Характеристика общественных отношений, регулируемых административным правом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

В своей работе я хочу рассмотреть понятие и виды общественных объединений, основы их административно-правового статуса, в том числе профсоюзов, а также основы правового положения религиозных объединений, в том числе и представительств зарубежных, расположенных на территории РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды общественных объединений,
регулируемых административным правом………………………………4 - 7
1.1. Понятие общественных объединений……….4 - 5
1.2. Виды общественных объединений…………...6 - 7
Глава 2. Административно-правовой статус
общественных объединений………………………………………………..7 - 11
Глава 3. Правовое положение религиозных объединений….11 - 13
Заключение………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………15

Файлы: 1 файл

Общ объединения.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

       Законом определены важнейшие требования к  содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

       Государство  не  руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

       Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

       Во  всех случаях, когда отношения между  общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации, форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.

       Вместе  с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

       Общественные  объединения вправе участвовать  в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др8. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

       Общественные  объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в  установленных законом случаях  и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

       Помимо  установления общих правовых основ  статуса общественных объединений  государство влияет на них и иными  способами.

       Органы  юстиции осуществляют государственную  регистрации общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

       Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать  у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.

       Финансовые  органы контролируют источники доходов  общественных объединений, размеры  получаемых ими средств и уплату налогов.

       Надзор  и  контроль  за  выполнением  общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.

       Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятельность может быть приостановлена в случае нарушение Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда.

       Порядок приостановления устанавливается  федеральными законами.

       Общественное  объединение может быть ликвидировано  по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение  основ конституционного строя и  нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; виновном в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

       Статус  профсоюзных  организаций определяется Законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

       Профсоюзы — добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

       Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и  социальных прав своих членов. Они  независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и  хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право  своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

       Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т. д.

       Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных  случаях расторжение трудового  договора с работником-членом профсоюза по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

       Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе: а) социального партнерства; б) взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей; в) системы коллективных договоров и соглашений9.

       Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими  им возможность влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

       Помимо  прав, предусмотренных Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

       Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прекратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

 

       Глава 3. Правовое положение религиозных объединений

 

       Конституция Российской Федерации закрепляет право  каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

       Специальным актом, определяющим основные параметры  правового положения таких объединений, является Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»10. Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

       Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

       В Российской Федерации религиозные  объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

       На  территории Российской Федерации  не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

       Вместе  с тем Закон о свободе вероисповедания  как акт государственной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

       Государство охраняет законную деятельность религиозных  объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящихся к ним законодательства.

       Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов управления в области юстиции субъектов Российской федерации по правилам, установленным законом.

       Принципиальным  в статусе религиозных объединений  является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям11.

       Служители культа и члены религиозных объединений  признаются субъектами определенных нарушений  законодательства о религиозных культах.

       Деятельность  религиозных объединений может  быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

       При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Он является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества12.

       Заключение

 
 

       Для общественных объединений характерны черты образования на добровольной основе, они не обладают властными  полномочиями и не являются субъектами правотворчества, всегда действуют от своего имени, они являются некоммерческими организациями, прибыли от своей деятельности не извлекают. В их взаимоотношениях с государством действует принцип взаимного невмешательства.  Но государство имеет право контроля через предъявление определенных требований к содержанию устава общественной организации, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию, финансовые органы контролируют источники доходов, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Информация о работе Характеристика общественных отношений, регулируемых административным правом