Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Особенности административного  регулирования в  сфере безопасности дорожного движения

     Административной  деятельности органов внутренних дел  Республики Беларусь свойственны все основные черты, характеризующие государственное управление: государственно-властный, исполнительно-распорядительный, непосредственно-организующий характер, непрерывность (повседневность), подзаконность, охранительная направленность, применение непосредственного принуждения.[12]

     Узкоспециализированная  административная деятельность органов  внутренних дел, производимая в сфере  безопасности дорожного движения –  это исполнительно-распорядительная деятельность, состоящая в организации  работы подчинённых подразделений, служб и сотрудников органов внутренних дел, а также в непосредственном практическом осуществлении последними возложенных на них задач по обеспечению административно-правовыми методами мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий.

     Административная  деятельность является той обязательной, неизменной основой, которая характеризует  органы внутренних дел. Это атрибут, неотъемлемое свойство органов внутренних дел, без которого они немыслимы, теряют основное качество органа исполнительной власти.

     Деятельность  в области дорожного движения, её субъекты и объекты, административно-правовые нормы, определяющие правонарушения, порядок  фиксации и способы их вменения установлены нормами Кодекса об административных правонарушений РБ, законами и иными нормативными актами, содержащими нормы процессуального характера.

     Административные  правонарушения в сфере безопасности дорожного движения имеют общий  признак – это их общественная опасность, т.е. противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения или иных нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое, на основании закона, предусмотрена административная ответственность.

     Общественная  вредность правонарушений, совершаемых  участниками дорожного движения, по сути своей – двояка, и состоит, с одной стороны, в том, что  ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинён материальный ущерб.

     Объектом  правонарушений в области безопасности дорожного движения является как  сама безопасность дорожного движения, так и установленный порядок  эксплуатации транспортных средств. При  этом, безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

     Так, например, в качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать такие общественные отношения, которые обеспечивают: соблюдение правил дорожного движения; соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств; проведение государственного технического осмотра автомототранспорта; безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов; остановок общественного транспорта и т.д.

     Поэтому, объективную сторону состава  административного правонарушения в области безопасности дорожного движения составляют деяния виновного лица, связанные с нарушением ими правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов и др.

     Субъектом административного правонарушения в области безопасности дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста – граждане и должностные лица, а также юридические лица.

     Субъективной  стороной административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения выступают виновные действия лиц, обязанных соблюдать установленные нормы закона, направленные на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий. С субъективной стороны административные правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже – неосторожной формами вины.

     Протоколы об административных правонарушениях  в области безопасности дорожного  движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

     При этом, административные правонарушения в сфере дорожного движения вправе рассматривать и выносить по ним  решения только управомоченные на то законом органы (должностные лица).

     Таким образом, всё вышесказанное можно  подытожить следующим:

     - особенностью административного  надзора за безопасностью дорожного  движения выступает то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная непосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;

     - данная деятельность выступает  одной из приоритетных функций  государственной власти, в связи  со значимостью общественного  вреда, возникающего вследствие  несоблюдения участниками отношений  в области дорожного движения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

     - административная ответственность,  возлагаемая на нарушителей установленных  норм, определяется по общим правилам, возможна лишь при наличии  вины, а наказание может быть  вменено только управомоченным на то государственным органом (должностным лицом). 

     Органы, производящие государственный  контроль и надзор за безопасностью  дорожного движения 

     В соответствии со ст.8 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» государственный контроль в области дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Государственной автомобильной инспекцией, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и организациями, им уполномоченными, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и организациями, им уполномоченными, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.

     Должностные лица Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Государственной автомобильной инспекции, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и организаций, им уполномоченных, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и организаций, им уполномоченных, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в пределах своей компетенции вправе выдавать юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, в том числе требований технических нормативных правовых актов, а также об устранении нарушений требований экологической безопасности и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.[3]

     Основным  органом, уполномоченным законом на осуществление функций по надзору  за безопасностью дорожного движения является Министерство внутренних дел  Республики Беларусь (МВД). Это республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Правовое положение МВД определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь. [1]

     Полномочия  МВД в области дорожного движения:

  • определяет формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения;
  • контролирует соблюдение законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте дорог, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесной контактной сети городского электрического транспорта и трамвайных путей;
  • устанавливает порядок учета дорожно-транспортных происшествий;
  • выявляет причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по их устранению;
  • устанавливает порядок приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора);
  • устанавливает порядок переоборудования транспортных средств;
  • устанавливает порядок оборудования проблесковыми сигналами (маячками) и специальными звуковыми сигналами транспортных средств, самоходных машин;
  • устанавливает порядок изменения организации дорожного движения по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

     Непосредственным  органом, управомоченным осуществлять надзор за безопасностью дорожного  движения в рамках МВД РБ является его структурное подразделение  – Государственная автомобильная  инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ), которая осуществляет государственное регулирование и управление, а также государственный контроль в области дорожного движения.[7,10]

     Государственная автомобильная инспекция в области  дорожного движения:

  • осуществляет государственный контроль за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения;
  • осуществляет государственный контроль за соответствием требованиям законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения конструкции транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним), принадлежностей к ним и запасных частей при их разработке, постановке на производство и переоборудовании;
  • осуществляет государственный контроль за соответствием Правилам дорожного движения технического состояния транспортных средств, самоходных машин, участвующих в дорожном движении;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими транспортные средства, самоходные машины, законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения;
  • проводит государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним);
  • проводит прием квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора);
  • осуществляет выдачу водительских удостоверений на право управления мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом;
  • анализирует организацию дорожного движения и принимает меры по ее совершенствованию;
  • согласовывает в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, маршруты движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и перевозки опасных грузов;
  • согласовывает открытие и изменение маршрутов перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
  • согласовывает маршруты, по которым осуществляется обучение управлению механическим транспортным средством;
  • согласовывает программы и методические рекомендации по обучению безопасному поведению на дорогах;
  • принимает меры по оказанию пострадавшим доврачебной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, доставке пострадавших в организации здравоохранения, обеспечению безопасности дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия, а также по сохранности имущества, оставшегося без присмотра;
  • проводит учет дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и принятых мер к виновным лицам;
  • выявляет в пределах своей компетенции причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по их устранению;
  • осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение безопасности дорожного движения;
  • осуществляет сопровождение (эскортирование) транспортных средств, самоходных машин в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  • запрещает участие в дорожном движении транспортных средств, самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • отстраняет водителей от управления транспортными средствами, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения