Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
дать понятие и определить сущность юридического лица;
изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
установить способы создания и возникновение юридических лиц;

Файлы: 1 файл

Гражданское Право КУРСОВАЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В связи с указанным, 18.04.2013 Смирнова Ю.А. обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы с заявлением о государственной регистрации юридического лица.

По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом принято Решение от 24.04.2013 об отказе в государственной регистрации ООО "Сайтстрой", поскольку представленные заявителем устав, учредительный договор и заявление о государственной регистрации содержат положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации, а именно в качестве адреса местонахождения общества указан адрес учредителя общества - Смирновой Ю.А.

В силу пп. "в" п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 8 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа, в случае отсутствия такого – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Из вышеназванных норм права следует, что Смирнова Ю.А. вправе была указать в учредительных документах адрес места нахождения общества – место нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа.

На этом основании довод налогового органа о том, что регистрация юридического лица по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, свидетельствует о несоответствии документов, предусмотренных для госрегистрации вновь создаваемого юридического лица, требованиям действующего законодательства, правомерно отклонен судом первой инстанции38 (См. Приложение 1).

Исходя из положений закона, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией, в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

Нормы закона прямо предусматривают возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий.

На основании ст. 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

М. В. Белоусова обращает внимание, что согласно разъяснениям ФНС Российской Федерации в письме от 1 февраля 2013 года N 14-1-04/253@ "По вопросам государственной регистрации юридических лиц" непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом, независимо от того, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных39.

Закон не предусматривает решения всех проблем, возникающих при подаче документов. Например, неясно, какие учредительные документы будут представлять некоммерческие организации, действующие на основании общего положения об организациях данного вида. Видимо, стоит ограничиться представлением в регистрирующий орган такого общего положения в подлиннике либо нотариально удостоверенной копии. В случае если общее положение об организациях данного вида является нормативным актом, достаточно представления текста указанного акта.

Законом установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции с положениями законодательства о налогах и сборах.

Единая государственная пошлина, взимаемая за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, введена с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 21.03.2012 № 31-ФЗ. Ранее организации уплачивали государственную пошлину (Постановление Президиума ВС РСФСР от 04.03.2013 № 746-1), а общественные объединения – регистрационный сбор (Постановление ВС РСФСР от 18.12.2013 № 2057-1).

Размеры или ставки государственной пошлины в настоящее время установлены главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ40.

В настоящее время размер государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц составляет 2013 рублей.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись41. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 Закона).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Государственный реестр можно условно разделить на две части:

  • список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;
  • определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра: всеобщность, достоверность, публичность, платность.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2012 г. государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС России42.

По мнению М. В. Белоусовой «Благодаря переходу на "заявительный" принцип существенно упростилась сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате появилась возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах»43.

Внесение сведений о создаваемом юридическом лице в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц в процессе регистрации сопровождается присвоением ему уникального номера – основного государственного регистрационного номера (ОГРН (ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР)), который присваивается один раз и никогда не меняется вплоть до ликвидации или реорганизации данного юридического лица. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. Записи о последующих изменениях в учредительных документах вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации этих изменений. Каждой записи присваивается свой государственный регистрационный номер (ГРН), и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Присвоение основного государственного регистрационного номера фиксируется в специальном штампе, проставляемом на обороте учредительного документа, и содержит 13 цифр этого номера. В штампе, кроме этого, указывается номер налоговой инспекции, в которой произведена регистрация, дата, а также фамилия, имя, отчество руководителя (должностного лица закрепленного приказом), либо лица его замещающего. Вместе с экземпляром проштампованного таким образом учредительного документа выдаются два специальных свидетельства на установленных бланках. Одно – о внесении записи в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц о юридическом лице, в котором указано полное наименование, включающее организационно-правовую форму, местонахождение, дату регистрации, номер налоговой инспекции и обязательно основной государственный регистрационный номер в специальной табличной форме. Второе свидетельство – о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории РФ, в котором, помимо ОГРН (основной государственный регистрационный номер), указываются присвоенные юридическому лицу идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки (ИНН/КПП). ИНН присваивается одновременно с регистрацией юридического лица (для этого и произошло слияние регистрирующих функций действующих ранее регистрационных палат и налоговых органов).

Оба, выданных свидетельства имеют подписи руководителей налогового органа и печати.

Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц.

Однако существует и другое мнение. «Избранное правовое регулирование, – пишет Н. Б. Щербаков, – привело к несколько иным результатам. Государственные реестры юридических лиц в значительной степени не являются достоверными при правоустанавливающем значении государственной регистрации. Недобросовестные заявители представляют для государственной регистрации недостоверные и подложные документы, на основании которых вносятся соответствующие записи в государственные реестры. При этом в таких случаях у регистрирующего органа нет оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Распространились случаи регистрации юридических лиц по подложным паспортам, подложным или заключенным (принятым) с нарушением закона договорам купли-продажи долей в обществах с ограниченной ответственностью, протоколам общих собраний акционерных обществ, решений учредителей. Все чаще заявительный порядок государственной регистрации стал использоваться с целью мошеннического хищения имущества, в том числе в рамках так называемых "корпоративных войн", "недружественных поглощений", при переделе собственности»44.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения