Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
дать понятие и определить сущность юридического лица;
изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
установить способы создания и возникновение юридических лиц;

Файлы: 1 файл

Гражданское Право КУРСОВАЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Актуальность исследования по теме «Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения» очевидна, поскольку рассматривается основной этап в жизни юридического лица - его образование, иначе можно сказать, рождение. Все это говорит о том, что заданная тема еще долгое время будет носить актуальный характер, как для юристов, так и для остальных граждан, начинающих собственное дело или создающих юридическое лицо любой формы собственности.

Цель данного исследования – выявление того, насколько юридические аспекты способствуют или затрудняют для учредителей юридического лица достижение цели - нормального, успешного функционирования организации, выявить проблемные аспекты и предложить пути их решения.

Задачи курсовой работы:

  • дать понятие и определить сущность юридического лица;
  • изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
  • установить способы создания и возникновение юридических лиц;
  • проанализировать проблемные аспекты государственной регистрации юридических лиц и предложить пути их решения;
  • изучить законы, нормативную, специальную и учебную литературу по данному вопросу.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при процедуре создания юридического лица.

Предмет исследования – правовое регулирование процедуры создания юридического лица

В курсовой работе были применены следующие методы исследования:

- анализ и синтез,

- сравнительно-правовой,

- формально-юридический;

- статистический методы.

Глава 1. История возникновения института юридических лиц в России

 

1.1. Основные понятия, сущность юридического лица

юридическое лицо регистрация

Определение юридического лица – это стартовая точка для дальнейшего развития всего массива законодательства, составляющего институт юридического лица. При этом важно помнить, что от сухих конструкций норм именно этого института гражданского права зависит как рост экономики, так и расцвет личности всякого и каждого гражданина России.

Определение юридического лица дает статья 48 ГК РФ: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"1.

Рассмотрим подробнее это определение.

Как явствует из текста этой статьи, юридическое лицо обладает четырьмя признаками:

  • организационное строение;
  • наличие обособленного имущества;
  • возможность приобретать и осуществлять от своего имени права;
  • возможность быть ответчиком и истцом в суде.

Учредители, которым нужно юридическое лицо, должны по своей воле создать для своей организации первые два признака: организационное единство (оно вытекает и определяется тем, что учредителями записано в уставе) + имущественную самостоятельность (через уставный капитал, фонд, смету или обязательство, наличие которых доказывается решением и действиями учредителей по их формированию). Став юридическим лицом в результате государственной регистрации, организация по воле закона приобретает оставшиеся признаки: право вступления в сделки, право быть истцом.

Термин "организация" предполагает, что юридическое лицо располагает определенной структурой, а это, в свою очередь, предусматривает наличие правомочного управленческого органа с той или иной компетенцией, установленных правил взаимоотношений внутри организации и взаимодействия организации с внешними субъектами. Именно поэтому законом предусмотрены четко определенные формы организаций и содержание их учредительных документов.

Организация приобретет статус юридического лица, если будет обладать имущественной самостоятельностью и обособленностью. Она, с одной стороны, не отвечает по долгам своих учредителей (участников), с другой стороны, учредители (как правило) не отвечают по долгам юридического лица. Субсидиарная, дополнительная ответственность учредителей по долгам коммерческих организаций возникает только при их вине в банкротстве, а это особый разговор.

Организация как юридическое лицо должна нести ответственность по своим долгам собственным имуществом. И чем больше какая-либо форма организации связана с имущественной деятельностью, тем более строго должна быть определена имущественная самостоятельность. Если для общественной организации Законом просто предусмотрено владение имуществом, то для коммерческих организаций определен минимальный размер обязательного имущества – уставного капитала (фонд) – и порядок его регулярного восстановления.

Следует учесть, что положение ст. 48 ГК РФ – "имеет в собственности... обособленное имущество" – должно пониматься не только как обязательство учредителей передать такое имущество организации до ее государственной регистрации, но и установленное законом выделение-обособление имущества, приобретаемого юридическим лицом в процессе его деятельности. Поэтому мнение учредителя предприятия о том, что имущество предприятия – это его имущество, безусловно, неправомерно.

И, наконец, если организация имеет указанные признаки, она как юридическое лицо приобретает возможность от своего имени выступать в сфере гражданского оборота, т.е. заключать сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Естественно, что организация должна пройти государственную регистрацию, при проведении которой выявляется и подтверждается наличие необходимых признаков, в том числе и, казалось бы, второстепенных (наличие собственного имени, наличие адреса и т.д.). Ведь, например, общественная организация может быть создана и может функционировать без государственной регистрации, но права юридического лица она получит только после государственной регистрации.

Таким образом, в определении юридического лица заложены первые два требования к организации, одно процессуальное требование (регистрация) и вытекающие из его статуса два последних признака.

Наличие всех этих признаков юридического лица у организации должно быть закреплено в учредительных документах (учредительном договоре, уставе, положении).

Поэтому более полное определение юридического лица могло бы выглядеть так:

"Юридическое лицо – это  организация, наделенная учредителями  обособленным имуществом и/или имеющая его на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которая в результате государственной регистрации приобретает право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанность отвечать по своим обязательствам этим имуществом, нести иные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"2.

Проведем классификацию организаций юридических лиц по трем основаниям.

1. По наличию в качестве основной  цели создания и деятельности юридического лица намерения получить прибыль все они делятся на две группы (ст. 50 ГК РФ):

  • коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

2. По виду прав, которые учредители (участники, акционеры) имеют в отношении  юридического лица, все юридические  лица делятся на три группы (п. 2 ст. 48 ГК РФ):

  • юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации);
  • юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения);
  • юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. По организационно-правовой форме (ОПФ) юридические лица делятся  на:

Коммерческие организации:

1. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: полные товарищества; товарищества на вере (коммандитные); общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные (закрытые и открытые) общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Унитарные предприятия: государственные; муниципальные; казенные.

Некоммерческие организации: 1. Общественные объединения: организации; учреждения; движения; фонды; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений. 2. Религиозные организации. 3. Фонды. 4. Некоммерческие партнерства. 5. Учреждения. 6. Автономные некоммерческие организации. 7. Ассоциации (союзы). 8. Потребительские кооперативы. 9. Товарищества собственников жилья.

В отличие от коммерческих организаций, перечень некоммерческих организаций является открытым, т.е. федеральными законами могут предусматриваться их иные организационно-правовые формы (ОПФ).

«Нельзя, – по мнению Д. А. Шевчук, – отнести дочерние и зависимые хозяйственные общества к особой организационно-правовой форме, т.к. они создаются в одной из указанных ОПФ и отличаются лишь степенью зависимости от других организаций»3.

В качестве дополнительного критерия (основания) классификации юридических лиц можно выделить и объем правоспособности:

  • организации с общей правоспособностью, имеющие право заниматься любыми видами деятельности (все хозяйственные товарищества и общества);
  • организации со специальной правоспособностью, занимающиеся только теми видами деятельности, которые определены их уставами (все иные организации).

Понятие и признаки юридического лица. В имущественном обороте участвуют не только граждане, но и юридические лица – организации, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством.

Появление и развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества.

Для реализации возложенных на них задач организации должны вступать в различные товарные отношения с другими участниками оборота. Например, предприятия для производства определенного товара должны обеспечиваться сырьем и иметь возможность для его реализации другим лицам; учебные заведения нуждаются в приобретении книг, компьютеров и других принадлежностей. Указанные операции, во-первых, должны осуществляться в основном в эквивалентно-возмездном виде и, во-вторых, должны быть облечены в гражданско-правовую форму. Если в этих условиях организации не наделить соответствующим статусом и правами (правосубъектностью), они не смогут нормально работать.

Поэтому организации для участия в имущественном обороте признаются субъектами гражданского права, т.е. юридическими лицами.

Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д. Тем не менее, им присущи общие признаки, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц. Традиционно выделяют четыре основных признака:

1. Внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинения их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

2. Экономическое единство и обособленность  имущества.

Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление. Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у юридического лица самостоятельного баланса или сметы.

Мерой обособленности имущества юридического лица является право собственности, право хозяйственного ведения либо право оперативного управления.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения на свое имущество имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.

3. Способность нести самостоятельную  имущественную ответственность.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц. Проблемные вопросы правоприменения