Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

УО «Полоцкий  государственный университет» 

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров 
 

                ФПКиПК  «Экономика и право» 

                   Специальность «Правоведение» 
               
               
               
               
               
               

РЕФЕРАТ 

По дисциплине «Административное право» 

На тему: «Государственный надзор за безопасностью  дорожного движения» 
 
 
 
 
 
 

Разработал:       слушатель группы 4-ПР-11 

                         Березовская Т.Н. 

Проверил:          Пугачева Т.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Новополоцк 2011

 

Введение 

     В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

     Проблема  обеспечения безопасности дорожного  движения остро стоит во всем мире.

     Опыт  ряда стран с развитой автомобилизацией, таких как Канада, Франция, Финляндия  и США, доказывает, что снизить уровень аварийности и избежать колоссальных социальных и экономических потерь можно, предприняв следующие меры: сформировав гибкую и адекватную законодательную основу по организации дорожного движения;

     в сфере дорожной инфраструктуры –  обустроив пешеходные переходы, отремонтировав дороги, организовав необходимое количество парковок;

     уделяя  особое внимание пропаганде безопасного  движения и наглядно показывая людям, к чему приводят нарушения правил дорожного движения.

     Основной  акцент в зарубежном законодательстве о безопасности дорожного движения делается на материальной ответственности нарушителей.

     Это не только большие штрафы, но и конфискация  автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля, тюремное заключение.

     Значительное  внимание уделяется в странах  Европейского союза и вопросам технической организации движения.

     В последние годы во многих странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого специальными органами охраны правопорядка надзора за соблюдением правил дорожного движения.

     По  оценкам зарубежных специалистов, по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства – один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения числа людей, пострадавших на дорогах. При этом основной тенденцией организации дорожно-постовой службы в большинстве стран мира является сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями дорожного движения, его регулирование с помощью центральных электронных пунктов управления.[5]

     Эффективность контроля (надзора) в любой сфере деятельности это своеобразная оценка его полезности с учетом достижения контрольной цели, реально совершенных ресурсных затрат, а также полученного результата от проведенного мероприятия за определенный промежуток времени. Эффективность контроля достижима, если верно и конкретно определены и реализуются цели, задачи, функции контролирующих подразделений, реализуются принципы контрольной деятельности, определены процедуры взаимодействия органов, осуществляющих контроль, а также основания и виды ответственности.[1]

 

      Понятие государственного надзора за безопасностью  дорожного движения 

     Государственный надзор - особая функция государства. Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.[13]

     Такое понимание надзорной деятельности, в полной мере, относится к контролю и надзору безопасности дорожного движения.

     При этом, правила дорожного движения дают толкование термина – «дорожное движение» – это движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения.[11]

     Непосредственно же, под безопасностью дорожного  движения, согласно толкования терминов правил понимается состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия.

     Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения состоит в  деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.[9]

     Данная  деятельность является предметом ведения  всех ветвей власти.

     При этом обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Беларусь осуществляется, помимо иных направлений, предусмотренных Законом от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» также и посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Республики Беларусь, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

     Особенностью  является то, что, государственный надзор и контроль за деятельностью в  области обеспечения безопасности дорожного движения, которые организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь производится только органами, наделёнными соответствующими полномочиями.

     Таким образом, под государственным надзором за безопасностью дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РБ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий. 

     Особенности осуществления государственного надзора за безопасность дорожного движения 

     Рассматривая  вопрос об особенностях осуществления  государственного надзора за безопасностью  дорожного движения следует отметить то обстоятельство, что данная деятельность совокупно объединяет несколько, различных по направленности, функций – контрольные, надзорные, разрешительные, функции согласований и др.

     Важно обратить внимание, на то обстоятельство, что рассматривая вопрос об институте  административного надзора необходимо учитывать, что понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» не тождественны.

     В литературе отмечается, что определение  полномочий контрольных органов  достаточно сложно в связи с построением  новой структуры органов исполнительной власти и неокончательной определённостью по поводу сущности контроля и надзора, что требует дальнейшей доработки распределения контрольных полномочий между органами исполнительной власти. Тем не менее, общепризнанно, что понятие государственного контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет присущие только ему признаки.

     Можно дать следующее определение понятию  «контроль» – это форма юридической  деятельности, при которой управомоченные органы и лица, в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия, осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан. Органы, осуществляющие государственный контроль, организуют и проводят проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя меры административного принуждения.

     В отличие от контроля, надзор – это  автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся  в совершении ими, в соответствии со своей компетенцией, юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами, их должностными лицами, иными поднадзорными субъектами, в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства. При этом, надзорная деятельность ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает наблюдение за соблюдением поднадзорным субъектом определённых правовых норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности.[14]

     Это позволяет выявить отличительные  черты административного надзора, к которому, безусловно следует относить государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Итак, во-первых, органы административного надзора включены в систему исполнительной власти. При этом, лишь прокуратура, как орган государственного надведомственного надзора в сфере государственного управления, вправе осуществлять надзор за законностью в деятельности самих органов административного надзора и законностью выносимых ими решений.

     Во-вторых, органы административного надзора  наделены большими полномочиями: от инспектирования до приостановления (запрещения) хозяйственной деятельности, в том числе, более узкие правомочия, например, в рассматриваемой нами сфере – запрещение эксплуатации транспортного средства, ограничение пользования дорогой и др.

     В-третьих, органы административного надзора осуществляют проверки только по вопросам, относящимся к их компетенции и только в сфере их деятельности, например, энергонадзор – в сфере электроснабжения, санэпиднадзор – за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил. Органы административного надзора в сфере безопасности дорожного движения – отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

     В-четвертых, административный надзор осуществляется также и в отношении граждан. В нашем случае, субъектами надзора за безопасностью дорожного движения выступают водители, пешеходы, должностные лица.

     В-пятых, органы административного надзора, в лице их должностных лиц вправе привлекать виновных к административной ответственности.

     В-шестых, общая цель административного надзора: введение в режим законности непосредственной деятельности поднадзорных объектов.

     Таким образом, административный надзор, в  общем виде, выступает как специальный  вид правоохранительной деятельности органов государственного управления, основной целью которой является обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении и в поднадзорных сферах деятельности. Такая функция, как государственный надзор за безопасностью дорожного движения, являющийся основой администрирования общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, по своей сущности является многонаправленной, объединяющей в себе и контроль, и надзор и согласовательно-разрешительную деятельность уполномоченных на то органов власти. 

Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения