Административные правонарушения

Автор: Дмитрий Питеров, 29 Сентября 2010 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Оглавление

Введение 3
Административно-правовые отношения 6
Состав административного проступка 9
Производство по делам об
административных правонарушениях 15
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     1. Компетентные органы и должностные  лица, наделенные государственно-властными  полномочиями. Они обладают правом  издавать властные акты, составлять  правовые документы, определяющие  движение и судьбу дела. К данным органам относятся: а) государственные и общественные организации и их полномочные представители, которые создают процессуальные основания для принятия, отмены и изменения постановлений, т.е. составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т.д. (госинспекторы, участковые инспекторы, прокуроры и др.); б) органы, должностные лица, которые могут принимать постановления по делу (о применении санкции, прекращении дела и т.д.), отменять и изменять их; в) органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные приставы и др.).

     Таким образом, полномочия данной категории  органов, наделенных властными функциями, неодинаковы. Они различаются по категориям дел (предметам ведения) и содержанию властных прав по каждой подведомственной категории дел. Например, рассматривать дела об административных правонарушениях, например «мелкое хулиганство», могут органы внутренних дел и районные (городские) народные суды. Однако это не вправе делать другие субъекты административной юрисдикции (административные комиссии, органы государственного пожарного надзора и т.д.).

     В то же время не каждый сотрудник  милиции вправе рассматривать все  дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.3 КоАП РФ, т.е. отнесенных к компетенции органов внутренних дел. В этой статье дан полный перечень должностных лиц, имеющих право рассматривать те или иные составы административных правонарушений.

     2. Субъекты, имеющие личный интерес  в деле: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, их законные представители, адвокат. В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями:

     а) лицо, привлекаемое к административной ответственности, наделено правами (ст. 25.1 КоАП РФ). Оно вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

     Из  содержания ст. 25.1 КоАП РФ следует, что  лицо, привлекаемое к административной ответственности, может обжаловать лишь постановление о наложении взыскания. Известно, что право на жалобу является одним из действенных средств обнаружения и устранения недостатков, в том числе в деятельности государственных органов. В то же время гражданин имеет конституционное право обжалования действий должностных лиц. В этой связи целесообразнее предоставить правонарушителю право обжаловать любые действия и решения правоприменительного органа, которые нарушают или иным образом затрагивают его интересы. Подтверждением необходимости подобного решения служит и сам КоАП РФ, где закрепляется право гражданина обжаловать применение некоторых мер административного воздействия, в частности, административного задержания, личного досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

     Правовое  положение субъектов административного производства определяется не только предоставленными им правами, но и процессуальными обязанностями. К их числу относится обязанность правонарушителя являться по вызову органа внутренних дел и присутствовать при рассмотрении дела. При невыполнении этой обязанности лицо, привлекаемое к административной ответственности, в определенных законом случаях может быть подвергнуто приводу.

     В ряде ситуаций дело может быть рассмотрено  в отсутствии лица, привлекаемого  к административной ответственности, но лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела;

     б) потерпевший - это лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 25.2 КоАП РФ).

     Вред  этот может быть, во-первых, моральным (например, гражданин, совершая мелкое хулиганство, обругал другого гражданина нецензурными словами), во-вторых, физическим (укус человека собакой, владелец которой выгуливал ее вопреки установленным правилам без намордника) и, в-третьих, материальным (повреждение автомашины в результате дорожно-транспортного происшествия).

     Следует отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях отсутствует указание на то, кто признает соответствующее лицо потерпевшим, что, конечно, является определенным пробелом в законодательстве. И только ст. 28.2 КоАП РФ, определяющая содержание протокола об административном правонарушении, который имеет соответствующую графу о данных потерпевшего, позволяет заключить, что такое процессуальное признание осуществляет должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, или орган (должностное лицо), правомочный рассматривать дело по существу.

     Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Видимо, заявлять ходатайства он может уже при составлении протокола об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела - непосредственно перед его рассмотрением и в ходе рассмотрения. Однако указанные моменты не нашли нормативного урегулирования.

     Потерпевший, как правило, является одновременно и свидетелем самого события правонарушения. С учетом этого КоАП РФ допускает возможность допроса потерпевшего и в качестве свидетеля ;

     в) законные представители потерпевшего и лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ).

     Сущность  института представительства заключается  в совершении одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица (представляемого) юридически значимых действий. При этом представляемое лицо должно быть недееспособным, ограниченно дееспособным или дееспособным, но ввиду своего физического состояния (старость, болезнь и т.д.) не могущим лично осуществлять свои права и обязанности.

     Согласно  ст. 25.3 КоАП РФ законные представители  могут выступать по делам об административных правонарушениях в интересах  только двух участников процесса - привлекаемого к ответственности и потерпевшего (в уголовном процессе возможен законный представитель свидетеля), причем при условии, если последние являются несовершеннолетними (т.е. не достигли 16 лет) или если они ввиду своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. В роли законных представителей могут выступать родители, усыновители, опекуны и попечители (они обязаны предоставить документы, удостоверяющие их статус законных представителей - паспорт, решение органов местной администрации об усыновлении или об установлении опеки, попечительства). При этом соответственно они пользуются правами лица, привлекаемого к административной ответственности или потерпевшего;

     г) адвокате (ст. 25.5 КоАП РФ).

     Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемом к административной ответственности, в рассмотрении дела может участвовать адвокат. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановления по делу. Кроме этого, выступая в качестве представителя или защитника, адвокат в соответствии с Положением об адвокатуре РФ вправе запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы от государственных и общественных организаций, необходимые для оказания юридической помощи.

     3. Лица и органы, содействующие  осуществлению производства. Лица  данной категории являются источниками  получения доказательств (свидетели,  эксперты) либо нужны для закрепления  доказательств, обеспечения необходимых условий административного производства (специалисты, переводчики, понятые):

     а) свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ).

     В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано  любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

     В качестве свидетеля может быть допрошен и потерпевший, а также законные представители лица, привлекаемого  к административной ответственности, и потерпевшего. Наряду с этим в  качестве свидетеля могут быть допрошены работники милиции и другие лица, которые пресекли правонарушение, производили задержание нарушителя либо личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов.

     В то же время, если обстоятельства, подлежащие установлению по делу, известны лицу, назначенному экспертом или переводчиком, оно подлежит отводу, замене в этом качестве другим компетентным лицом и допрашивается в качестве свидетеля.

     По  вызову органа (должностного лица), в  производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания, сообщить все известное ему но делу и ответить на поставленные вопросы;

     б) эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ).

     В процессе разрешения некоторых административных проступков возникает необходимость в получении заключения лица, обладающего специальными познаниями. Такая необходимость может возникнуть, например, при наличии сомнений в психической полноценности правонарушителя, по делам об управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, а также в других случаях.

     Эксперт назначается органом (должностным  лицом), в производстве которого находится  дело об административном правонарушении. Экспертом Может быть как работник экспертного учреждения, так и  иное сведущее лицо, привлекаемое к  выполнению роли эксперта в разовом порядке. Главная цель эксперта - дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Для этого он обязан своевременно явиться по вызову того органа, в производстве которого находится дело. Кроме того, эксперт обладает комплексом прав. Так, он вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; присутствовать при рассмотрении дела.

     Применительно к производству по делам об административных правонарушениях ответственность эксперта за необоснованный отказ от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения, как это определено в уголовном процессе, не установлена.

     От  эксперта необходимо отличать специалиста, привлекаемого к участию в  производстве по делу, который также обладает специальными познаниями. Однако последний не проводит экспертных исследований, не дает заключения по делу, а лишь оказывает помощь при производстве отдельных процессуальных действий, консультирует по специальным вопросам (например, вопросам наименования, технической пригодности, стоимости приборов, деталей, изъятых у нарушителей по делам о мелких хищениях);

     в) переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ).

     При рассмотрении административных правонарушений каждому лицу, участвующему в деле, должно быть предоставлено право пользования родным языком. Переводчиком может быть любое лицо, обладающее необходимыми познаниями в соответствующих языках. Он назначается должностным лицом, в производстве которого находится административное дело.

     Переводчик  обязан явиться по вызову должностного лица и выполнить полно и точно порученный ему перевод. При этом другой функции (адвоката, эксперта, свидетеля и т.д.) он выполнять не должен. Об участии в деле переводчика делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу (при участии в рассмотрении дела);

     г) понятой (ст. 25.7 КоАП РФ).

     При производстве некоторых процессуальных действий (производство досмотра вещей, личного досмотра и др.) необходимо присутствие понятых. Основное назначение понятого состоит в том, чтобы, наблюдая за производством процессуальных действий, удостоверить правильность отражения этих действий и их результатов в соответствующем документе. Правовое положение понятого в административном производстве аналогично его положению в административном процессе. Он вправе знакомиться с документом, фиксирующим действие, при совершении которого присутствовал, делать замечания и т.п.

     Важное  место в теории и практике юрисдикционных органов занимает понятие доказательств.

     Под юридическими доказательствами следует  понимать фактические данные, которые  используются для установления обстоятельств  дела в соответствии с принципом  объективной истины10.

Информация о работе Административные правонарушения