Административные правонарушения

Автор: Дмитрий Питеров, 29 Сентября 2010 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Оглавление

Введение 3
Административно-правовые отношения 6
Состав административного проступка 9
Производство по делам об
административных правонарушениях 15
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Содержание  объективной стороны характеризуют  и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного  посягательства, длящееся правонарушение.

     Повторность предусмотрена многими статьями КоАП РФ и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание).

     Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ.

     Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или гражданина при исполнении им обязанностей по охране Государственной границы РФ.

     Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию, в данном случае - лишение права управления транспортными средствами.

     Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Неоднократное совершение правонарушений и следует рассматривать как продолжаемое.

     Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение и ношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел или с разрешением, но срок действия, которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов Федеральной пограничной службы РФ.

  • Субъект и субъективная сторона 
  • административных  правонарушений
  •      Субъектом правонарушения является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имелся описанный в законе проступок. Очевидно, что само оно в состав не входит, состав включает в качестве конструктивных те признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния.

         Согласно  КоАП РФ, субъектами административных правонарушений теперь могут быть:

         1) юридические лица;

         2) индивидуальные субъекты: граждане  и лица, обладающие специальным  административно-правовым статусом (должностные лица, военнослужащие  и др).

         Административной  ответственности, согласно п.1. ст.2.3. КоАП РФ подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

         Законодатель  также указал, что с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (п.2. ст.2.3. КоАП РФ).

         Субъективная  сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла  или неосторожности (ст.2.2. КоАП РФ).  

         Формы вины

       Каждая  форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных взысканий и т. д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. В большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения и, прежде всего его объективной стороны.

       Наличие умышленной вины служит, как правило, основанием для наложения на виновного  более строгого взыскания. Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Например, нарушение санитарно-гигиенических правил и норм, нарушение правил водопользования.

       Материальный  состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия, обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий — мелкое хищение. В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

       Административный  проступок может быть совершен и  по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия  и небрежности.

       Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

       Небрежность состоит в не предвидении возможности  противоправных последствий, хотя при  данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.

       При неосторожной вине в форме легкомыслия  нарушитель не допускает наступления  вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.

       При небрежности нарушитель не предвидит  возможности наступления вредных  последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и  мог их предвидеть.

       Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступившие последствия, становится очевидным отсутствие его вины и отпадает вопрос о его административной ответственности. При решении вопроса о том, могло ли лицо предвидеть наступление вредных последствий, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности нарушителя (жизненный опыт, профессия, стаж работы, навыки, состояние здоровья и т. д.).

       Неосторожную  вину необходимо отличать от невиновного  причинения вреда, т. е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

         Субъективную  сторону наряду с умыслом и  неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся квалифицирующими признаками состава и обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением.

     

    Производство  по делам об

    административных  правонарушений

     

         В деятельности органов государственного управления важное место занимает борьба с административными правонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные меры административного  принуждения, применение которых возможно лишь в установленном законом порядке. Процессуальной формой применения административного принуждения является производство по делам об административных правонарушениях, что является составной частью административного процесса.

         Производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных и общественных органов, направленная на решение дел об административных правонарушениях, применение мер административного взыскания9. Данное производство дифференцируется по различным критериям: по объектам деятельности (судебное, органов внутренних дел и др.), по видам санкций (штраф, исправительные работы и др.), категориям дел (мелкое хищение, нарушение правил воинского учета и др.), по объему и сложности процессуальной деятельности (ускоренное, обычное и. особое производство).

         В юридической науке все нормы  права принято делить на материальные и процессуальные. Если первые закрепляют права и обязанности, то вторые - порядок осуществления этих прав и обязанностей.

         В институте административной ответственности  значительную часть составляют материальные нормы. Они устанавливают систему  административных правонарушений, виды административных взысканий и т.п. Административно-процессуальные нормы определяют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий. Эти процессуальные нормы регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

         Административно-процессуальное законодательство имеет свои особенности. Так, например, нормы, регулирующие уголовный  процесс, обособлены от материальных норм уголовного права (существуют две самостоятельные отрасли права - уголовное и процессуальное). Такое же положение с процессуальное законодательство является частью административного права, его материальные и процессуальные нормы существуют в рамках единой отрасли.

         Производство  по делам об административных правонарушениях - вид производства, который наиболее полно урегулирован нормами материального и процессуального административного права. Его правовые основы, т.е. регламентация административного производства, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В нем сформулированы принципы производства, определены основные права и обязанности его участников, виды доказательств и порядок их использования, установлен порядок рассмотрения дела, обжалования и пересмотра принятого решения, а также его исполнения. Процессуальные нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, содержатся и в подзаконных актах (Указы Президента, постановления правительства, приказы, постановления и инструкции органов федеральной исполнительной власти и т.д.). Они конкретизируют нормы законодательства, заполняют пробелы по частным вопросам производства

         Рассредоточение административно-процессуальных норм в различных источниках вызвано  объективными причинами. Отчасти это  связано с быстрым развитием нормотворческой деятельности, а также достаточно широким диапазоном регулируемых общественных отношений. Вместе с тем существование большого множества подзаконных актов имеет отрицательные стороны, т.к. вопросы административного производства в названных актах не всегда решаются достаточно полно, при этом в отдельных случаях наблюдается различный подход к решению одних и тех же проблем, что уже само по себе может привести к разного рода противоречиям.

         Статья 24.1 Кодекса об административных правонарушениях определяет задачи производства по делам об административных правонарушениях: своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов; укрепление законности.

         Производство  по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из действий целого ряда органов и лиц, которые уполномочены принимать все предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков. Помимо названных, в производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы либо интересы других лиц. Другие, не имея личных интересов, привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий. Исходя из этого в зависимости от выполняемых процессуальных: функций всех участников производства можно подразделить на 3 группы:

    Информация о работе Административные правонарушения