Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
дать понятие и определить сущность юридического лица;
изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
установить способы создания и возникновение юридических лиц;

Файлы: 1 файл

Гражданское Право КУРСОВАЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества.

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается государственной регистрацией. Для того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости от вида предполагаемой деятельности), приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

Заключение

 

Изучив историю возникновения юридических лиц, мы видим, что наукой предложено большое количество концепций о юридическом лице, основанных на опыте зарубежной практики и российском историческом опыте. И хотя проблеме юридического лица посвящена обширная литература, создано множество теорий, пытающихся раскрыть природу юридического лица, определить содержание понятия юридического лица и соотношение этого понятия с понятием субъекта права, все разнообразие теорий, объясняющих суть этого непростого явления, до сих пор остается малоизученным.

Создание юридических лиц – процесс, направленный на достижение главной цели: обеспечение функционирования этого юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: проектирование юридического лица, разработка учредительных документов и его государственная регистрация. Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Из этапов создания организации одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная регистрация. Государственная регистрация – это заключительный этап создания юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц – феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. В России регистрация введена в XVII веке для осуществления полицейско-фискальных целей. Возникнув первоначально, как обязательная процедура для придания статуса юридического лица лишь некоторым субъектам имущественных отношений, к настоящему моменту государственная регистрация стала обязательной для возникновения любого юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных особенностей. Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.

Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности.

Анализируя проблемы создания юридических лиц и пути их решения, напрашивается вывод, что проверка достоверности представленных сведений (качественная сторона регистрации) остается за рамками регистрации. Хотя именно качественная сторона регистрации является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Однако законодатель в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица выделяет лишь количественные критерии, связанные с нарушением правил оформления представленных на регистрацию документов.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что введенное в середине 2013 г. законодательство о государственной регистрации юридических лиц является значительным шагом вперед к эффективному регулированию этого комплекса отношений. Безусловным достоинством новой системы являются:

  • во-первых, принцип "одного окна", сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;
  • во-вторых, введение в практический оборот единого информационного ресурса - Единого государственного реестра юридических лиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации практически всех юридических лицах;
  • в-третьих, стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности, как регистрирующих органов, так и заявителей.

Суммируя все написанное, резонно сделать следующий вывод. Государственная регистрация юридических лиц - процесс, необходимый и важный для современной России, которая провозгласила себя правовым, социальным государством с элементами рыночной экономики. В этой ситуации нужно найти наиболее приемлемый вариант построения системы государственной регистрации, который бы полностью соответствовал поставленным принципам. Начало уже было положено принятием нового Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2012 г. № 129-ФЗ, реформированием органов, осуществляющих государственную регистрацию, снижению административных барьеров в этом процессе. Однако заканчивать на этом не стоит. Институт регистрации только начал свою практическую деятельность, и сегодняшняя задача - внимательно изучить эту практику, выявить положительные моменты реформирования, закрепить их и развивать, ликвидировать пробелы, недостатки, которые также присутствуют.

 

Список использованных источников

 

Нормативные и иные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.2013 // Рос. газ. – 2013. – 25 дек.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Кодекс Рос. Федерации от 30 ноября 2013 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. - № 32. – Ст. 3301.
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 01.12.2014 г.) № 129-ФЗ // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 5 декабря.
  4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 05.02.2014) № 128-ФЗ // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 12 февраля.

Литература

  1. Белоусова М. В. Юридические лица: государственная регистрация / М. В. Белоусова // Налоги. – 2014. - № 45. – С. 14.
  2. Бондаренко Д. В. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридического лица / Д. В. Бондаренко // Право и экономика. – 2013. - № 4. – С. 44.
  3. Гусева Т.А. Административная ответственность в предпринимательской деятельности / Т.А. Гусева, А.И. Дихтяр, М.Н. Дракина. М., 2014. - С. 5.
  4. Залесский В. В. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации / В. В. Залесский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. - № 8. – С. 33.
  5. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
  6. Зыкова И. В. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной регистрации юридических лиц при их создании / И. В. Зыкова // Гражданское право. – 2013. - № 3. – С. 33.
  7. Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития / И. В. Зыкова // Адвокат. - 2014. № 1. – С. 32.
  8. Курбатов А.Я. Защита прав предпринимателей в отношениях с государством / А. Я. Курбатов // Хозяйство и право. – 2013. - № 10. - С. 46.
  9. Ломакин Д.В. О проекте федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" / Д. В. Ломакин // Законодательство. - 2012. - № 6. – С.46.
  10. Носков Б. П. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения / Б. П. Носков // Юрист. – 2013. - № 5. – С. 35.
  11. Петрова С. М. Споры о подведомственности дел, связанных с государственной регистрацией юридических лиц / С. М. Петрова // Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 9 / Под ред. В.Ф. Яковлева. Юридическая литература, 2012. – С. 47.
  12. Степанов Д. И. Аннулирование реорганизации: повод задуматься над концептуальными подходами в области создания юридических лиц / Д. И. Степанов // Закон. – 2014. - № 3. – С. 33, 34.
  13. Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица / Б. Б. Черепахин. Труды по гражданскому праву. - М., 2012. - С. 301;
  14. Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица / Б. Б. Черепахин. Труды по гражданскому праву. - М., 2012. - С. 469.
  15. Чуряев А. В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты / А. В. Чуряев // Адвокат. – 2013. - № 4. – С. 54.
  16. Шевчук Д. А. Основные этапы создания юридического лица / Д. А. Шевчук // Право и экономика. – 2014. - № 1. – С. 38-39.
  17. Щербаков Н. Б. Недействительность и государственная регистрация юридических лиц: сб. ст. – Статут, 2013. – С. 137, 141.

 


 


1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Кодекс Рос. Федерации от 30 ноября 2013 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. - № 32. – Ст. 3301.

2 Шевчук Д. А. Создание собственной фирмы: профессиональный подход / Д. А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа РОСБУХ, 2014. – С. 23.

3 Шевчук Д. А. Создание собственной фирмы: профессиональный подход / Д. А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа РОСБУХ, 2014. – С. 34.

4 Иоффе О.С. Советское гражданское право / О. С. Иоффе. - Л., 1958. - С. 105.

5 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 05.02.2014) № 128-ФЗ // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 12 февраля.

6 О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07. 2013 г. № 6/8, п. 18 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 9.

7 Постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2013 г. № 6164/98 // Вестник ВАС РФ. - 2013. - № 5. - С. 65.

8 Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица / Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2012. - С. 301; Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица. — Там же. С. 469.

9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Кодекс Рос. Федерации от 18 декабря 2013 г. № 230-ФЗ, ст. 1473 // Рос. газ. – 2013. – 22 декабря.

10 О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон РФ от 18 декабря 2013 г. № 231-ФЗ // Рос. газета. – 2013. – 22 декабря.

11 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 01.12.2014 г.) № 129-ФЗ, п. 2,3 ст. 8 // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 5 декабря.

12 Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование: В 2 т. СПб., 1902. - Т. 1. - С. XX.

13 Александров В. Учение о лицах юридических, по началам науки. М., 1865. - 149 с.; Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. СПб., 1888. - 91 с.; Суворов Н. Об юридических лицах по римскому праву. М., 1900. - 351 с.

14 Азаревич Д. Система римского права: В 2 т. СПб., 1887. Т. 1. - С. 10 - 108; Александров В. Указ. соч. - С. 7 - 16; Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2014. - С. 103 - 113; Гуляев А.М. Русское гражданское право. СПб., 1913. - С. 73 - 81; Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицына. Пг., 1915. - С. 76 - 79; Нефедьев Е.А. Учебник торгового права. М., 1904. - С. 60 - 63; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914. - С. 142 - 148.

15 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - С. 148.

16 Там же. - С. 147.

17 Азаревич Д. Указ. соч. - С. 108.

18 Герваген Л.Л. Указ. соч. - С. 28 - 29.

19 Покровский И.А. Указ. соч. - С. 139.

20 Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. Кн. 2-я. М., 2014. - С. 534.

21 Зыкова И. В. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной регистрации юридических лиц при их создании / И. В. Зыкова // Гражданское право. – 2013. - № 3. – С. 33.

22 Зыкова И. В. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной регистрации юридических лиц при их создании / И. В. Зыкова // Гражданское право. – 2013. - № 3. – С. 33.

23 Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2014 г. N САЭ-3-09/16@ // Российская газета. – 2014. – 29 декабря.

 

24 Щербаков Н. Б. Недействительность и государственная регистрация юридических лиц: сб. ст. / отв. Ред. М. А. Рожкова. – Статут, 2013. – С. 141.

25 Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 2012. - С. 72.

26 Власов А.В. Лекции по гражданскому и торговому праву зарубежных стран. – М.: Норма, 2013. С. 216.

27 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 01.12.2014 г.) № 129-ФЗ, п. 1 ст. 23 // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 5 декабря.

28 Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ от 19 мая 2012 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2013) // Рос. газета. – 2013. – 25 мая; 2013. – 17 января.

29 О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02 декабря 2013 г. № 395-1 (ред. от 17.05.2014), ст. 12 // Рос. газета. – 2012. – 10 февраля; 2014. – 24 мая.

30 О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26 июля 2013 г. № 135-ФЗ // Рос. газета. – 2013. – 27 июля.

31 Шевчук Д. А. Основные этапы создания юридического лица / Д. А. Шевчук // Право и экономика. – 2014. - № 1. – С. 38.

32 Шевчук Д. А. Указ. соч. – С. 39.

33 О принятии и введении в действие ОКВЭД: Постановление Госстандарта от 6 ноября 2012 г. № 454-ст [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].

34 Бондаренко Д. В. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридического лица / Д. В. Бондаренко // Право и экономика. – 2013. - № 4. – С. 44.

35 Залесский В. В. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации /В. В. Залесский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. - № 8. – С. 33.

36 Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2013 г. № 208-ФЗ (ред. от 05.02.2014) // Рос. газета. – 2013. – 29 декабря; Парламентская газета. – 2014. – 8 февраля.

37 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон РФ от 08 августа 2012 г. (ред. от 01.12.2014 г.) № 129-ФЗ, п. 2,3 ст. 8 // Рос. газета. – 2012. – 10 августа; 2014. – 5 декабря.

38 Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2014 по делу № А68-3866/06-АП-247/14 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения