Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право.doc

— 101.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант № 1 

Дайте расширенный ответ  на вопросы.

  1. порядок регистрации и ликвидации юридических лиц.
  2. мононополия.
 

1. Понятие и виды юридических лиц

    Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Таким образом, для признания организации  юридическим лицом необходимо наличие  перечисленных ниже признаков.

    1. Организационное единство, которое  проявляется в том, что организация  как единое целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными документами (уставами и учредительными договорами).

    Органом управления является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. На основании п. 1 ст. 53 ГК РФ юридические лица через  свои органы приобретают гражданские  права и принимают на себя гражданские  обязанности. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, председатель и т.д.) либо коллегиальными (общее собрание учредителей, правление, совет директоров и т.д.). Орган представляет юридическое лицо без специальной доверенности.

    2. Имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества его членов и учредителей. Организация может иметь имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у нее складочного капитала (в хозяйственных товариществах), уставного капитала (в хозяйственных обществах), паевого фонда (в производственном кооперативе), уставного фонда (в государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь также либо самостоятельный баланс (для коммерческих организаций), либо самостоятельную смету (для казенных и некоммерческих организаций).

    3. Самостоятельная имущественная  ответственность означает, что всякая  организация, являясь юридическим  лицом, отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим ей имуществом. Если иное прямо не предусмотрено  в законе или учредительных  документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей.

    4. Выступление в гражданском обороте  под собственным именем предполагает, что юридическое лицо может  от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица вправе создавать филиалы и  представительства, которые не являются юридическими лицами.

    Представительством  является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

    Филиалом  является обособленное подразделение  юридического лица, расположенное вне  места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

    Руководители  представительств и филиалов назначаются  юридическим лицом и действуют  на основании его доверенности.

    Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    По  целям деятельности организации  можно разделить на две большие  группы: коммерческие и некоммерческие.

    1. Коммерческие организации - юридические  лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    2. Некоммерческие организации - юридические  лица, не имеющие в качестве  основной цели своей деятельности  извлечение прибыли и не распределяющие  полученную прибыль между своими  участниками (ст. 50 ГК РФ).

    Некоммерческие  организации создаются в форме  потребительских кооперативов, учреждений, фондов, общественных (религиозных) организаций  и т.д.

    При этом ГК РФ закрепляет исчерпывающий  перечень коммерческих организаций, а  некоммерческие организации могут создаваться в формах, не предусмотренных в ГК РФ.

Правовые  основы государственной

регистрации юридических лиц

    Отношения, связанные с государственной  регистрацией юридических лиц, урегулированы  ГК РФ, Федеральным законом "О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

    Государственная регистрация - заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

    Под государственной регистрацией юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Цели  государственной регистрации субъектов предпринимательства:

    - осуществление государственного  контроля за ведением хозяйственной  деятельности;

    - проведение налогообложения;

    - получение государственных сведений  статистического учета для осуществления  мер государственного регулирования экономики;

    - предоставление всем участникам  гражданского оборота, государственным  органам, органам местного самоуправления  информации о субъектах предпринимательской  деятельности и т.д.

    Процедура государственной регистрации юридических  лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

    1. Представление документов в регистрирующий  орган, в качестве которого  Постановление Правительства РФ  от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном  федеральном органе исполнительной  власти, осуществляющем государственную  регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определило налоговые органы РФ.

    Для регистрации создаваемой организации  необходимо представить следующие  документы:

    1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

    2) решение о создании юридического  лица в виде протокола, договора  или иного документа в соответствии  с законодательством РФ;

    3) учредительные документы юридического  лица (подлинники или нотариально  удостоверенные копии);

    4) выписка из реестра иностранных  юридических лиц ответствующей  страны происхождения или иное  равное по юридической силе  доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя;

    5) документ об уплате государственной  пошлины.

    Регистрирующий  орган не вправе требовать представления  других документов, кроме установленных  законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно  или почтовым отправлением.

    Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

    2. Проведение правовой экспертизы  документов осуществляет регистрирующий  орган в целях установления  соответствия документов требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    По  итогам экспертизы государственный служащий Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

    3. Принятие решения о государственной  регистрации юридического лица  является основанием внесения  соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

    4. Выдача заявителю документа (регистрационного  свидетельства), подтверждающего факт  внесения записи в государственный  реестр, осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

    В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной  регистрации допускается в случае:

    а) непредставления необходимых для  государственной регистрации документов;

    б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

    в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Отказ в государственной регистрации  юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

    Решение об отказе в государственной регистрации  должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (пять рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

    Решение об отказе в государственной регистрации  направляется лицу, указанному в заявлении  о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке. 
 

Ликвидация  юридических лиц

    Ликвидация  представляет собой прекращение  юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления  ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

    Выделяют  следующие виды ликвидации юридических  лиц:

Информация о работе Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц