Автор: Дмитрий Питеров, 29 Сентября 2010 в 11:11, курсовая работа
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.
Введение 3
Административно-правовые отношения 6
Состав административного проступка 9
Производство по делам об
административных правонарушениях 15
Заключение 34
Список используемой литературы 35
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следует отметить, что в уголовно-процессуальном праве понятие доказательств аналогично.
От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых они вовлекаются в сферу процессуального доказывания. Носители (источники) информации ничего сами по себе не доказывают, если не выявлено их содержание - сведения о чем-либо (фактические данные), В то же время фактические данные не могут существовать без определенного носителя (источника). В этом проявляется единство доказательства и источника, т.е. содержания и формы.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ источниками доказательств (т.е. средств установления фактических данных) являются: протокол об административном правонарушении; объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности; показания потерпевшего, свидетелей; заключение эксперта; вещественные доказательства; протокол об изъятии вещей и документов; иные документы.
Для того, чтобы фактические данные могли быть использованы в качестве доказательств, они должны отвечать требованиям относимости допустимости, где первое касается содержания, а второе - источника доказательств. Под относимостью доказательств понимается возможность использования их по делу для установления фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию либо имеющих значение для правильного разрешения дела в силу существующей между теми и другими объективной взаимосвязи11.
При решении вопроса о соответствии того или иного доказательства требованию относимости необходимо прежде всего определить, входят ли факты и обстоятельства, устанавливаемые с помощью доказательств, в круг тех, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, в силу чего и подлежат доказыванию.
В правовой литературе совокупность фактических обстоятельств, характеризующих личность правонарушителя, и иных обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения дела по существу, именуют предметом доказывания12. В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности (т.е. возможность нести административную ответственность); 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива; 7) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, предметом доказывания по делам об административных правонарушениях служит совокупность обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальным законодательством, установление которых необходимо для принятия обоснованного и законного решения по делу.
Под
допустимостью доказательств
Требование допустимости имеет два аспекта: с одной стороны, фактические данные могут быть получены только из точных и исчерпывающих, предусмотренных законом источников; с другой - способы получения фактических данных должны соответствовать закону.
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из ряда стадий.
Под стадией, как известно, следует понимать такую относительно самостоятельную часть производства, которая в рамках общих задач всего производства имеет свои, свойственные только ей задачи и особенности. Стадии органически связаны между собой, последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончено производство на предыдущей.
Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях: 1) возбуждение административного дела; 2) рассмотрение административного дела компетентным органом; 3) принятие соответствующего решения; 4) исполнение решения, вынесенного по административному делу; 5) обжалование решения и опротестование постановлений, их пересмотр.
В
связи с существованием наряду с
общим ускоренного
Возбуждение административного дела13 является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление «Обстоятельств проступка», их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, Применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Основанием возбуждения административного дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка (фактическое основание). Однако, как известно, не все факты появления в общественном месте в пьяном виде, браконьерства и др. проступков повлекли соответствующие последствия, т.е. виновные остались безнаказанными. Поэтому наряду с фактическим, материальным основанием требуется еще и формальное, процессуальное основание. Оно содержит информацию о наличии фактического основания, исходит от определенных лиц, адресовано полномочным органам, должностным лицам. Иными словами, для возбуждения дела необходим повод, т.е. получение информации о деянии, поскольку латентное нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений.
Поводами
для возбуждения
Касаясь последнего повода, следует отметить, что в уголовном процессе в подобных обстоятельствах считается, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение.
В КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых исключается производство по делам об АП, а значит административное дело не возбуждается. Таковыми являются: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков наложения административного взыскания; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемою к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела, а также наличие по данному факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
В КоАП РФ говорится о том, что протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Таким образом, в данной статье речь, по существу, идет об установлении факта административного правонарушения и полномочиях соответствующих лиц на возбуждение дела. В органах внутренних дел правом возбуждения дел об административных правонарушениях наделен широкий круг сотрудников патрульно-постовой службы, ГАИ, паспортных аппаратов и т.д. И в этом плане наблюдается определенная специализация.
В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на 2 группы. Первую группу составляют обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся: событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения; виновность лица в совершении административного правонарушения; вредные последствия правонарушения.
Вторую
группу составляют обстоятельства, находящиеся
за рамками состава
Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях - направление материалов расследования на рассмотрение. Это происходит лишь в тех случаях, когда должностное лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу.
При направлении материалов расследования для принятия решений компетентными органами важное значение имеют понятия полномочий данных органов и подведомственности дел, ими рассматриваемых. Установление подведомственности дел - это разграничение компетенции между органами. В последнюю входят и полномочия (права и обязанности). Полномочия определяют, что может сделать, какие меры вправе принять орган (должностное лицо). А подведомственность очерчивает границы полномочий по территории, по кругу решаемых дел, по времени. Кроме того, существует территориальная и альтернативная подведомственность. Последняя заключается в том, что дела об административных правонарушениях могут рассматриваться как по месту совершения проступка, так и по месту жительства правонарушителя (например, дела о появлении в общественных местах в пьяном виде).
Стадия рассмотрения дела - главная в производстве по делам об административных правонарушениях. На ней принимается акт, в котором признается виновность или невиновность лица, определяется мера воздействия.
Процессуальным основанием для рассмотрения дела является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении, постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление компетентного органа О прекращении уголовного дела.
До рассмотрения дела по существу производится необходимая подготовка, включающая в себя решение компетентным органом следующих вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ): 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; 3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
При подготовке материалов дела об административном правонарушении соответствующий орган или должностное лицо обязаны решить вопрос - относится ли к его компетенции это дело. Если дело не относится к компетенции конкретного органа, то хотя и законодательство не определяет ложны два пути: возвращение тому органу, который представил рассмотрения; направление дела тому органу, который полномочен рассматривать.
При
подготовке к рассмотрению дела необходимо
убедиться, что лица, в нем, извещены
о времени и месте его
Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченным на то органом в 15-дневный срок ( ст. 29.6 КоАП РФ). В то же время законодатель установил 4 вида сокращенных сроков для рассмотрения дел об отдельных категориях административных правонарушений: в течение суток (например, мелкое хулиганство); в течение 3-х суток (например, продажа товаров без документов); в течение 5 суток (например, мелкое хищение государственного или общественного имущества); в течение 7 суток (например, нарушение правил торговли).