Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:17, курсовая работа
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности
Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Целями курсовой являются:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.
Введение.
1. Понятие административного правонарушения и его признаки.
2. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
3. Виды правонарушений в административном праве.
4. Отграничение административного правонарушения от преступления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
Закон
признает ответственными субъектами правонарушений
дееспособных и вменяемых, т.е. всех
лиц, достигших определенного
Закон
устанавливает различные
Впервые в Кодексе (в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ) определено понятие должностного лица. Ст. 2.5 КоАП РФ определены особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и 9иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Определенными особенностями обладают и такие субъекты административных правонарушений, как родители или иные законные представители несовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Понятие
юридического лица как субъекта административного
правонарушения в КоАП РФ отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса
РФ юридическим лицом признается
коммерческая или некоммерческая организация,
которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или
В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ к юридическому лицу могут быть применены только следующие виды административных наказаний:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
административное приостановление деятельности.
В ч.
3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено правило,
согласно которому назначение административного
наказания юридическому лицу не освобождает
от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо, равно как и привлечение
к административной или уголовной
ответственности физического
Субъективная
сторона административного
Наряду с указанными обязательными признаками субъективной стороны могут быть и факультативные — мотив и цель. Если они указаны в диспозиции нормы, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения.
В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины:
1. «Административное
правонарушение признается
2. Административное
правонарушение признается
В отличие от уголовного законодательства, при классификации форм вины в цитируемой статье КоАП РФ не указаны наименования видов умысла (прямой или косвенный) и неосторожности (легкомыслие и небрежность), хотя в диспозиции анализируемой правовой нормы эти виды раскрыты.10
Из законодательных определений (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) следует, что принцип виновной ответственности в равной мере действует в отношении как физических, так и юридических лиц.
Ученые-административисты
отмечают трудность понимания
М.С.
Студеникина описывает
Примечательно,
что в одном из первых вариантов
проекта КоАП РФ в конструкции
состава административного
В итоге
в КоАП РФ вину предусмотрели в
качестве одного из элементов состава
административного
В КоАП РФ согласно ч. 2 ст. 2.1 «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
В связи с тем, что понятие вины юридического лица в КоАП РФ дано недостаточно полно, рассмотрим существующее в административном праве двоякое понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.11
Объективная вина — вина организации, обусловленная противоправным деянием юридического лица, совершившего и (или) не предотвратившего это деяние, т.е. это вина, обусловленная объективной стороной состава правонарушения.
Субъективная вина — отношение организации в лице ее представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершенному этой организацией.
К примеру, в соответствии с п. 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Д.И.
Черкаев в своей статье справедливо
утверждает, что выбор подхода
к вине (субъективного или
Специфика большинства публично-правовых правоотношений такова, что делает невозможным привлечение к административной ответственности юридического лица при понимании вины в субъективном аспекте (за исключением, пожалуй, налоговых правонарушений).
Правовые подходы Конституционного Суда РФ, судебной практики и законодателя к вине юридических лиц разделились (субъективная — для налоговых правонарушений и нарушений законодательства о применении контрольно-кассовых машин, объективная — для таможенных правонарушений).
На мой взгляд, понимание вины в субъективном аспекте не может быть полностью применимо в КоАП РФ.
Данная
конструкция вины (через субъективный
подход) по своей сути имеет противоречивый
характер в сфере нарушений
Таким
образом, применительно к деянию
юридического лица КоАП РФ не устанавливает
форм вины, наличие которых в форме
умысла и неосторожности возможно только
в случае квалификации правонарушения
физического лица. Возможно, следует,
причем на законодательном уровне,
путем внесения соответствующих
изменений и дополнений в Кодекс
унифицировать подходы к вине
юридического лица, взяв за основу объективный
подход, поскольку природа
Характеристика общего состава
административного проступка
На основе данного критерия
все виды административных пра
Административное
a) в экономической сфере:
» в области охраны
» в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
» в промышленности, строительстве и энергетике;
» в области связи и
» на транспорте;
» в сельском хозяйстве;
» ветеринарии и мелиорации земель;
» в предпринимательской
» таможенные правонарушения;
» в сфере охраны окружающей
среды и природопользования;
b) социальной сфере:
= посягающие на права граждан;
= посягающие на здоровье