Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
дать понятие и определить сущность юридического лица;
изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
установить способы создания и возникновение юридических лиц;

Файлы: 1 файл

Гражданское Право КУРСОВАЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Действующий институт государственной регистрации юридических лиц сложился в России уже шесть лет. В 2012 г. вступил в силу долгожданный и необходимый на практике Федеральный закон от 8 августа 2012 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в дальнейшем подвергшийся неоднократным изменениям и дополнениям.

Введение в юридическую силу основного нормативного правового акта - Федерального закона от 08.08.2012 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" № 129-ФЗ – изменило практически всю систему легитимации предпринимательства в России. Действовавший ранее порядок регистрации юридических лиц опирался главным образом на Закон РСФСР от 25 декабря 2013 г. № 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации". Несмотря на отдельные достоинства этих актов, каждый из них подчас противоречил друг другу. Очевидна и явная децентрализация закрепленной в них процедуры регистрации юридических лиц, осуществлявшейся в местных администрациях без единой информационной базы данных. Нельзя не упомянуть и об огромном количестве пробелов правового регулирования, которые позволяли широко распространиться административным барьерам. Все это в сумме, конечно, не могло обеспечить нацеленное движение к рыночной экономике, основа для которого заложена в ст. 8 Конституции РФ.

«Необходимость такого изменения была вызвана несоответствием существующего порядка требованиям современного развития общественных отношений, – полагает И. В. Зыкова21, – Следствием данного положения явилось наличие множественности регистрирующих органов – к середине 2012 года в стране функционировало примерно 4,5 тысячи регистрирующих органов, насчитывающих примерно 18 тысяч сотрудников, из которых около 14 тысяч занимались исключительно регистрацией юридических лиц, отсутствовал единый порядок государственной регистрации юридических лиц, не был установлен единый размер государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию организации, не было единой общероссийской методологической и технологической поддержки процедуры государственной регистрации, единого государственного реестра юридических лиц»22.

Чтобы устранить эти и другие значительные недостатки, решено было значительно изменить институт государственной регистрации юридических лиц, придать ему новый, более систематизированный, облик. Данную инициативу в феврале 2012 г. выдвинул Президент России В. Путин, выступая на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой полиции Российской Федерации. Центральной идеей проекта выступила передача функций государственной регистрации юридических лиц от Министерства юстиции РФ к налоговым органам, т.е. введение в практику принципа "одного окна" (соединения процедур регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет путем единого представления документов). Этим предполагалось, во-первых, унифицировать процедуру легитимации юридических лиц и, во-вторых, снизить административные проволочки в ее реализации.

Итогом этой инициативы и последующей работы Правительства и явился Федеральный закон № 129-ФЗ. Дальнейшие редакции еще более подкорректировали и дополнили его содержание новыми положениями, развив обозначенные выше тенденции.

Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса может со временем заставить поменять название десятки тысяч компаний. Фирменные наименования в России впервые будут регулироваться отдельным законом. Фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2014 года изменении учредительных документов юридических лиц.

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Постановлением от 19 июня 2012 г. № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических ли. Также разработаны методические разъяснения по заполнению этих форм23.

Составной частью законодательства о государственной регистрации юридических лиц являются нормы, посвященные юридической ответственности за нарушение порядка государственной регистрации. В связи с введением в действие Федерального закона № 129-ФЗ, соответствующие нормы УК РФ и КоАП РФ об ответственности в сфере государственной регистрации юридических лиц значительно обогатились новыми положениями.

 

Глава 2. Порядок образования юридического лица

 

2.1. Способы создания юридических лиц

 

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

Исторически первой системой регистрации (контроля) юридических лиц явилась разрешительная система. Как неоднократно подчеркивается в литературе, система эта имела весьма сильное полицейское начало и явилась реакцией на появление и активную деятельность акционерных компаний, которая нередко была сопряжена с известными злоупотреблениями в ущерб добросовестной публике, а зачастую и с откровенным надувательством последней24.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

Как писал М.И. Кулагин, "явочный порядок возникновения акционерных компаний, несмотря на известные ограничения, остается одним из основных принципов современного законодательства таких стран как Англия иСША о торговых товариществах"25. В 1811 году в штате Нью-Йорк был принят первый в истории США общий закон о предпринимательских корпорациях, в нём впервые устанавливался явочный порядок образования компаний, а также устанавливалось минимальное число учредителей. К 1837 году штат Коннектикут ввёл ещё более либеральный для бизнесменов закон о корпорациях.

Во всех странах существует нормативно-порядочный порядок возникновения или создания акционерных обществ. Разрешительный порядок действует только в отношении банков, страховых компаний и иногда в отношении транспортных предприятий.

В США существуют помимо корпораций деюрэ (юридически созданных) и корпорации де-факто. Эти корпорации могут также создаваться на базе складочного капитала.

Во всех странах различают две фазы (стадии) создания АО:26

1. Экономические изыскания (на этой  стадии учредители или лица  действующие по их указанию (на  основании договора, к примеру) проводят  исследования рынков приложения капитала, наличия сырья, рабочей силы (квалифицированной или неквалифицированной), рынки сбыта, возможность привлечения капиталов - это размещение акций. Определяется сумма основного капитала, которая должна быть зарегистрирована в уставе, и которая должна быть собрана. Эти все исследования должны быть положительными, после чего наступает вторая стадия;

2. Юридическое оформление АО.

В США даже имеется две разные группы людей, которые занимаются экономическими исследованиями и юридическим оформлением. Те лица, как правило, специализированные фирмы, которые изучают рынок, называют promoters. А те, кто занимается непосредственно оформлением создания корпораций, называется incorporators.

В западной Европе (континентальная) нет такого подразделения, все эти лица получили название учредителей, но учредители могут по разному вести дела, они могут лично заниматься учреждением, могут нанимать специализированные фирмы. Последняя стадия регистрации: подача документов.

В США эти две группы лиц появились на практике, законодательство их тоже не различает.

На этом стадии (юридическое оформление) имеются 4 этапа создания акционерных обществ:

Разработка и утверждение устава;

Создание акционерного капитала;

Создание первых руководящих органов;

Регистрация акционерного общества. Оно возникает как юридическое лицо.

Акционерные законы предусматривает минимальное число учредителей.

Франция - по закону не менее 7 лиц.

Германия - не менее 5 лиц

Англия - не менее 2 лиц

США - нет ограничений по минимуму учредителей, т.е. корпорацию может создать одно лицо.

Учредители, на стадии создания АО, как правило, заключается учредительный договор. Этот учредительный договор служит для защиты их собственных интересов. В нем указывается цель деятельности создания АО, определяются обязанности учредителей и их права. По завершении создания АО на первом собрании акционеров (учредительном собрании) учредители отчитываются перед акционерами о проделанной работе и сообщают какие расходы они понесли в связи с созданием АО (расходы могут быть не малыми). Если учредители действовали в рамках учредительного договора то, как правило, эти расходы АО принимает на себя (или часть из них).

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен27. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц. Например: ст. 23 Закона об общественных объединениях28.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации – внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Причем Федеральный закон от 8 августа 2012 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" называет следующие виды государственной регистрации.

1. Государственная регистрация  вновь созданного юридического  лица.

2. Государственная регистрация  юридического лица, созданного путем реорганизации.

3. Государственная регистрация  изменений, вносимых в учредительные  документы юридического лица, и  внесение изменений в сведения  о юридическом лице, содержащиеся  в Едином государственном реестре  юридических лиц.

4. Государственная регистрация в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.

Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства29. При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке30.

Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике, что подтверждает и зарубежный опыт.

 

2.2. Учредительные документы юридических лиц

 

Из этапов создания организации одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован статьями 51, 52, 53 и 54 ГК РФ.

Статья 52 ГК РФ гласит:

«1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения