Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности
Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Целями курсовой являются:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Оглавление

Введение.
1. Понятие административного правонарушения и его признаки.
2. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
3. Виды правонарушений в административном праве.
4. Отграничение административного правонарушения от преступления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.62 Кб (Скачать)
 

154855

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.

«Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации». 

«Поволжский институт им. П.А. Столыпина».

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО  И УГОЛОВНОГО ПРАВА. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА.

по  дисциплине: Административное право.

на тему: Административное правонарушение. 

Выполнил:

Студентка 3 курса

Группы № 2

Заочной форму  обучения

Специальности: государственное

муниципальное управление

Пасхина Елена  Александровна

Проверил: 

Саратов 2011г.

Содержание:

Введение.

  1. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  2. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  3. Виды  правонарушений  в  административном  праве.
  4. Отграничение административного правонарушения от преступления.

Заключение.

Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью  обеспечение правопорядка и государственной  дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают  интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности  и формы собственности

  Одна  из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они  защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется  в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

  Сущность  административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность  за его совершение. Отсутствие данного  признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

  Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.

  Цель  данной курсовой работы состоит как  в рассмотрении понятие административного  правонарушения, его признаки и состав

  Целями  курсовой являются:

  1) раскрытие  понятия административного правонарушения;

  2) изучение  признаков административного правонарушения;

  3) анализ  юридического состава административного  правонарушения.

  Как показывает анализ современной юридической  литературы, тема «административного правонарушения» была предметом  внимания известных российских ученых, среди которых следует назвать  имена: Липатова Э.Г., Чаннова С.Е, Честнова И.Л. Петрова М.П.

  Таким образом, Кодекс об административный правонарушениях  закрепляет демократичные по своей  сути процедуры применения мер административного принуждения в связи с совершением административных правонарушений, гарантирующие соблюдение прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие административного  правонарушения и  его признаки

  Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими  составляющими в содержании курса  учебной дисциплины «Административное  право России», посвященного изучению вопросов административной юрисдикции.

  В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности  использования правовых санкций  в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных наказаний, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

  Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого  рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают  решения. Основанием применения наказания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в  содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного  правонарушения, а также без глубокого  знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно  квалифицировать административные правонарушения, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

  Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

  В приведенном  согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного  правонарушения не указаны объекты  противоправных посягательств. Их можно  определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл. 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного  порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

  Существенным  моментом является то, что понятие  административного правонарушения законодательно закреплено соответствующей  административно-правовой нормой Кодекса, а следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным  государством и им охраняемым.1

  Многие  ученые-административисты при раскрытии  признаков административного правонарушения не учитывают этот существенный момент и формулируют по-разному данные признаки. К примеру, профессор Л.Л. Попов выделяет пять признаков:

  1) деяние (действие или бездействие);

  2) общественно  опасное деяние;

  3) противоправное  деяние;

  4) виновное  деяние;

  5) наказуемое  деяние.

  Профессор А.П. Коренев считает, что административное правонарушение обладает четырьмя признаками:

  1) общественной  опасностью (вредностью);

  2) противоправностью;

  3) виновностью;

  4) наказуемостью.

  В комментарии  к КоАП РФ под редакцией профессора А.П. Шергина отмечены четыре основных признака административного правонарушения:

  1) действие  или бездействие (деяние);

  2) деяние  противоправное;

  3) деяние  виновное;

  4) деяние  наказуемое.

  По  моему мнению, административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:

  1) деянием  (действием или бездействием);

  2) противоправностью;

  3) виновностью;

  4) деянием  физического или юридического  лица;

  5) наказуемостью.2

  Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в  определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что  в ней скрыто общепринятое положение  «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением  не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

  Деяние  юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия (пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие — один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом  своей обязанности совершить  определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать  в соответствующих ситуациях.

  Одним из главенствующих обязательных признаков  правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

  Противоправность  или административная противозаконность  означает, что административным правонарушением  может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой II раздела («Особенной частью») КоАП РФ (ст. 5.1—21.7) или нормами законов  субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может  образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

  Противоправность  деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного  правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в  случаях, предусмотренных Особенной  частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

  Под противоправными действиями, посягающими  на охраняемые законом права и  интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.

  Противоправное  бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные  интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций  к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям.3

  Действующий КоАП РФ впервые ввел в законодательное  определение правонарушения и такие  признаки, как противоправное деяние юридического лица и его виновность. Ранее ответственность юридических  лиц устанавливалась отдельными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Подробнее понятия юридического и физического лица будет раскрыто во втором вопросе данной лекции при описании обязательного элемента состава административного правонарушения — субъекта.

  Виновность  — важнейший признак административного  правонарушения. Признать лицо виновным — означает установление того, что  административное правонарушение совершено  либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти  две формы вины.

  В случае отсутствия вины юридического или физического  лица административная ответственность  к нему применяться не может. «Лицо  подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ установление признаков  вины физического лица предполагает оценку его психического отношения  к событию проступка. Квалификация вины юридического лица осуществляется на основе иных правовых критериев. В  соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ при  признании юридического лица виновным должно быть подтверждено наличие или  отсутствие у него возможностей, позволяющих  соблюдать данные правила, нормы.

  Наказуемость  — признак правонарушения, характеризующий  не его сущность, а указывающий  на его неизбежное юридическое последствие  — назначение административного  наказания. Следовательно, наказуемость — это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом  субъекта РФ возможность привлечения  к административной ответственности  за совершенное правонарушение, которая  не всегда претворяется в жизнь. Ведь не каждое правонарушение фиксируется  правоохранительными органами и  не каждое раскрывается. Кодексом предусмотрены  также обстоятельства, исключающие  деликатность.

Информация о работе Административные правонарушения