Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан;

Оглавление

Введение 3
1. Административное наказание: понятие и особенности. 4
2. Виды и система административных наказаний. 6
3. Место административных наказаний среди мер административного принуждения 7
4. Общие правила назначения административных наказаний 12
Заключение 21
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

К.р. - АН.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Орган или должностное лицо при наложении  наказаний по совокупности административных правонарушений должен прежде всего выяснить, является ли содеянное одним правонарушением или имеет место несколько самостоятельных административных проступков, за каждый из которых административное наказание налагается в отдельности. В тех случаях, когда дела о совершении нескольких правонарушений одновременно рассматриваются одним и тем же органом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. Более серьезным при этом признается правонарушение, за которое установлена более суровая мера административного наказания (более суровый вид наказания или больший размер одного и того же наказания). Усиление ответственности за совокупность административных правонарушений законодатель допускает и путем присоединения к основному наказанию одного из дополнительных наказаний. При этом применяемое дополнительное наказание должно быть предусмотрено статьей об ответственности за совершение любого рассматриваемого правонарушения.

      5. Сроки назначения административного  наказания. Для обеспечения эффективного  воздействия наказаний на лиц,  совершивших административные правонарушения, важное значение имеет оперативность при их наложении. Поэтому законодатель установил общую норму 13, согласно которой административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Длящимся признается такое правонарушение, которое непрерывно продолжается в течение определенного времени. Примером таких правонарушений являются: проживание без паспорта лицом, достигшим 16-летнего возраста, нарушение сроков регистрации огнестрельного оружия, транспортных средств и т. п. При длящихся правонарушениях двухмесячный срок исчисляется с момента установления факта такого нарушения компетентным органом.

      В случае если орган дознания, следователь  или судья установят отсутствие основания к возбуждению уголовного дела, то при наличии в совершенном правонарушении признаков административного правонарушения они выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для рассмотрения в административном порядке 14. Административное наказание в таком случае в соответствии с ч. 4 ст. 4.5 КоАП должно быть наложено полномочным органом не позднее одного месяца со дня его принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если по факту нарушения было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено отсутствие состава преступления, в связи с чем уголовное дело прекращено, но в нем наличествовали все признаки административного правонарушения - полномочный орган, которому был направлен такой материал, не позднее месячного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного дела может применить административное наказание.

      Установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности не распространяются

__________________________

13 - ст. 4.5 КоАП

14 - ст. 113 УПК РФ

на случаи назначения наказаний за нарушение  таможенных правил. В ст. 247 Таможенного  кодекса РФ указано, что такие  наказания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалифицированного аттестата на предприятия, учреждения и организации, а также на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налагаются не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

      Наказания, предусмотренные пунктами 4-6 ст. 242 ТК РФ, налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными наказаниями.

      6. Срок, по истечении которого лицо  считается не подвергавшимся  административному наказанию. Это срок давности для погашения административного наказания. При наложении административного наказания орган (должностное лицо) должно установить, подвергалось ли ранее данное лицо административному наказанию, так как повторное совершение однородного правонарушения, во-первых, является обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение, во-вторых, служит квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности и, в-третьих, может изменить природу самого правонарушения, переводя его в разряд преступления. Подвергнутым административному наказанию нарушитель считается с момента вынесения постановления по делу. В таком состоянии он находится в период исполнения наказания и еще в течение определенного срока, определенного в законе, после исполнения наказания. Для всех правонарушений он составляет один год со дня окончания исполнения наказания в соответствии с положениями ст. 4.6 КоАП. Обращаю внимание. Не с момента совершения правонарушения, а со дня окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.

      Совершение  нового административного проступка  прерывает течение срока давности для погашения наказания. В таком случае он начинает исчисляться с момента исполнения наказания, назначенного за вновь совершенный административный проступок.

      7. Возложение обязанности возместить  причиненный ущерб. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию или организации имущественного ущерба. Имущественный ущерб, причиненный в результате противоправного деяния, правонарушитель может возместить добровольно, не дожидаясь обращения в суд, на который законодатель возложил право требовать возмещения имущественного ущерба как один из способов защиты гражданских прав. Наряду с этим гражданские права в случаях, предусмотренных законом, могут защищаться и в административном порядке.

      В ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях сельской, поселковой административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, судье, суду предоставлено право возложить на виновного обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный нарушением. Требование о возмещении ущерба может быть заявлено любым физическим или юридическим лицом. Орган, рассматривающий заявление о возмещении ущерба, должен установить причинную связь между административным правонарушением и имущественным ущербом, вину лица в его нанесении, размер ущерба, кому он нанесен и т.д.

      Вопрос  о возложении на виновное лицо обязанности  возместить ущерб решается на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении одновременно с разрешением вопроса о виде и размере налагаемого наказания. Административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних, судья вправе решать вопрос о возмещении ущерба, если он не превышает 1/2 МРОТ независимо от наличия гражданско-правового спора между сторонами. Районный (городской) суд в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении может решить вопрос о возмещении ущерба независимо от его размера. В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Административное наказание является наиболее важным видом мер административного принуждения, отличающимся мерой насильственного воздействия, совокупностью признаков и характеристик, особым порядком назначения.

     Каждый  вид административного наказания заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный КоАП. Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик административного наказания. Только в рамках наказания как меры административной ответственности судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют наказание к конкретному лицу.

     Административное  наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения. Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим. Сущность наказания как меры административной ответственности определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее, содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны, как государства, так и общества в целом.

     Действующий Кодекс об административных правонарушениях  закрепляет демократические по своей сути процедуры применения мер административного принуждения в связи с совершением административных правонарушений, гарантирующие соблюдение прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  СПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма,2008.
  2. Административное право. Общая часть: Учебник./ Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.А. Юсупов; канд. юрид. Наук, доц. В.Д. Симухина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. Гос. Академия права», 2003.
  4. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  5. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2004.
  6. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Статут, 2004.
  7. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005.
  8. Административная ответственность: вопросы теории и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. – М.: ИГП РАН, 2005.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в ред. от 30.12.2008 г.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.03.2005 № 3-П, Определением Конституции РФ от 11.07.2006 № 213-О.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, с изм. От 16.07.2008.
  5. Закон «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991г. (в ред. от 26.12.2008)

Информация о работе Административные наказания