Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа
Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
дать понятие и определить сущность юридического лица;
изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
установить способы создания и возникновение юридических лиц;
Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
3. Изменения учредительных
«Закон в качестве
Заслуживает внимания указание относительно возможности действия юридического лица – некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида. Следовательно, для ее регистрации индивидуальных учредительных документов не требуется.
Серьезного изучения (особенно в практической деятельности) требует ч. 2 ст. 52 ГК РФ. Здесь сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к определенным осложнениям в процессе его деятельности. Наряду с этой статьей следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.
«Учредительный договор, – по мнению юриста Д. А. Шевчука, – должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различного вида юридическим лицам законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено»32.
Титульный лист учредительного документа должен содержать свое название, например прописными буквами слово «УСТАВ» или «УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР» и полное наименование юридического лица. Также в правом верхнем углу указывается, кем и когда утвержден этот устав или заключен учредительный договор, например "Утвержден решением собственника № 1 от...". Внизу страницы указывается город и год оформления данного документа.
Учредительные документы должны иметь свою внутреннюю структуру, которая может различаться в зависимости от профиля и организационной структуры того или иного предприятия, однако общие требования таковы. Первым разделом обязательно являются "Общие положения", в которых указываются полное наименование юридического лица и его организационно-правовая форма, краткое наименование и английская транслитерация наименования. В этом же разделе указывается точное местонахождение юридического лица.
В разделе о собственниках (учредителях, участниках) юридического лица обязательно должны быть указаны их наименования с организационно-правовой формой, основной государственный регистрационный номер и точные юридические адреса юридических лиц - учредителей.
В разделе "Основные задачи и виды деятельности" описываются те цели и задачи, ради которых было создано юридическое лицо, и виды деятельности, которые оно будет осуществлять. Виды деятельности указываются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)33, который введен в действие 1 января 2014 г. взамен отмененного Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
В разделе об органах управления
юридическим лицом обязательно указывается
исполнительный орган компании и наименование
должности лица, исполняющего организационно-
В разделе "Структура" юридического лица важно полностью указать все имеющиеся филиалы, представительства или дочерние предприятия с указанием их точных адресов, наименований, а также их управленческих органов и полномочий.
В разделе "Имущество" юридического лица необходимо указать форму собственности, порядок владения и пользования, а также порядок распределения доходов.
В конце учредительного документа, как правило, содержатся разделы о порядке ликвидации и реорганизации данного юридического лица и об ответственности по его обязательствам.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). На последней странице учредительного документа ставится подпись первых лиц учредителей и печати.
Учредительный документ, подготовленный с учетом изложенных требований и подписанный учредителями, в обязательном порядке должен быть прошит, а все его страницы пронумерованы. На обороте последней страницы на наклейке, помещенной поверх скрепляющих ниток, должна быть сделана следующая запись: "Прошито, прошнуровано и скреплено печатью... листов". Причем количество листов указывается как цифрами, так и прописью. Здесь же ставятся подписи уполномоченных и подписавших учредительный документ лиц и печати юридических лиц - учредителей34.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия35.
На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется статьей 51 ГК РФ:
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрация – это заключительный этап создания юридического лица.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, в соответствии с Федеральным законом.
Независимо от способа возникновения юридическое лицо должно получить государственное признание, и факт этого признания должен быть зафиксирован государственным органом. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат все юридические лица, на базе какого имущества и по чьему волеизъявлению они создаются – государства, муниципального образования, граждан или юридических лиц. До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах"36, которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации. Общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, то есть высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации как завершающего юридического акта создания юридического лица.
Государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена гл. V Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"37 которая требует дополнительных комментариев.
Реализуя положения ГК РФ, Закон № 129-ФЗ предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т.е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, с момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Закон предусматривает и регистрацию иных действий в отношении юридического лица.
Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование, включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Важно отметить, что в случаях расхождения Закона № 129-ФЗ или актов, принятых в его развитие, с ГК РФ приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу.
Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса: "Об акционерных обществах" от 26.12.2013 № 208-ФЗ, "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.2013 № 14-ФЗ, "О производственных кооперативах" от 08.05.2012 № 41-ФЗ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.2012 № 7-ФЗ и некоторые другие.
Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить комментируемому Закону, и иными федеральными законами. Федеральное правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Конечно же, постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Определение места государственной регистрации являлось одной из задач Закона № 129-ФЗ. Необходимость такого определения обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной регистрации.
Место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа – местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Показательно в этом случае следующее дело.
Смирнова Ю.А. обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы от 24.04.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "Сайтстрой" и обязании инспекции зарегистрировать ООО "Сайтстрой".
Как видно из материалов дела, 15.04.2013 учредителями ООО "Сайтстрой" Щербиной В.В. и Смирновой Ю.А. принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью "Сайтстрой".
Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения