Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:11, контрольная работа
Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Концерн — это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Конкурентная
борьба между монополиями —
Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Так, например, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.
Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя или, как говорят в американской литературе, за “доллар потребителя”. Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. И таким образом идет борьба за долю в покупательной способности потребителя.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
1) лишение сырья, материалов — один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
2)
лишение рабочих рук
3) лишение подвоза;
4) лишение сбыта;
5)
договор с покупателем о
6) планомерное сбивание цен (для разорения “посторонних”, т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);
7)
лишение кредита, объявление
Захват
монополистическими объединениями
патентов на различные открытия, изобретения
и техническое
В
последнее время научно-
В нашей стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.
Появление
монополий обусловлено
Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.
Эта форма дохода есть экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода “дань”, которой они облагают население и других предпринимателей.
Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются “бить” своих противников дешевым товаром. В Великобритании, например, практикуется “система охраны”, направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто предпринимают значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой “расчистки” рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.
Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист — путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. “олигос” — немногий, “полео” — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. “олигос” — малочисленный и “опсония” — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — “Дженерал моторе”, “Форд” и “Крайслер”, которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Монополистическая
конкуренция сочетает черты монополии
и рынка совершенной
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
Монополии есть результат стремления победить в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция и монополизм — это не две различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.
Различают монополии естественные и искусственные (картель, синдикат, трест, концерн, пул, конгломерат, ТНК и др.).
Методы
и средства конкурентной борьбы монополий:
лишение сырья, рабочей силы путем
“альянсов”, подвоза, сбыта, кредита,
договор с покупателем о
Появление
монополий обусловлено
Монопольная власть на рынке — величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. Известны два показателя, характеризуюшие рыночную власть: индекс Лернера (высокие прибыли — признак монополизма) и индекс Хервиндаля — Хиршмана (удельный вес продукции фирмы в отрасли).
В силу того что монополии имеют не только плюсы, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Известны законы Шермана (1889), Клейтона (1914), Келлера — Ке-фаувера (1950). Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.
Список
литературы
1. Государственное
регулирование рыночной
2. Гражданское
право: Практикум. В 2 ч. Ч. 1.
3-е изд., перераб. и доп. / Под
ред. Н.Д. Егорова, А.П.
3. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М., 2005.
4. Ермоленко
А.С. О применении
5. Ершова
И.В. Предпринимательское
6. Камышан
В.А. Как повысить
7. Комментарий
к Федеральному закону "О несостоятельности
(банкротстве)". Постатейный научно-
8. Ненайденко А. Преднамеренное банкротство - суды в затруднении // Экономика и жизнь - юрист. 2004. N 43.
9. Организация
предпринимательской
10. Постатейный
комментарий Федерального
11. Предпринимательское
(хозяйственное) право:
12. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2005.
13. Предпринимательское право / Под ред. И.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. М., 2001.
14. Пулова
Л.В. Банкротство кредитных
15. Пулова
Л.В. Заявление о признании
должника банкротом.
16. Пулова
Л.В. Порядок судопроизводства
дел о банкротстве.
17. Пулова
Л.В. Разбирательство дел о
банкротстве в арбитражном суде
// Право и экономика. 2003. N 7.
Информация о работе Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц