Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:10, аттестационная работа

Краткое описание

Хочу начать с того, что в каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию социальных дел. Без этого трудно поддержать их устойчивость. Сейчас изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Все это выдвигает перед правом очень серьезные требования. Пожалуй, их наибольший объем сосредотачивает в себе административное право как опора в системе публичного права.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

Понятие государственной службы и государственного служащего. Должность-----------------------------------------------------------------------------------4

Правовые основы деятельности государственных служащих-------------------5

Порядок прохождения государственной службы-----------------------------------7

Классификация государственных служащих. Понятие служебной карьеры -9

Понятие дисциплинарной ответственности. Особенности привлечения к данному виду ответственности государственных служащих --------------------11

Обязанности и права государственных служащих---------------------------------13

Заключение---------------------------------------------------------------------------------16

Файлы: 1 файл

Понятие государственной службы в Украине.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

 

В Законе Украины «0 государственной службе» (раздел VI) указаны основания для ее прекращения. Законодательством Украины о труде, кроме общих оснований, предусмотрены и другие условия прекращения государственной службы: нарушение условий реализации права на государственную службу, несоблюдение требований, связанных с прохождением государственной службы; достижения государственным служащим предельного возраста пребывания на службе; выяснение или возникновение обстоятельств, препятствующих пребыванию на государственной службе; отказ от принятия присяги или ее нарушение; непредставление или представлении неправильных сведений о доходах служащего; отставка для служащих, занимаемых должностипервой или второй категории.

 

Понятие дисциплинарной ответственности. Особенности  привлечения к данному виду ответственности государственных служащих

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут  гражданскую, административную или  уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

 

Дисциплинарная ответственность  применяется к государственному служащему при невыполнении или ненадлежащем выполнении служебных обязанностей, превышении полномочий, нарушении ограничений, связанных с прохождением службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего, или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает. Кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством Украины о труде, к служащим могут применяться предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

 

  Обязанности и права государственных  служащих

 

В Законе «О государственной  службе» закреплены основные обязанности  и права государственных служащих. Государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию и другие акты законодательства Украины, обеспечивать эффективную работу соответствующих органов, не допуская при этом нарушений прав и свобод человека и гражданина, непосредственно исполнять возложенные на них служебные обязанности, сохранять государственную тайну, информацию о гражданах, которая стала им известна во время исполнения обязанностей государственной службы, постоянно совершенствовать организацию своей работы и повышать профессиональную квалификацию. Важным является и то, что государственный служащий не только имеет право, но и обязан в случае получения поручения, противоречащего действующему законодательству, безотлагательно, в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивания на его исполнении — уведомить вышестоящее по должности лицо.

 

Среди широкого спектра  основных прав государственных служащих следует отметить право на уважение личного достоинства, право на социальную и правовую защиту, право на продвижение  по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения служебных обязанностей, право принимать решения в пределах своих полномочий и др. Законодатель подчеркивает, что конкретные обязанности и права государственных служащих должны определяться на основе типовых квалификационных характеристик и отображаться в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

 

Предоставляя всем гражданам  Украины равное право доступа на государственную службу, законодатель вместе с тем устанавливает круг ограничений, которые связаны с приемом на государственную службу и прохождением государственной службы.

 

Ограничения, связанные  с приемом на государственную  службу, являются традиционными — признание лица в установленном порядке недееспособным, наличие судимости, которая несовместима с занятием должности, непосредственная подчиненность или подотчетность лицам, которые являются близкими родственниками или свояками. Законами Украины для некоторых категорий государственных служащих могут устанавливаться и другие ограничения, связанные с приемом на государственную службу.

 

В соответствии со ст. 16 Закона государственный служащий не имеет  права осуществлять действия, предусмотренные ст. ст. 1,5 Закона Украины от 5 октября 1995 г. «О борьбе с коррупцией». К таким действиям относятся коррупционные деяния: незаконное получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, в связи с исполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая существенно ниже их фактической (действительной) стоимости; получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

Специальные ограничения  относительно государственных служащих и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направлены на предупреждение коррупции и перечислены в ст. 5 Закона «О борьбе с коррупцией». Они не имеют права: способствовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ; заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников или подставных лица, быть поверенными третьих лиц в делах государственного органа, в котором они работают, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики); входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или другие исполнительные органы предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность; отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию и совершать другие действия, запрещенные действующим законодательством.

 

Государственные служащие не могут принимать участие в  забастовках и совершать иные действия, препятствующие нормальному  функционированию государственного органа. Ограничения, связанные с прохождением службы отдельными категориями государственных служащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины.

 

Лица, претендующие на занятие  должности в системе государственной  службы или на исполнение иных функций  государства, предупреждаются об установленных в отношении их ограничениях.

 

Для занятия должности  государственного служащего введено  декларирование доходов лица, которое  претендует на должность, а лицам, претендующим на занятие должностей первой и второй категории (ст. 25 Закона), нужно представить, кроме декларации о доходах, сведения о принадлежащем им и членам их семей недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

 

Указанные сведения подаются ежегодно и лицами, которые уже  зачислены на государственную службу.

 

 

 

 

 

Заключение     

Система украинского  административного права еще  далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее  время правотворчества в сфере  административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается таким “внешним” фактором как коррупция, которой пропитано всё наше государство во всех сферах деятельности, а особенно в сфере гос. службы.

С коррупцией нужно бороться это однозначно, но возникает вопрос как? Я предлагаю несколько способов:

1.Тщательный  отбор кадров при приеме на  государственную службу.

2. Контроль за  расходами чиновников.

3. Законодательное  ограничение прав государственных  служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны.

4. И, наконец,  самый неприятный, но  нужный способ  – профилактика.

 

 Однако есть  основания надеяться, что комплексное  развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в наших условиях.

 

 

Список  использованной литературы

 

Конституція України. –  К., 1996.

 

Кодекс законів України  про працю. Неофіційне видання. – Х., 1993.

 

Кодекс України про  адміністративні правопорушення: Науково-практ. комент. – К., 1991.

 

Про концепцію судово-правовї  реформи в Україні: постанова  Верховної Ради України від 22.04.1992 р. // Відом. Верхов. Ради України. – 1992. - № 30. – С. 426

 

Концепція судово-правової реформи в Україні //Голос України. – 1992. – 12 серп.

 






Информация о работе Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих