Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Построение в Российской Федерации социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека, неразрывно связано с тем, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие административного правонарушения, посягающее на трудовые права граждан. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде. 7
§1. Понятие и основание административно-правовой ответственности в сфере трудовых отношений. 7
§2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в сфере трудовых отношений. 10
Глава II. Принятие мер ответственности к субъектам правонарушений в области трудовых отношений. 18
§1. Виды административных правонарушений и наказаний в области трудовых отношений. 18
§2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях. 26
§ 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 31
Заключение. 37
Список используемой литературы. 38
Приложение 1. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.35 Кб (Скачать)

Если же дисквалифицированное лицо не оставит занимаемую должность  или же организация, в которой  он осуществляет трудовую деятельность, не исполнит постановление суда о  дисквалификации, то на дисквалифицированное лицо может быть наложен административный штраф по правилам ст. 14.23 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Административному наказанию  будет подвергнута и организация, принявшая к себе на работу на должность руководителя лицо, дисквалифицированное и освобожденное от ранее занимаемой в организации должности.

Для юридического лица заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим  лицом, а равно неприменение последствий  прекращения его действия влечет наложение административного штрафа в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

При этом организация не может ссылаться на свою неосведомленность  при приеме на работу дисквалифицированного  лица, поскольку согласно ст. 32.11 КоАП РФ сведения о дисквалифицированных лицах включаются в специальный  реестр в целях обеспечения учета  лиц, дисквалифицированных на основании  вступивших в силу постановлений  судов о дисквалификации, а также  для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах16.

В соответствии с Положением «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной налоговой службой, в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

§2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 настоящего Кодекса. 

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч.1 ст. 23.12, вправе:

1) главный государственный  инспектор труда Российской Федерации,  его заместители;

2) главный государственный  правовой инспектор труда Российской  Федерации;

3) главный государственный  инспектор Российской Федерации  по охране труда;

4) руководители структурных  подразделений федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

5) руководители территориальных  органов федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) руководители структурных  подразделений территориальных  органов федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

7) главные государственные  инспектора труда;

8) старшие государственные  инспектора труда;

9) государственные инспектора  труда.

Если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ17.

Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному  распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль), в том числе  и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению  этим должностным лицом служебных  обязанностей, невыполнение в установленный  срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.  

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола  об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных о чем делается запись в протоколе. 

Физическому лицу или законному  представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 

 В случае неявки  физического лица, или законного  представителя физического лица, или законного представителя  юридического лица, в отношении  которых ведется производство  по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

 Протокол об административном правонарушении подписывается  должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола.  

Физическому лицу или законному  представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении18.

Дело об административном правонарушении рассматривается в  пятнадцатидневный срок со дня получения  судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с  участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред), а также  законного представителя или  защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление  о назначении административного  наказания (штрафа) либо о прекращении  дела об административном правонарушении производством.

Размеры штрафов, предусмотренных  ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется  производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий  орган федеральной инспекции  труда, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление  по делу, который обязан в течение  трех суток со дня поступления  жалобы направить ее со всеми материалами  дела в соответствующий суд, вышестоящий  орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения  копии постановления. Указанная  жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный  срок со дня ее поступления со всеми  материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать  жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

§ 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

В 1998 г. Российская Федерация  ратифицировала Конвенцию N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле"19, и тем самым приняла на себя обязательства по созданию системы инспекций труда за соблюдением трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Правовое положение этих органов как субъектов трудового  права закреплено в гл. 57 Трудового кодекса РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Служба действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — государственные  инспекции труда. Государственные  инспекции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов и межрегиональные государственные  инспекции во главе с Федеральной  службой по труду и занятости  составляют единую централизованную систему  государственных органов — Федеральную  инспекцию труда. Инспекция уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Полномочия Федеральной  службы по труду и занятости:

  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
  • информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан и т.д.

Информация о работе Административные правонарушения, посягающее на трудовые права граждан