Аттестация муниципальных служащих: проблемы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение основ аттестации муниципальных служащих и разработка мероприятий по её совершенствованию.
Для того, чтобы достичь данную цель, нужно решить определенные задачи:
-поставить цели, определить задачи и нормы аттестации муниципальных служащих;
-ознакомиться с нормативно-правовой базой, устанавливающей организацию аттестации муниципальных служащих;
-систематизировать этапы подготовки к аттестации муниципальных служащих;

Оглавление

Введение
3
1
Теоретические аспекты аттестации муниципальных служащих в РФ

6

1.1
Понятие аттестации муниципальных служащих, ее цели и задачи

6

1.2
Формы, методы и инструментарий проведения аттестации
11

1.3
Основные критерии организации аттестации муниципальных служащих в России

15
2
Оценка системы проведения аттестации муниципальных служащих в администрации города Ставрополя

19

2.1
Общая характеристика объекта исследования
19

2.2
Состояние кадрового потенциала администрации
23

2.3
Анализ процесса аттестации муниципальных служащих в городском округе

26
3

Совершенствование системы аттестации муниципальных служащих города Ставрополя

31

3.1
Проблемы в организации процесса аттестации муниципальных служащих города и пути их решения

31

3.2
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы квалификационных требований к должностям муниципальной службы городского округа


33

Заключение
38

Список литературных источников
40

Файлы: 1 файл

Чуднова Анна Курсовая ГМС.docx

— 89.62 Кб (Скачать)

Принцип систематичности(периодичности) аттестации значит, что она проводится регулярно через определенные в нормативных актах временные промежутки. От этого принципа зависит и эффект аттестации как организационно-правового принципа в системе организации работы с кадрами. Принцип периодичности обеспечивает определенный уровень осуществления служащими профессиональных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен как экономических, так и политических условий.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всеохватываемость, принципиальность и объективность оценки служащих[8]. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям:

– оценка результатов деятельности служащих;

– оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей;

– оценка личных качеств служащего.

Принцип обоснованности оценки и рекомендаций аттестационной комиссии является одним из главенствующих. Объяснить ту или иную оценку – значит доказать ее целесообразность, объективность и справедливость, убедить в том, что она отражает реальные заслуги, а также существующие недостатки и ошибки служащего.

Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации основывается на принципе действенности аттестации – несомненном принятии организационно-правовых мер по результатам аттестации, присвоением квалификационного разряда, а в необходимых случаях – мер ответственности и стимулирования.

Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с управленческими кадрами, если ее результаты не будут утверждаться и подкрепляться мотивационными мероприятиями. Гарантии выполнения объективных предложений аттестационной комиссии – залог достижения всех целей аттестации. Кроме этого, одной из основных целей аттестации является совпадение целей государственного аппарата, общественности и управленческих кадров для обеспечения высококачественного и результативного управления. Двигателем механизма аттестации должна стать заинтересованность – финансовый, личный, организационный, политический и т. д. интерес.

Таким образом, аттестация муниципальных служащих выполняет множество задач по работе с кадровым составом и основываясь на следовании определенным принципам является гарантией эффективного функционирования управленческих кадров.

 

 

 

1.2 Формы, методы и инструментарий  проведения аттестации

 

Разноплановость оценки влечет за собой разнообразие форм и методов оценки, как профессиональной квалификации работника, так и его моральных качеств.

Аттестация может носить как систематический(регулярный), так и внеочередной характер .Обычно, очередная аттестация проводится раз в три - пять лет. Однако нормативно - правовым актом, регламентирующим порядок аттестации, может быть предусмотрена возможность проведения досрочной(внеочередной) аттестации.

Внеочередная аттестация государственных служащих проводится в зависимости от ситуации, возникшей в связи с реализацией таких важнейших мероприятий, например, таких как борьба с коррупцией в системе местного самоуправления.

При внеочередной аттестации должны максимально использоваться ее возможности для укрепления кадрового потенциала организации, усовершенствования деятельности по подбору, подготовке и расстановке кадров.

В большинстве случаев, тот служащий, который прошел внеочередную аттестацию, не освобождается от прохождения очередной аттестации организации. Исключение составляют случаи, когда повторная аттестация по срокам совпадает с очередной аттестацией. [18]

Определенные сроки, как и график проведения аттестации утверждаются главой администрации и аттестуемые должны быть заранее оповещены об аттестации.

Для проведения аттестации глава администрации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов.

Аттестацию, в российской практике, по принадлежности к сферам деятельности персонала можно разделить на три группы: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников и аттестация персонала организаций основного звена управления.[23]

Для того, чтобы облегчить процедуру аттестации разрабатывают различные инструменты, называемые глоссариями :

  • Описание шкалы оценки.
  • Описание критериев(характеристик) оценки. Возможны различные варианты данных критериев: описание самого критерия или описание критерия относительно шкалы оценки.
  • Названия характеристики и подробный перечень того, что входит в данный критерий.
  • Набор предлагаемых выражений для письменных характеристик.
  • Фразы рекомендуемые для использования при собеседовании с сотрудником.

Для муниципальной службы основным методом оценки служащих сегодня выступает аттестация кадров, то есть определение соответствия профессиональной квалификации, уровня подготовки и опыта работника, а также других социально значимых качеств аттестуемого для занимаемой должности.

Порядок прохождения аттестации муниципальными служащими регулируется определенным законом об аттестации областных государственных служащих и муниципальных служащих.[6]

Данный закон регламентирует общие требования к проведению аттестации.

Для проведения аттестации требуется:

1) скомплектовать аттестационную комиссию;

2) установить график проведения аттестации;

3) сформировать списки служащих, подлежащих аттестации;

4) подготовить  документы требующиеся для аттестационной комиссии;

5) осведомить муниципального служащего о порядке и условиях проведения аттестации.

Аттестационная комиссия включает в себя председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа местного самоуправления может привлекать к работе в комиссии независимых экспертов. [3]

Количество и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок её работы утверждаются руководителем, выносящим постановление о назначении на должность или о снятии с должности аттестуемых муниципальных служащих.

В отдельных случаях, в органе местного самоуправления может быть создано несколько аттестационных комиссий, что зависит от особенностей должностных обязанностей муниципального служащего.[14]

График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления и после этого, каждый аттестуемый оповещается о сроках проведения аттестационного экзамена, через кадровую службу, не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике определяются:

- наименование  орана местного самоуправления, а также непосредственно подразделения, в котором замещает должность муниципальный служащий, подлежащий аттестации;

- дата  и время проведения аттестации;

- дата  предоставления в аттестационную комиссию требующихся документов с указанием руководителей подразделений, ответственных за предоставление необходимых документов.

Подготовка к проведению аттестации начинается с того, что в установленный срок, обычно не позднее чем за две недели до начала назначенного аттестационного экзамена в аттестационную комиссию рекомендуется предоставить отзыв на подлежащего аттестации служащего, утвержденный его прямым руководителем.

В отзыве необходимо дать исчерпывающую и справедливую оценку профессиональных и личных качеств муниципального служащего, показатели результатов его деятельности за предшествующий период

При каждой следующей аттестации предоставляется отзыв о муниципальном служащем и его аттестационный лист, содержащий данные о предыдущей аттестации.

Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе предоставить на рассмотрение аттестационной комиссии добавочные сведения о служебной деятельности за последний период, а также, если необходимо заявление о своем несогласии с предоставленным отзывом.

Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

- исполняющие должностные обязанности соответствующей группы менее года;

- в возраста старше 60 лет;

- беременные  женщины;

- находящие  в отпуске по уходу за ребенком (аттестация данных муниципальных служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

- в течение  года с момента присвоения  им квалификационного разряда, назначения  на муниципальную должность по  конкурсу и (или) сдачи квалификационного  экзамена после окончания повышения  квалификации или переподготовки (переквалификации).[21]

Следовательно, аттестация- четко систематизированный процесс, осуществляющийся с помощью различных методов и инструментов, а также определенных сроков и условий, которые используются для установления соответствия муниципальных служащих занимаемой должности.

 

1.3 Основные  критерии организации аттестации  муниципальных служащих в России

 

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего и непосредственного руководителя, подразделения, в котором исполняет обязанности.

В случае неявки муниципального служащего на заседание комиссии без уважительных причин, комиссия может провести аттестацию без его личного присутствия.

Аттестационная комиссия изучает предоставленные документы, проводит слушание сообщения муниципального служащего и в отдельных случаях его прямого руководителя о предшествующей деятельности муниципального служащего. Основную оценку выставляет непосредственный руководитель подразделения, предоставляя в отзыве об аттестуемом, развернутую характеристику о результативности работы муниципального служащего и его профессиональных и личностных качествах.[26]

В отзыве после кратких анкетных данных об испытуемом (ФИО, замещаемая должность, возраст, краткий перечень основных обязанностей) прилагаются также результаты деятельности муниципального служащего за предшествующий период.

При этом для муниципальных служащих, профессиональная деятельность которых несомненно влияет на состояние управляемой сферы, считается эффективным давать оценку на основе положительной динамики изменений состояния подконтрольной системы, основываясь на количественных и качественных показателях.

Для руководителей отдельных управлений, комитетов, отделов одним из способов оценки можно выделить - рассмотрение результата деятельности управляемого им подразделения, в том числе внедрение и использование новых методов управленческой деятельности, освоение современных информационных технологий, разработка и применение нормативно-правовых актов, методических материалов.

Для тех муниципальных служащих, работа которых не влияет непосредственно на состояние подконтрольной системы, главными методами оценки считаются личные результаты его профессиональной деятельности (положительная динамика количества подготовленных и рассмотренных документов, разработка планов и участие в проведении мероприятий и т.д.).[29]

Следовательно, выделяют три основных типа возможных результатов муниципальных служащих:

-динамика изменения подконтрольной системы или отрасли;

-количественные и качественные показатели результатов деятельности подконтрольного коллектива;

-количественные и качественные показатели результатов личной работы муниципального служащего.

Оценка результатов работы муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности младшей и старшей групп, осуществляется, главным образом, по результатам третьего типа и в особых случаях может быть  использован второго типа оценки результатов.

Определение результатов труда руководителей совершается учитывая все три типа оценок результатов профессиональной деятельности.

При проведении оценки деятельности аттестуемого, необходимо отметить уровень знаний муниципального служащего, эффективность исполнения должностных обязанностей, наличия у него профессионального опыта, способности использования современных средств и методов принятия решений и анализа данных. Большое значение для формирования профессионального уровня муниципального служащего имеет его склонность к изучению профессиональных знаний. В связи с этим в отзыве об аттестуемом руководителю необходимо дать оценку способности служащего к профессиональному обучению и развитию.

Наряду с профессиональными знаниями и опытом важную роль в профессиональном развитии муниципального служащего играет приобретение им соответствующих коммуникационных и необходимых личностных качеств.

Заседание аттестационной комиссии можно считать легитимным, если на нем присутствует не менее 1/3 ее членов.[15]

По результатам аттестационного экзамена аттестационная комиссия имеет право внести на рассмотрение руководителя органа местного самоуправления обоснованные предложения о повышении или понижении должности служащего прошедшего аттестацию, присвоении очередного квалификационного разряда, об увеличении надбавки к должностному окладу за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность, об усовершенствовании работы с кадрами.

Информация о работе Аттестация муниципальных служащих: проблемы и пути решения