Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. По существу, это юридические акты различных государственных органов, содержащие такие нормы, т. е. нормативные правовые акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п. Такое многообразие остро ставит проблему его систематизации и кодификации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие и особенности источников административного права…………..5
Виды источников административного права……………………………….8
Систематизация административного права……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Административное право Курсовая.docx

— 49.90 Кб (Скачать)

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  ПРАВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники административного права

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

Студентки 2 курса

Юридического  факультета

Заочного  отделения

Васильевой  Валерии Игоревны

зач. кн. 311/16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков

2013

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и особенности источников административного права…………..5
  2. Виды источников административного права……………………………….8
  3. Систематизация административного права……………………………….14

Заключение…………………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………………..21

 

Введение

 

Источники административного права - это внешние  формы выражения административно-правовых норм. По существу, это юридические  акты различных государственных органов, содержащие такие нормы, т. е. нормативные правовые акты.

Многообразие  административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п. Такое многообразие остро ставит проблему его систематизации и кодификации.

По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного  права. Имеется в виду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года  № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) с изменениями и дополнениями, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация.

Другим  способом систематизации является инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам).

Сейчас  многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (в Водном, Воздушном, Таможенном и других кодексах РФ). Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как, по мнению многих ученых - административистов, их можно бы было свести в единый кодификационный акт - Основы административного законодательства Российской Федерации.

Целью написания  контрольной работы послужили полноценный  анализ и всестороннее рассмотрение данной темы.

Для написания  этой работы использованы труды таких  ученых как Бахрах Д.Н, Старилова Ю. Н.; Дмитриева Ю.А., Полянского И.А., Трофимова Е.В. и др., а также КоАП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и особенности источников  административного права

 

Нормы административного  права находят свое закрепление  в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим  понятием "источник административного права". Источник административного права - это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.1

Фактически в юридическом смысле источниками административного права признаются нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права. 2 Все исследователи проблем источников административного права в один голос отмечают следующую важную особенность - многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Если источники других отраслей российского законодательства можно реально сгруппировать и хотя бы перечислить в рамках учебного курса, то система административно-правовых актов остается загадкой не только для студентов, но и для преподавателей, для ученых-правоведов, поскольку объема одного учебного пособия или монографии не хватит для того, чтобы просто в строчку написать названия всех источников норм административного права Российской Федерации.

 Как  правило, отрасль права имеет  один основной кодифицированный  источник норм отрасли и группу  сопутствующих источников федерального  и регионального уровня, уточняющих отдельные декларативные или другие общие положения кодексов. Так происходит в ситуации с нормами гражданского, уголовного, трудового права. Конституционное право опирается на Конституцию РФ как на своего рода кодекс конституционных норм. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. Особенная часть настоящего курса административного права направлена на освещение норм лишь федерального уровня правового регулирования, и в ней удалось проанализировать лишь часть норм административного права, нашедших закрепление в федеральных законах (в том числе в кодексах), но не более. Подзаконные нормативно-правовые акты составляют в данном случае "подводную часть айсберга" источников отрасли.3

 Многообразие  источников отрасли подтверждается  в частности тем, что утвержденный  Указом Президента РФ от 15 марта  2000 г. № 511 Классификатор правовых актов в своем составе содержит четкое указание лишь на четыре основные отрасли права: конституционное (конституционный строй), гражданское, трудовое и уголовное.4 Отдельно выделены также международные нормативно-правовые акты. Остальные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, поделены по позициям классификатора в зависимости от сферы регулирования того или иного нормативно-правового акта, и это по большей части сферы действия административного права.

 Бросается  в глаза то обстоятельство, что  нормативно-правовых актов, поделенных  по сферам действия, значительно больше, чем всех остальных вместе взятых. Безусловно, есть источники и других отраслей права (земельного, аграрного, экологического, таможенного, предпринимательского, финансового и др.). Однако, практически все перечисленные в скобках отрасли права являются комплексными и содержат в своей системе нормы административного права, даже если это просто нормы об административной ответственности.

Кроме того, в системе источников административного  права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"5).

Причиной  такого видимого многообразия источников отрасли служит многогранность его  предмета и универсальный характер метода правового регулирования. Государственно-управленческое воздействие имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а императивный характер правового воздействия задействован повсеместно, за исключением тех определенных областей и сфер, где действуют другие принципы правового регулирования.

 Еще  одна выделяемая многими особенность  источников административного права - это преобладание в их числе подзаконных нормативно-правовых актов. Потребности регламентации управленческой деятельности государства, основанные на общих принципах законности в государственном управлении, порождают необходимость легального разъяснения, детализации тех или иных административно-правовых норм, содержащихся в международных соглашениях, конституции, федеральных и федеральных конституционных законах. Кроме того, нормативно-правовые акты Правительства РФ или Президента РФ в каком-то смысле могут являться и актами управления.

 Именно в связи с этой особенностью административное законодательство характеризуется чрезвычайно обширным кругом подзаконных источников, часть из которых содержит общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть - нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной "частной" ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.6

 

2. Виды источников административного  права

 

 Источник административного права - это акт, содержащий норму административного права. В нормотворческой практике встречается достаточно большое количество видов таких актов. Исходя из того, что ключевой признак источника норм отрасли - это включение в состав официального документа, именуемого актом, нормы административного права, мы можем сделать на первый взгляд бесспорный вывод о том, что источниками административного права могут быть различные виды нормативно-правовых актов. По юридической силе и принявшему их субъекту такие акты подразделяются на виды,7в частности:

 Конституция Российской Федерации, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Конституция РФ - базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Федерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников. Административное право, как одна из старейших и обширнейших отраслей права также черпает нормы в Основном законе. Примерами административно-правовых норм в Конституции РФ являются нормы статей 2, 10, 11, 15, 32, 33, 38-46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного строя и основные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления; 71, 72, 76-78, закрепляющие особенности организации государственного управления в условиях федеративного государственного устройства нашей страны; глава 6, устанавливающая основы правового статуса Правительства РФ, и многие другие нормы, закрепляющие принципы государственного управления.8 Конституции республик и уставы (основные законы) других субъектов России также являются источниками административного права.9

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры РФ, относящиеся к организации публичного управления, статусу его субъектов.10

Законы (федеральные  конституционные, федеральные, основы законодательства, действующие законы РФ и РСФСР, СССР), а также законы субъектов Российской Федерации. По своему значению они делятся на:

- федеральные  конституционные законы, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"11, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"12 и др. Нормы федеральных конституционных законов имеют более высокую юридическую силу, чем нормы всех прочих законов, и именно они составляют фундамент отрасли административного права.

- кодификационные  законы, т.е. федеральные законы, принятые в форме кодексов. Среди них Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Налоговый кодекс РФ и другие. Зачастую в кодексах содержатся специальные нормы, устанавливающие их приоритет, более высокую юридическую силу по отношению к другим законам, принятым по вопросам, урегулированным в кодексе.13

Указы Президента РФ и нормативно-правовые акты глав субъектов Российской Федерации. Они могут содержать нормы административного права по различным вопросам его предмета: организации и осуществления исполнительной власти, государственной службы и др. Так, действуют указы Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"14; от 5 июня 2003 г., которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указами Президента РФ утверждаются положения о непосредственно подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и т. д.15

 Постановления Правительства РФ содержат значительное количество административно-правовых норм, ибо Правительство РФ, будучи высшим исполнительным органом государственной власти РФ, обладает широкой компетенцией в области государственного управления, установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Например, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Правительством РФ утверждаются положения о подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и других государственных органах.

Нормативные правовые акты иных федеральных  органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Ими могут устанавливаться административно-правовые нормы, действующие как в системе данных органов, так и за ее пределами, например, таможенные, санитарные, ветеринарные и другие правила.

Законы субъектов РФ (могут издаваться также в форме кодексов). По своей тематической, отраслевой направленности они разнообразны, но чаще всего ориентированы на различные сферы и отрасли управления, реализацию прав и свобод граждан и т. д. Они издаются как по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, так и по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ.

Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку эти акты имеют в основном управленческую направленность, они содержат преимущественно нормы административного права по вопросам организации здравоохранения, образования, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"