Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Построение в Российской Федерации социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека, неразрывно связано с тем, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие административного правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде. 7
§1. Понятие и основание административно-правовой ответственности в сфере трудовых отношений. 7
§2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в сфере трудовых отношений. 10
Глава II. Принятие мер ответственности к субъектам правонарушений в области трудовых отношений. 18
§1. Виды административных правонарушений и наказаний в области трудовых отношений. 18
§2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях. 26
§ 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 31
Заключение. 37
Список используемой литературы. 38
Приложение 1. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.35 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Понятие  административного правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде. 7

§1. Понятие  и основание административно-правовой ответственности в сфере трудовых отношений. 7

§2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в сфере трудовых отношений. 10

Глава II. Принятие мер ответственности к субъектам  правонарушений в области трудовых отношений. 18

§1. Виды административных правонарушений и наказаний в  области трудовых отношений. 18

§2. Особенности  производства по делам об административных правонарушениях. 26

§ 3. Государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства. 31

Заключение. 37

Список используемой литературы. 38

Приложение 1. 40

Приложение 2. 42

 

Введение.

Построение в Российской Федерации социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную  жизнь и развитие человека, неразрывно связано с тем, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одним из фактором, позволяющим обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, выступает право на свободный труд. Устанавливая гарантии трудовых прав и свобод граждан, государство одновременно устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права, в том числе и посредством мер административной ответственности.

Актуальность  темы исследования. Наряду с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудового кодекса РФ, значительные изменения в последнее десятилетие претерпели и другие законодательные акты о труде, об охране труда и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Анализ нового административного законодательства свидетельствует во многом о расширении количества бланкетных норм и об усложнении массива законодательных и иных нормативных правовых актов, которые составляю основу для квалификации административных правонарушений.

Новых подходы и принципы, использованные в действующем административном и трудовом законодательстве, включая  приоритет личности, обусловили необходимость  теоретического обоснования реализации института административной ответственности  применительно к массиву административных правонарушений в области трудовых отношений. Несмотря на закрепление  в Конституции РФ права на свободный  труд и на охрану труда, реализация данного права осложняется теми негативными процессами, которые получили развитие в период перехода к рыночной экономике.

Степень разработанности  темы исследования. Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый  с учетом принципов построения правового демократического государства, закрепивший новые составы административных правонарушений и новую систему административных наказаний, распространившего сферу своего влияния на юридических лиц, и Трудовой кодекс РФ, кардинально изменивший подходы к регулированию трудовых отношений, предопределили недостаточную разработанность теоретических основ административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Отдельные аспекты административной ответственности в области трудовых отношений становились объектом исследования в основном представителей трудового права - Абрамовой О.В., Бердычевского В.С., Бондарева А.К., Ершовой Е.А., Снежко О.А., Нестеровой Т.А. и лишь относительно недавно были предприняты попытки комплексного рассмотрения указанных проблем с позиций административно права – Маркин А.А. и Смольская Е.А.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предметом исследования выступают правовая природа института административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, нормы законодательства, устанавливающие административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и процессуальный порядок разрешение дел об административных правонарушениях в области трудовых отношений, судебная статистика, правоприменительная и судебная практика по указанной категории дел.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования заключается в комплексном изучении теоретических и практических проблем реализации административной ответственности за правонарушения, посягающие на трудовые права граждан.

Для реализации поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • выделить и конкретизировать материально-правовые основания административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • уточнить сущность и основание административной ответственности за нарушение трудового законодательства;
  • выявить специфику составов административных правонарушений в сфере трудовых отношений;
  • охарактеризовать содержание административных наказаний, применяемых в сфере трудовых отношений.

В данной курсовой работе сформулированы и обоснованы положения и выводы по исследуемой теме, выносимые на защиту:

  1. Материально - правовым основанием административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы граждан, урегулированные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и охраняемые нормами административного права, устанавливающими административную ответственность за их нарушение.
  2. Административное правонарушение в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - это противоправное, виновное деяние (действие/бездействие) субъекта трудовых правоотношений, посягающее на трудовые права и свободы граждан, за которые КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  3. В целях правильной квалификации административных правонарушений, наряду с «традиционными» составами административных правонарушений в области трудовых отношений, которые включены в главу 5 КоАП РФ (ст.ст. 5.27-5.34, 5.42, 5.44) и объектами которых являются общественные отношения, возникающие в сфере труда, следует выделять и другие затрагивающие сферу трудовых правоотношений административные правонарушения, в которых правила трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы о труде, выступают в качестве дополнительного объекта правонарушения (ст.ст. 5.7, 18.10, 20.26 КоАП РФ).
  4. Выбор законодателем административных наказаний, применяемых за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и частота их распределения в санкциях статей, адекватно отражает значимость объекта и субъективную сторону административных правонарушений данной группы, совершение которых возможно только с умышленной формой вины, разную степень возможных негативных последствий в случае их совершения, и одновременно расширяет возможности дифференцированного подхода при определении вида и размера административного наказания лицу, привлекаемому к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие административного  правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения  к административной ответственности  за нарушения законодательства о  труде.

§1. Понятие и основание  административно-правовой ответственности  в сфере трудовых отношений.

Законодательное определение  административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность»1.

Следует обратить внимание на то, что правонарушение представляет собой акт волевого поведения, связанного с нарушением нормы права и  выражающегося в двух формах: действия и бездействия. Не могут быть правонарушением  мысли, чувства или желания человека, если они не воплотились в определенный поступок и не регулируются правом. Деяние обусловлено сознанием и  волей человека. Именно благодаря  сознанию действие приобретает характер правомерного поведения.

Правонарушение в виде действия – нарушения запрета  или активного невыполнения обязанности. Нарушение нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Деяния, указанные в диспозиции ст.ст. 5.27-5.34, 5.40 КоАП РФ нарушают законодательство о труде, к которым относятся Трудовой кодекс РФ, ФЗ от 4.02.1999 №22-Ф3 «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, заключается  в действия и бездействиях работодателя, нарушающих законодательство о труде  и об охране труда, связанных с  наблюдением предусмотренных законодательством  условий труда, при этом ч.2 ст.5.27 КоАП РФ устанавливает повышенную ответственность  за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение. Понятие «аналогичное административное правонарушение» разъяснилось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которому под аналогичным правонарушением, указанным в ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Правонарушения, предусмотренные  ст.ст. 5.28-5.31 КоАП РФ обусловлены несоблюдением  и нарушением процедур, связанных  с заключением коллективного  договора или соглашения. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемые работниками  организации, филиала, представительства  с работодателем. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками  и работодателями и заключаемый  на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Ст. ст. 5.32-5.34 предусматривают составы правонарушений, совершаемых в связи с возникновением коллективного трудового спора и с нарушением условий примирительных процедур, при этом под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Субъектом данного вида правонарушений может быть лицо, являющееся стороной в трудовых отношениях. В качестве специального субъекта выделяется работодатель и страхователь. Субъективная сторона  правонарушения, как правило, в форме  умысла.

Под основаниями административной ответственности следует считать  совокупность факторов, наличие которых  может повлечь за собой данный вид юридической ответственности.

Основанием юридической  ответственности в узком смысле является состав правонарушения, т.е. наличие  всех элементов, составляющих акт правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), выступающих  в неразрывном единстве.

Однако состав правонарушения – это решающее, но нее единственное основание юридической ответственности. Основанием юридической ответственности  в широком смысле, по мнению Д.Н. Бахраха, выступают нормативные, фактические и процессуальные основания.

Нормативное основание –  это наличие нормы права, предусматривающей  возможность возложения ответственности.

Фактическое основание –  это наличие факта правонарушения с которым связываются возникновение охранительного правонарушения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.

Процессуальное основание  – это наличие правоприменительного акта , который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права, определяет вид и меру юридической ответственности2.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан