Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Построение в Российской Федерации социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека, неразрывно связано с тем, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие административного правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде. 7
§1. Понятие и основание административно-правовой ответственности в сфере трудовых отношений. 7
§2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в сфере трудовых отношений. 10
Глава II. Принятие мер ответственности к субъектам правонарушений в области трудовых отношений. 18
§1. Виды административных правонарушений и наказаний в области трудовых отношений. 18
§2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях. 26
§ 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 31
Заключение. 37
Список используемой литературы. 38
Приложение 1. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.35 Кб (Скачать)

Следовательно, для приобретения субъектом административного права  статуса субъекта административно-правового  положения необходимо наличие двух обязательных условий:

  1. Наступление состояния административной дееспособности индивидуального или коллективного субъекта.
  2. Наличие юридических фактов возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Таким образом, субъект административного  права – правовая категория, в  общем виду определяющая тех лиц, на кого распространяется действие не только административно-правовых норм, но и норм трудового, гражданского и  иного права, причем с различной  степенью детализации. Субъект административно-правового  отношения – персонально индивидуализированное  лицо, непосредственно участвующее  в конкретном управленческом правоотношении10

 
 
Глава II. Принятие мер ответственности  к субъектам правонарушений в  области трудовых отношений.

§1. Виды административных правонарушений и наказаний в области трудовых отношений.

Как известно, одной из важнейших  гарантий реализации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений является их взаимная ответственность, базирующаяся на равноправии сторон трудового  договора.

Различный характер правонарушений в сфере труда, совершаемых работниками  и работодателями, определяемый содержанием  проступка и его субъектным составом, обусловливает применение норм различной  отраслевой принадлежности и, соответственно, различных видов юридической  ответственности за нарушения законодательства о труде. 
Ответственность за правонарушения в сфере труда предусмотрена, прежде всего, нормами трудового законодательства РФ, основу которого составляет Трудовой кодекс РФ: в соответствии со ст. 419 лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Нормы административного  права о наложении административного  взыскания на субъектов трудового  права могут носить как общий  характер, так и являться специальными, отражая дифференцированный подход законодателя к установлению административной ответственности за различные правонарушения в сфере труда.

 К числу общих норм можно отнести положения ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административно-правовую ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Административный штраф  в установленном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ размере может быть наложен: а) на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; б) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; в) на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ эта мера административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если должностное лицо было ранее подвергнуто административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, то в отношении такого лица в соответствии с ч. 2 данной статьи может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.27 КоАП РФ не содержит указания на конкретные виды правонарушений, за совершение которых возможно привлечение  к административной ответственности. Поэтому должностные лица любых  организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на имущество  работодателя могут быть привлечены к административной ответственности  в случае виновного нарушения  или невыполнения любой нормы  действующего законодательства РФ о  труде и об охране труда11.

Таким образом, если для конкретного  вида правонарушения отсутствует специальная  норма о привлечении к административной ответственности, то содержащиеся в  ст. 5.27 КоАП РФ нормы могут быть применимы  во всех случаях нарушения законодательства о труде и об охране труда.

В КоАП РФ содержатся также  многочисленные специальные нормы, предусматривающие административные наказания за различные нарушения  в сфере труда:

  • за совершение нарушений в области социального партнерства (ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.40),
  • за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42),
  • за нарушения правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10 - 18.17).

 Еще одним видом  административного наказания в  сфере трудовых отношения является административное приостановление деятельности. Как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»12.

Административное приостановление  деятельности заключается во временном  прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления  отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление  деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление  деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее  строгий вид административного  наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление  деятельности устанавливается на срок до девяноста суток13.

Применительно к сфере  трудовых отношений административное приостановление деятельности может  быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

Наряду с этим установлена  административная ответственность  за иные нарушения в сфере труда.

Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного  договора, соглашения либо нарушение  установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ).

Необоснованный отказ  работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или  его представителя от получения  требований работников и от участия  в примирительных процедурах, в том  числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение работодателем  или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей  (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в  связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки  влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ).

Административно-правовая ответственность  в виде лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) состоит в лишении  физического лица ранее предоставленного ему права грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права, назначаемого судьей, не может быть менее одного месяца и более двух лет, что определяется соответствующей статьей КоАП РФ.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как вид административного  наказания, назначаемого судьей на срок от шести месяцев до трех лет, заключается  в лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а  также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ14.

Таким образом, дисквалификация  представляет собой ограничение  права на труд и права на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности, поскольку судебным решением устанавливается запрет на осуществление:

а) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  функций в органе юридического лица;

б) полномочий члена советов  директоров;

в) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Такое ограничение прав означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а лишь определенным ее видом, т.е. запрет касается лишь определенных, специальных видов деятельности, для занятия которых необходимы профессиональные навыки, требующие определенной квалификации, что позволяло бы принимать необходимые решения при выполнении конкретной работы.

Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество постановлений  суда о дисквалификации должностных  лиц выносится за нарушения законодательства о труде по основаниям ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ15.

Применение административного  наказания в виде дисквалификации  или лишения специального права  порождает определенные правовые последствия  для соответствующих лиц и  по нормам трудового права. 
При лишении специального права на срок до двух месяцев работодатель обязан отстранить работника от работы, с соблюдением требований ст. 76 Трудового кодекса РФ. Если же этот срок больше двух месяцев, то трудовой договор подлежит прекращению по правилам п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. 
В силу дисквалификации невозможно дальнейшее использование работника, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, по обусловленной трудовой функции, т.е. по руководящей должности. К руководящим должностям, исходя из содержания ст. 3.11 КоАП РФ, можно отнести должности руководителей постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного лица, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с законом или уставными документами данной организации.

К организационно-распорядительным или административно-хозяйственным  функциям указанного работника можно  отнести такие юридически значимые действия, как право действовать  без доверенности от имени юридического лица и представлять его интересы, решать оперативные вопросы деятельности юридического лица, распоряжаться его  имуществом, заключать различные  договоры и т.д. В числе полномочий такого лица - право заключать с  работниками трудовые договоры, издавать приказы о переводах и перемещениях, поощрении работников, привлечении  их к дисциплинарной и материальной ответственности, об увольнении с работы и т.д.

С руководящим работником, подвергнутым дисквалификации, должны быть либо прекращены трудовые отношения  в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового  кодекса РФ, либо такой работник должен быть переведен на другую работу, не связанную с осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  функций в органе юридического лица (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ), поскольку  у такого работника меняется трудовая функция, определенная сторонами при заключении трудового договора.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан