Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      Концерн — это форма монополистических  объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.

      Конкурентная  борьба между монополиями — производителями  и монополиями — потребителями  определенных продуктов может приобретать  весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов — потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию-продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства — первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий 11-е место.

      Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Так, например, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.

     Важной  формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя или, как говорят в американской литературе, за “доллар потребителя”. Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. И таким образом идет борьба за долю в покупательной способности потребителя.

      Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:

      1) лишение сырья, материалов —  один из важнейших приемов  для принуждения к вступлению  в картель; 

      2) лишение рабочих рук посредством  “альянсов”, т.е. договоров предпринимателей  с рабочими союзами;

      3) лишение подвоза; 

      4) лишение сбыта; 

      5) договор с покупателем о ведении  торговых сношений исключительно  с картелями; 

      6) планомерное сбивание цен (для  разорения “посторонних”, т.е.  предприятий, не подчиняющихся  монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);

      7) лишение кредита, объявление бойкота.  Сюда же следует отнести скупку  земельных участков, на которых  стоят предприятия конкурентов,  скупку акций, патентов, подкуп  нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

      Захват  монополистическими объединениями  патентов на различные открытия, изобретения  и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Этот захват позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в “свою” отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства. Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов.

      В последнее время научно-техническая  революция породила совершенно противоположную  тенденцию — к разукрупнению  предприятий, к повышению роли малых  и средних технически передовых  предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70—80% числа всех хозяйственных организаций.

      В нашей стране демонтаж тоталитарного  огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного  монополизма.

      Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).

      Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.

      Эта форма дохода есть экономическая  реализация господства монополистов на рынке, своего рода “дань”, которой  они облагают население и других предпринимателей.

      Война цен занимает определенное место  в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность  и необходимость, то монополии стараются  “бить” своих противников дешевым  товаром. В Великобритании, например, практикуется “система охраны”, направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто предпринимают значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой “расчистки” рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.

      Монополист  имеет возможность влиять на ценообразование  путем изменения объема производства, монопсонист — путем изменения  объема закупок. Монополист расширяет  свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.

      Монополия и монопсония — это крайние  случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. “олигос” — немногий, “полео”  — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. “олигос” — малочисленный и “опсония” — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — “Дженерал моторе”, “Форд” и “Крайслер”, которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

     Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии  и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции  и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

      Суть  монополистической конкуренции  заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую  существует много близких, но несовершенных  заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.

     Монополии есть результат стремления победить в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция и монополизм — это не две различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.

      Различают монополии естественные и искусственные (картель, синдикат, трест, концерн, пул, конгломерат, ТНК и др.).

      Методы  и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья, рабочей силы путем  “альянсов”, подвоза, сбыта, кредита, договор с покупателем о ведении  торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.

      Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они  получают в результате установления монопольных цен (особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше конкурентной цены в целях получения монопольной сверхприбыли).

      Монопольная власть на рынке — величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. Известны два показателя, характеризуюшие рыночную власть: индекс Лернера (высокие прибыли — признак монополизма) и индекс Хервиндаля — Хиршмана (удельный вес продукции фирмы в отрасли).

      В силу того что монополии имеют  не только плюсы, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Известны законы Шермана (1889), Клейтона (1914), Келлера — Ке-фаувера (1950). Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.

Список  литературы 

1. Государственное  регулирование рыночной экономики  / Под общей ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2000.

2. Гражданское  право: Практикум. В 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под  ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2003.

3. Гущин  В.В., Дмитриев Ю.А. Российское  предпринимательское право. М., 2005.

4. Ермоленко  А.С. О применении законодательства о банкротстве // Налоговый вестник. 2005. N 3.

5. Ершова  И.В. Предпринимательское право:  вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

6. Камышан  В.А. Как повысить эффективность  процедур банкротства // Российский  налоговый курьер. 2005. N 1, 2.

7. Комментарий  к Федеральному закону "О несостоятельности  (банкротстве)". Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 2-е  издание. М., Омега-Л, 2003.

8. Ненайденко  А. Преднамеренное банкротство  - суды в затруднении // Экономика  и жизнь - юрист. 2004. N 43.

9. Организация  предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.С.  Пелиха. 2-е изд., испр. и доп. М.; Ростов н/Д, 2003.

10. Постатейный  комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2003.

11. Предпринимательское  (хозяйственное) право: Учебник.  В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник.  М., 2000.

12. Предпринимательское  право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин,  П.Г. Лахно. М., 2005.

13. Предпринимательское  право / Под ред. И.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. М., 2001.

14. Пулова  Л.В. Банкротство кредитных организаций.  Новые изменения в Федеральном  законе // Право и экономика. 2005. N 4.

15. Пулова  Л.В. Заявление о признании  должника банкротом. Производство  дела в арбитражном суде // Право и экономика 2004. N 4.

16. Пулова  Л.В. Порядок судопроизводства  дел о банкротстве. Подведомственность  и подсудность дел о банкротстве  // Право и экономика. 2004. N 2.

17. Пулова  Л.В. Разбирательство дел о  банкротстве в арбитражном суде // Право и экономика. 2003. N 7. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц