Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Построение в Российской Федерации социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека, неразрывно связано с тем, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие административного правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде. 7
§1. Понятие и основание административно-правовой ответственности в сфере трудовых отношений. 7
§2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в сфере трудовых отношений. 10
Глава II. Принятие мер ответственности к субъектам правонарушений в области трудовых отношений. 18
§1. Виды административных правонарушений и наказаний в области трудовых отношений. 18
§2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях. 26
§ 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 31
Заключение. 37
Список используемой литературы. 38
Приложение 1. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.35 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 354 Трудового  кодекса РФ  Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности20.

Основными задачами федеральной  инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют  право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и т.д.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции  труда определяется ратифицированными  Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления  федерального государственного надзора  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые  проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также  работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных  настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;и тд

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры21

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Появление новых субъектов  хозяйственной деятельности, связанное  с ослаблением позиций государства  во многих секторах экономики и изменением форм собственности обусловили нарастание негативных тенденций роста грубых нарушений трудового законодательства в угоду получения прибыли. Экономическая  незаинтересованность работодателей  в соблюдении трудового законодательства в сочетании с неспособностью государства обеспечить защиту трудовых прав граждан привели к значительному  росту административных правонарушений в области трудовых отношений.

В последние годы важную роль в сфере защиты трудовых прав стала занимать административная юрисдикция, поскольку по нормам КоАП РФ защиту трудовых прав субъектов трудового  права реализуют различные органы с учетом возложенных на них юрисдикционных полномочий, исходя из содержания административного правонарушения как основания административной ответственности и его субъектного состава.

Выбор законодателем административных наказаний, применяемых за нарушение  трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, и частота их распределения в санкциях статей, адекватно отражает значимость объекта  и субъективную сторону административных правонарушений данной группы, совершение которых возможно только с умышленной формой вины, разную степень возможных  негативных последствий в случае их совершения, и одновременно расширяет  возможности дифференцированного  подхода при определении вида и размера административного наказания лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности осуществляется по результатам надзорно-контрольной деятельности уполномоченных лиц. Основными задачами федеральной инспекции труда, как основного надзорно-контрольного органа в РФ, является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда

Список используемой литературы.

Законы и  иные нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СПС Гарант
  2. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 196-ФЗ (ред. от 26.04.2007)// СПС Гарант
  3. Конвенция N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
  4. Письмо Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации" // Документы и комментарии. 2005. N 20.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012). – М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012. –72с. 
  6. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ  (ред. от 12.11.2012) // СПС Консультант плюс

Учебники, учебные  пособия, монографии, статьи:

  1. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2х т. т.1. – М.: Юрид. лит., 2004. С.285-187.
  2. Алехин, А.П. Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало М». 2011.-345с.
  3. Бахрах, Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. -640с.
  4. Беляев, А.М. Административная ответственность за нарушение трудовых отношений // Законность, 2009, №4, С. 23-26
  5. Бриллиантов Н.А. Трудовое право: учеб. /.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-400с.
  6. Завгородний А.В., Коробченко В.В. Трудовое право России: учебник для вузов.- М.: ООО «Юрайт-Издат», 2008.467с.
  7. Матвеенко, П.В. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства // Налоги (газета),2008, №3. С. 12
  8. Носков, Б.П. Административное право: учебно-методологический комплекс. Часть 1 / Б.П. Носков.-Орел: Орел-ГТУ, 2007.-161 с.
  9. Овсянко, Д.М. Административное право. Учебное пособие. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2008. 468 с.
  10. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред..- М.: Юридическая фирма КОНТАКТ, ИНФРА - М, 2011. С. 213
  11. Свечкаренко, В.А., Сирик, Е.Ю. К вопросу об ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде // Трудовое право России и за рубежом, 2010, № 1, С. 23-25
  12. Скачкова, Г.С. Об административной ответственности за правонарушения в сфере труда // Трудовое право, 2011, №7, С. 40-48
  13. Попова, Л.Л. Административное право.- М.: ЮРИСТЪ.2009. 697 с.
  14. Феофилактов, А.С. Правовые проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства работодателем // Социальное и пенсионное право, 2008, №4

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Об основных результатах надзорно-контрольной деятельности

в сфере  трудовых отношений в Российской Федерации

за 6 месяцев 2012 года

 

№ п/п

                                              Наименование показателей

1полугодие 2011

1 полугодие 2012

1

2

3

4

1

Общее количество проведенных проверок, всего:

83334

69479

*

     из общего количества проверок  проведено совместно с:

*

*

2

органами прокуратуры

5153

3748

3

органами технологического надзора

485

394

4

органами по труду

2002

1391

5

профсоюзными органами

1538

865

6

Общее количество выявленных в ходе проведения проверок правонарушений, всего:

468623

364687

7

Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок

70709

57179

8

Количество направленных материалов в органы прокуратуры и следствия  в целях рассмотрения в установленном  порядке вопроса о привлечении  к уголовной ответственности  должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства, всего:

5925

5335

*

     в том числе:

*

*

9

в связи с несчастными случаями на производстве (в соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ)

5320

4888

*

     из них: 

*

*

10

     возбуждено уголовных дел

92

89

11

     осуждено судом виновных лиц

9

16

12

в связи с нарушениями законодательства об оплате труда (в соответствии со статьей 145-1 Уголовного кодекса РФ)

562

421

*

     из них: 

*

*

13

     возбуждено уголовных дел

14

13

14

     осуждено судом виновных лиц 

3

0

15

Количество вынесенных постановлений  о назначении административных наказаний  в отношении должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

58666

53211

16

Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс.руб.)

310595

295710

17

Количество оформленных в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ и направленных в суды протоколов о временном  запрете:

*

*

 

     деятельности структурных подразделений  и производственных участков

131

87

 

     эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений

748

649

18

Направлено в суды протоколов для  привлечения к административной ответственности лиц, виновных в  допущенных административных правонарушениях  в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ

769

596

19

Принято судами решений о назначении административных наказаний на основании  протоколов, оформленных должностными лицами гострудинспекции в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ

553

418

20

Отменено по требованию государственных  инспекторов труда незаконных приказов об увольнении работников

553

439

21

Отменено по требованию государственных  инспекторов труда незаконно  примененных к работникам дисциплинарных взысканий 

1019

980

22

Количество трудовых договоров, оформленных  с работниками по требованию государственных  инспекторов труда

12761

17268

23

Принято на личном приеме граждан

141134

119166

24

Количество консультаций работодателей  и работников

196425

190154

25

Количество случаев оказания правовой помощи гражданам при подготовке исков по трудовым делам в судах

2263

2491


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

в октябре 2012 года

Регион РФ

За отчетный период:

На конец отчетного периода:

Справочно

Численность граждан, обратившихся за предоставлением  государственных услуг 

из них:  за содействием в поиске подходящей работы

Численность безработных граждан, нашедших работу (доходное занятие)

Численность граждан, признанных безработными, которым назначены социальные выплаты

Численность безработных граждан

Заявленная работодателями потребность  в работниках на конец отчетного  периода

Уровень регистрируемой безработицы, %

Коэффициент напряженности на рынке  труда

Численность безработных граждан  на начало отчетного периода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Российская Федерация

772439

364041

220986

245305

986730

1484120

1,3

0,8

1021472

Центральный федеральный округ

142173

67526

50184

36083

152719

368242

0,8

0,5

165336

Белгородская область

6593

2582

1574

1974

7722

19614

1

0,4

8423

Брянская область

9099

3370

2949

1495

7625

8017

1,2

1,1

8375

Владимирская область

9039

4317

3856

2143

10258

12234

1,3

1

11305

Воронежская область

14546

6065

5355

2407

11579

15465

1

0,9

13273

Ивановская область

9746

2436

1653

1829

8350

16229

1,5

0,6

9149

Калужская область

6928

2879

2556

954

3398

12272

0,6

0,4

3764

Костромская область

2740

2146

1585

660

2807

6576

0,8

0,6

3232

Курская область

3682

2272

1933

1471

6044

7417

1

0,9

6758

Московская область

16562

7378

4402

4735

20394

56114

0,5

0,5

21302

Орловская область

4800

1438

1025

981

4117

7638

1

0,6

4436

Информация о работе Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан