Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    1) добровольную;

    2) принудительную;

    Добровольная  ликвидация осуществляется по решению  учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

    Принудительная  ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

    - осуществление деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии);

    - осуществление деятельности, запрещенной  законом;

    - неоднократное или однократное,  но грубое нарушение закона  или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

    Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания  принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С  требованием о ликвидации может  обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее - Минфин России).

    Ликвидационный  процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

    1. Принятие уполномоченными органами  решения о ликвидации юридического  лица.

    2. Учредители (участники) юридического  лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

    Регистрирующий  орган вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц запись о  том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками)  лица или органом, принявшим  решение о ликвидации, по согласованию  с регистрирующим органом. С  момента назначения ликвидационной  комиссии (ликвидатора) к ней переходят  полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

    4. Публикация о ликвидации в  органах печати, в которых обычно  публикуются данные о государственной  регистрации юридических лиц.  В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

    5. Переоформление банковской карточки  с образцами подписи лиц, имеющих  право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

    6. Формирование активов и пассивов  организации. С этой целью ликвидационной  комиссией выявляются кредиторы  (последние обязательно письменно  уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

    7. Выход из состава участников  других юридических лиц.

    8. Увольнение работников в соответствии  с требованиями, предусмотренными  трудовым законодательством.

    9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

    10. Расчеты с кредиторами в порядке  очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

    11. Составление ликвидационного баланса,  который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

    12. Представление в орган, осуществляющий  государственную регистрацию (налоговые  органы), следующих документов:

    а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

    б) ликвидационного баланса;

    в) документа об уплате государственной  пошлины.

    Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

2. Монополия

     Монополия (от греч. “моно” — один и “полео”  — продаю) — исключительное право  государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

      В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий:

      • естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

      • искусственная монополия, сосредоточивающая  в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма  возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

      Появление монополий явилось результатом  концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900—1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств.

      Как экономическое явление монополии  были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Методы  и способы борьбы монополий на рынке

     Характер  борьбы внутри монополий определяется формой монополии, будь это картель, синдикат, трест или концерн. Картель — это монополистический союз, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.

      Объектом  острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.

     В синдикатах также идет борьба за техническое  совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий  в области производства, но, в  отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времени квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.

      Синдикат  может ограничивать количество продаваемых товарор для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат “Продаст”, которые выплачивал премии за недовыполнение квот и штрафовал тех, которые производили металл сверх квоты.

      Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест — это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за “контроль” над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах “реорганизации” означают не что иное как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.

Информация о работе Порядок регистрации и ликвидации юридических лиц