Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Нормативное регулирование её деятельности по контролю и надзору в области безопасности дорожного движения производится рядом законодательных актов: Конституцией РБ, Законом РБ «Об органах внутренних дел», Положением «О Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, «О дорожном движении», Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», а также нормативными правовыми актами.

     В то же время, функции государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения, в части, непосредственно касаемой безопасности дорожного движения, возложены также и на другие государственные органы (министерства, службы, инспекции).

     Министерство  транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее Минтранс) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минтранс осуществляет координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в пределах своей компетенции. Правовой статус Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь определяется Положением о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.[1]

     Минтранс  осуществляет в соответствии с законодательством  государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов, дорожной деятельности, деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих: перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность; работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования; обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, объектов авиации, внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и портов; научные исследования; подготовку кадров; информационное обеспечение; иные работы в этой области.

     В структуру Минтранса входят департаменты с правами юридического лица, управления и отделы.

     Министерство  транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в области дорожного  движения:

  • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) и их допуска к участию в дорожном движении;
  • устанавливает по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь требования к диагностическим станциям и порядок выдачи разрешений на проведение ими государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним);
  • осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки пассажиров и грузов, законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения;
  • согласовывает порядок изменения организации дорожного движения;
  • выявляет в пределах своей компетенции причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по их устранению;
  • согласовывает программы и методические рекомендации по обучению безопасному поведению на дорогах;
  • осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение безопасности дорожного движения;
  • принимает меры по снижению вредного воздействия механических транспортных средств на окружающую среду;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

     Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Правовой статус Министерства определяется Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

     Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области дорожного движения:

  • проводит государственную регистрацию и государственный учет колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин;
  • устанавливает порядок приема квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором и самоходной машиной;
  • проводит прием квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором и самоходной машиной;
  • осуществляет выдачу водительских удостоверений на право управления колесным трактором и самоходной машиной;
  • выявляет причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием колесных тракторов и самоходных машин, и принимает своевременные меры по их устранению;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственного технического осмотра колесных тракторов и прицепов к ним и их допуска к участию в дорожном движении;
  • осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, принадлежностей к ним и запасных частей при их разработке, постановке на производство и переоборудовании;
  • устанавливает по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь порядок проведения государственного технического осмотра самоходных машин, за исключением самоходных машин, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, других воинских формирований, и их допуска к участию в дорожном движении;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

     Министерство  по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов. Правовой статус Министерства определяется Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В систему МЧС входят органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, а также государственные организации, подчиненные МЧС, согласно Перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь. Структурными подразделениями центрального аппарата МЧС являются департаменты с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, секторы.[1,8]

     Министерство  по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области дорожного движения:

  • устанавливает порядок регистрации и осуществляет регистрацию транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов;
  • устанавливает порядок допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов;
  • разрабатывает и утверждает специализированные единые программы подготовки водителей механических транспортных средств для выполнения перевозки опасных грузов;
  • осуществляет контроль за подготовкой водителей механических транспортных средств для выполнения перевозки опасных грузов;
  • устанавливает порядок выдачи свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

     Особая  роль при осуществлении надзора  в области безопасности дорожного  движения принадлежит деятельности транспортной прокуратуры, которая направлена на борьбу с преступностью, коррупцией, соблюдение государственной дисциплины и обеспечение общественной безопасности, устранение нарушений в экономической сфере, предотвращение террористических актов на объектах транспорта, обеспечение безопасности движения поездов, полетов воздушных судов, охрану здоровья и жизни граждан. Предметом особого внимания является надзор за расследованием дел о нарушениях правил безопасности движения.

     Транспортная  прокуратура проводит значительную работу не только по пресечению совершаемых  преступлений, но и по предупреждению и профилактике противоправных действий на транспорте, чем способствует сохранению и эффективному использованию государственной собственности.

     Для координации работы органов государственной  власти в области безопасности дорожного движения в апреле 2007 г. создана Постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь. В ее задачи входит осуществление информационно-аналитической деятельности по вопросам, относящимся к сфере безопасности дорожного движения, и подготовка предложений по вопросам  повышения безопасности дорожного движения в рамках совершенствования системы экономических, социальных, организационных, научно-технических, правовых и иных мер, направленных на предупреждение гибели и травмирования людей в дорожно-транспортных происшествиях.[4] 
 

 

      Заключение 

     В завершение можно сказать следующее:

     - под государственным надзором  за безопасностью дорожного движения  следует понимать специальную  деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений  требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РБ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий;

     - особенностью надзора за безопасностью  дорожного движения выступает  то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная  непосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;

     - данная деятельность выступает  одной из приоритетных функций  государственной власти, в связи  со значимостью общественного  вреда, возникающего вследствие  несоблюдения участниками отношений  в области дорожного движения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

     - административная ответственность,  возлагаемая на нарушителей установленных  норм, определяется по общим процессуальным  правилам, при этом такая ответственность  возможна лишь при наличии  вины, а наказание может быть вменено только управомоченным на то государственным органом (его должностным лицом);

     - государственный надзор за безопасностью  дорожного движения в Республике Беларусь производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РБ – Государственной автомобильной инспекцией МВД РБ, однако часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором ГУ Транспортной инспекции.

     В то же время, законодательное регулирование  общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, несовершенно, существующая система законодательства в сфере безопасности дорожного движения и его реальное применение, имеют ряд проблем, в числе основных следует выделить проблему нормативного регулирования данной сферы правоотношений, когда, в связи с большим объемом регулируемых в них интересов, регулирование производится множеством нормативно-правовых актов – от международных документов, до ведомственных инструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельно определяет понятия и термины, которые он использует.

     Такое положение дел требует систематизации всего нормативно-правового регулирования, отмену абсолютного большинства ведомственных актов и производство государственного надзора за безопасностью дорожного движения исключительно в рамках требований государственного закона. 

 

      Литература 

     1. Пугачева Т.И. Административное  право. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение»/УО «Полоцкий государственный университет».

     2. Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/Д.А.Гавриленко, И.И.Мах.-Мн.:Дикта, 2004.

     3. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008г. «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1410).

     4. Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961).

Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения