Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:10, аттестационная работа

Краткое описание

Хочу начать с того, что в каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию социальных дел. Без этого трудно поддержать их устойчивость. Сейчас изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Все это выдвигает перед правом очень серьезные требования. Пожалуй, их наибольший объем сосредотачивает в себе административное право как опора в системе публичного права.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

Понятие государственной службы и государственного служащего. Должность-----------------------------------------------------------------------------------4

Правовые основы деятельности государственных служащих-------------------5

Порядок прохождения государственной службы-----------------------------------7

Классификация государственных служащих. Понятие служебной карьеры -9

Понятие дисциплинарной ответственности. Особенности привлечения к данному виду ответственности государственных служащих --------------------11

Обязанности и права государственных служащих---------------------------------13

Заключение---------------------------------------------------------------------------------16

Файлы: 1 файл

Понятие государственной службы в Украине.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки, молодёжи и спорта в Украине

ГВУЗ” Приазовский государственный технический университет “

Кафедра: интеллектуальной собственности  и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровое домашнее задание по курсу правоведения на тему:

Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

студент группы ---------

----------------

Принял

.--------------.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ------------------.2012

 

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

 

Понятие государственной  службы и государственного служащего. Должность-----------------------------------------------------------------------------------4

 

Правовые основы деятельности государственных служащих-------------------5

 

Порядок прохождения  государственной службы-----------------------------------7

 

Классификация государственных  служащих. Понятие служебной карьеры -9

 

Понятие дисциплинарной ответственности. Особенности привлечения к данному виду ответственности государственных служащих --------------------11

 

Обязанности и права  государственных служащих---------------------------------13

 

Заключение---------------------------------------------------------------------------------16

 

Введение

Хочу начать с того, что в каждом обществе и государстве  всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию социальных дел. Без этого трудно поддержать их устойчивость. Сейчас изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Все это выдвигает перед правом очень серьезные требования. Пожалуй, их наибольший объем сосредотачивает в себе административное право как опора в системе публичного права.

 

Понятие государственной службы и государственного служащего. Должность

 

Государственная служба органически  связана с государством, его ролью  и местом в жизни общества. В  деятельности государственных служащих реализуются задачи и функции  государства, поскольку каждая должность - это круг служебных обязанностей, составляющих часть компетенции соответствующего государственного органа. Компетенция лежит в основе структуры органа и одновременно имеет целью создание личного состава государственного органа или его аппарата - государственных служащих. С должностью - первичным структурным подразделением (единицей) связан круг вопросов: установление должностей, правила и способы их замещения, служебная карьера, порядок перехода с одной должности на другую и т.д. Таким образом, если государственную службу рассматривать с точки зрения места, которое она занимает в государственной организации, то она начинается там, где устанавливается должность. Установление должностей завершает организацию государственных органов и их аппарата.

 

Вместе с тем следует отметить, что государственная служба, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от форм государственной деятельности: государственная служба в аппарате законодательных органов, государственная служба в органах исполнительной власти (органах государственного управления и их аппарате), в судебных органах и органах прокуратуры. Это свидетельствует о том, что государственная служба, будучи всегда органически связанной с государством, в реальной действительности воплощается в выполнении определенных задач и функций государства - законодательных, исполнительных, судебных, прокурорско-надзорных; ее направления фактически отвечают основным формам государственной деятельности. Государственная служба в определенной степени отображает факт общественного распределения труда, подчеркивает разнообразие его видов.

 

В условиях независимости, а соответственно и усложнения задач и функций  государства, роль и значение государственной  службы в Украине постоянно растет. В последнее время законодательными и исполнительными органами проведены определенные мероприятия по усовершенствованию правового регулирования государственно-служебных отношений и организации государственной службы. Принят ряд законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные направления государственно-служебной деятельности о пограничных войсках Украины, о Хозяйственном суде Украины, о Прокуратуре Украины, о Вооруженных Силах Украины, об образовании, о милиции Украины и др. Все они в той или иной степени касаются вопросов организации и прохождения государственной службы в соответствующих государственных органах. Закон Украины от 16. 12. 1993 г. «0 государственной службе», направленный на урегулирование общественных отношений, охватывающих деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу. В преамбуле Закона указано, что он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате, во содержание Закона позволяет сделать вывод о том, что он практически регулирует деятельность аппарата органов исполнительной власти.

 

Вместе с тем Закон «О государственной  службе» - это первый законодательный  акт в истории Украины, направленный на урегулирование одной из важнейших сторон (или частей) деятельности государства. В нем впервые на официальном уровне сформулировано понятие государственной службы в Украине (ст. 1) как профессиональной деятельности лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате и получающих заработную плату из государственных средств. Есть все основания считать, что понятие государственной службы объединяет самые главные элементы содержания служебной деятельности, охватывающие наиболее существенные ее стороны, указывает также на значительную организаторскую роль государства в решении проблем управления разными отраслями экономики, социально-культурного строительства и т.д., поскольку от профессиональных знаний кадров управления зависит выполнение государственных задач и функций.

 

В то же время, на наш взгляд, не совсем удачным является определение понятия  государственного служащего, приведенное  в ч. II ст. I Закона. В определенной степени эта неудача вытекает из неточности в понятии государственной службы, которая вместе с другими элементами связывается и с получением заработной платы из государственных средств. Очевидно, что заработную плату следует соотносить не с государственной службой, а с государственными служащими. Последние выполняют возложенные на них обязанности на постоянной или временной основе, на основании, как правило конкурсного отбора, в зависимости от категории должности. Должность, занимаемая государственным служащим, определяет содержание его деятельности и праве вое положение, объем, формы, методы участия государственного служащего в практическом осуществлении компетенции того государственного органа, в котором он работает. В соответствии со ст. 2 Закона должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. На наш взгляд, определение должности является очень удачным и может быть использовано для любого государе венного органа, структурного подразделения, их аппарата. К сожалению, этого нельзя сказать о приведенном законе понятии должностных лиц: ими считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

 

Вопрос об определении должностного лица имеет очень важное значение, поэтому вышеизложенное не может  удовлетворить с принципиальных позиций. Во-первых, это понятие не имеет четкости, поскольку в нем говорится о государственных служащих, на которых законом и иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций, а в преамбуле Закона сказано, что он определяет статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате. Во-вторых, в понятии названы лица, наделенные консультативно-совещательными функциями, однако этими функциями могут обладать не только должностные, но и другие лица. Например, в центральных органах исполнительной власти и других органах государства есть должности консультантов, советников. Однако, если подобные консультанты и советники не наделены организационно-распорядительными, а лучше было бы сказать властно-распорядительными функциями, то они не могут относится к должностным лицам. Практическое определение понятия «должностное лицо» тесно связано с уголовным законодательством и институтом административной ответственности.

 

Правовые  основы деятельности государственных служащих

 

В статье 38 Конституции Украины  закреплено право граждан на доступ к государственной службе. Закон  «О государственной службе» устанавливает  ее основные принципы и закрепляет право граждан Украины на государственную службу независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получивших соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор или другую процедуру, предусмотренную Кабинетом Министров Украины. К сожалению, в Законе ничего не сказано о возможности и порядке пребывания на государственной службе в Украине иностранных граждан, хотя современная практика государственной деятельности свидетельствует, что их опыт широко используется в разных отраслях управления. Поэтому урегулирование порядка занятия должностей такими лицами, прохождение службы и освобождение необходимо закрепить в действующем законодательстве.

 

Впервые в законодательстве Украины  указано на этику поведения государственного служащего, что имеет большое  как теоретическое, так и практическое значение.

 

Политика в сфере государственной  службы определяется Верховной Радой  Украины. Основными ее направлениями являются установление целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективности работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией. Для проведения государственной политики и функционального управления государственной службой при Кабинете Министров Украины создано Главное Управление государственной службы. Координационный совет по вопросам государственной службы.

 

На Главное управление государственной  службы возлагается прогнозирование и планирование потребностей государственных органов и их аппарата в кадрах, обеспечение вместе с другими государственными органами реализации общих направлений политики в сфере государственной службы, разработка и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, разработка, координация и контроль осуществления мероприятий по повышению эффективности государственной службы и решении других вопросов организации и правового регулирования государственной службы.

 

Поскольку вопросы функционирования государственной службы в государственных  органах, правовое положение которых  регулируется специальные Украины, решается этими органами, то является важным создание и функционирование Координационного совета по вопросам государственной службы для определения путей, способов и форм реализации основных направлений развития государственной службы, объединения усилий государственных органов по повышению ее эффективности. Положение об этом совете утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Важное значение имеет урегулирование правового статуса служащих государственных  органов и их аппарата. В соответствии с ч. I ст. 9 Закона «О государственной службе» правовой статус Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, глав постоянных комиссий Верховной Ряды и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров, Председателя и членов Конституционного Суда Украины, Председателя и членов Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного Суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируются Конституцией я специальными законами Украины.

 

Правовое положение государственных  служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и т.д. определяется в соответствии с Законом «О государственной службе», если иное не предусмотрено законами Украины. В законе о государственной службе закреплены основные обязанности и права государственных служащих. Они обязаны: придерживаться Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечивать эффективную работу соответствующих органов, не допуская при этом нарушений прав и свобод человека и гражданина; непосредственно выполнять возложенные на них служебные обязанности; хранить государственную тайну, информацию о гражданах, которая стала им известна во время выполнения обязанностей государственной службы, постоянно совершенствовать организацию своей работы и повышать профессиональную квалификацию. Важным является то, что государственный служащий не только вправе, но и обязан в случае получения распоряжения, противоречащего действующему законодательству, незамедлительно, в письменной форме сообщить об этом должностному лицу, давшему распоряжения, противоречащего действующему законодательству, незамедлительно, в письменной форме сообщить об этом должностному лицу, давшему распоряжение, а в случае настаивания на его выполнении - информировать вышестоящее должностное лицо. В то же время непонятно, почему только в письменной форме может быть сделано подобное сообщение. Форма может иметь значение только тогда, когда должностное лицо, давшее неправомерное распоряжение, настаивает на его выполнении. Среди широкого спектра основных прав государственных служащих следует отметить такие права: на уважение личного достоинства, на социальную и правовую защиту, продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного выполнения служебных обязанностей, принятия решения в рамках своих полномочий и т.д. Законодатель правильно подчеркивает, что конкретные обязанности и права государственных служащих должны определяться на основе типовых квалификационных характеристик и отображаться в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в рамках закона и их компетенции.

Информация о работе Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих