имуществом в области
использования атомной энергии, развития
и безопасного функционирования организации
атомного энергопромышленного и ядерного
оружейного комплексов РФ, обеспечение
ядерной и радиационной безопасности
и др.
В пределах своей компетенции она принимает
нормативные правовые акты, закрепляющие
и регулирующие порядок государственного
учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов,
а также учета и контроля ядерных материалов,
являющихся собственностью иностранных
государств, иностранных юридических
лиц, временно находящихся на территории
РФ; выдачи сертификатов-разрешений на
перевозку ядерных материалов и т.д.
В процессе своей деятельности Корпорация
участвует в обеспечении безопасности
и охраны окружающей среды при использовании
атомной энергии; во взаимодействии с
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти проводит мероприятия по ликвидации последствий аварии при
использовании атомной энергии, а также
осуществляет совместно с ними мероприятия
по обеспечению безопасности ядерных
установок, радиационных источников, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ.
На нее возложены функции но осуществлению
лицензирования деятельности организаций
по использованию ядерных материалов
и радиоактивных веществ при проведении
работ по использованию атомной энергии
в оборонных целях, непрерывного мониторинга
продвижения специальных грузов на всех
видах транспорта, кроме спецгрузов Минобороны
России и т.д.
Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии (Ростехрегулирование),
в соответствии с Положением о нем, утвержденным
Правительством РФ 17 июня 2004 г., осуществляет функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом
в сфере технического регулирования и
метрологии. В содержание его деятельности
входит заключение государственных контрактов
на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных
нужд в установленной сфере деятельности.
Оно организует экспертизу и подготовку
заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных
научно-технических и инновационных программ,
а также экспертизу проектов национальных
стандартов; проведение испытаний средств
измерений и их поверку в РФ.
Агентство осуществляет создание технических
комитетов по стандартизации и координацию
их деятельности; утверждение национальных
стандартов, их учет, а также учет правил
стандартизации, норм и рекомендаций в
этой области; проведение работ по аккредитации
в установленной сфере деятельности; функции
национального органа по стандартизации;
межрегиональную и межотраслевую координацию
деятельности в области обеспечения единства
измерений и т.д.
В сфере промышленности определенная
роль отводится Федеральному космическому
агентству (Роскосмос), которое является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по обеспечению реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию,
оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере космической
деятельности, в том числе при проведении
организациями ракетно-космической промышленности
работ по ракетно-космической технике
военного назначения, боевой ракетной
технике стратегического назначения4.
В сфере промышленности и энергетики
определенными полномочиями обладает Федеральная
служба по тарифам (ФСТ России), Положение
о которой утверждено Правительством
РФ 30 июня 2004 г. Данная служба является
уполномоченным органом по осуществлению
правового регулирования в сфере государственного
регулирования цен (тарифов) на товары
(услуги), за исключением цен и тарифов,
регулирование которых относится к компетенции
других федеральных органов исполнительной
власти. Она также осуществляет функции
по определению (установлению) цен и тарифов
в сферах деятельности субъектов естественных
монополий.