Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан;

Оглавление

Введение 3
1. Административное наказание: понятие и особенности. 4
2. Виды и система административных наказаний. 6
3. Место административных наказаний среди мер административного принуждения 7
4. Общие правила назначения административных наказаний 12
Заключение 21
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

К.р. - АН.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, основаниями для применения рассматриваемых мер являются не абстрактные умозрительные соображения, а реальные предположения о возможном правонарушении или объективно-противоправном деянии. На основании таких предложений и в соответствии с нормативными актами административно-предупредительные меры могут применяться и к лицам, совершившим правонарушения, в качестве мер индивидуальной профилактики.

      В качестве таких мер могут быть: административный надзор за определенными в законе категориями лиц, освобожденными из мест лишения свободы, изъятие огнестрельного оружия у лиц, допустивших антиобщественные проступки, страдающих психическими заболеваниями.

      Предупредительные меры к таким лицам применяются  после совершения правонарушений с целью предупреждения с их стороны новых противоправных деяний и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

      Предупредительные меры:

      - проверка документов, и иные правомерные  действия;

      - контрольно-надзорные меры;

__________________________

4 – Закон «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991г. (в ред. от 26.12.2008)

      - досмотр вещей и личный досмотр;

      - административное задержание;

      - введение карантина (при эпидемии, эпизоотии);

      - прекращение движения;

      - освидетельствование состояния  здоровья лица и санитарного  состояния предприятий;

      - осмотр места хранения.

      Меры  административного пресечения. Реальные правонарушения ставят под непосредственную угрозу охраняемые правом объекты, причиняя им вред. Интересы защиты их требуют пресечения (прекращения) действий, нарушающих правовые предписания. С этой целью исполнительные органы и их должностные лица (представители власти) наделяются в законодательном порядке соответствующими полномочиями. Имеется разнообразный и широкий диапазон мер пресечения, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения неправомерных посягательств на граждан, общественные и государственные интересы. Для обеспечения деятельности по пресечению преступлений и административных правонарушений милиция наделяется необходимыми полномочиями по применению мер административного пресечения, начиная от права требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      Значение  этих мер в системе административного  принуждения, применяемых милицией, трудно переоценить, поскольку в процессе их применения пресекается общественно опасная деятельность (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, эксплуатация автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения, и т. п.) и наступление от нее вредных последствий. В отличие от административно-предупредительных мер основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная (реальная) опасность, угрожающая правоохраняемым объектам. Кроме этого меры административного пресечения в некоторых случаях служат и для ответственности (например, административное задержание, принудительное освидетельствование лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств...).

      Меры  административного пресечения применяются  в сочетании с другими мерами. Например, приостановление эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения сочетается с составлением протокола об административных правонарушении для назначения штрафа на лиц, выпустивших неисправный транспорт на линию. Несмотря на разнообразие мер административного пресечения, суть их состоит в принудительном прекращении противоправных действий (проступков и преступлений), нарушающих установленный порядок.

      Пресекающие меры:

      - требования прекратить противоправные действия;

      - непосредственное физическое воздействие;

      - применение специальных средств;

      - административное задержание лица;

      - применение оружия;

      - принудительное лечение лиц, страдающих  заболеваниями опасными для окружающих;

      - временное отстранение от работы инфекционных больных;

      - запрет эксплуатации транспортных  средств в технически неисправном состоянии;

      - запрет или ограничения строительных  ремонтных работ и иные меры.

      Мера  административно-процессуального обеспечения. Это группа принудительных мер применяется в связи с обнаружением признаков правонарушения. Они реализуются в процессе правоохранительной деятельности милиции и других полномочных органов, которая включает осуществление контрольно-надзорных функций, выявление правонарушений, составление протоколов, личный досмотр, изъятие вещей и документов, т. е. совершение таких действий, которые необходимы для обеспечения своевременного объективного рассмотрения дел об административном правонарушении. Гл. 27 КоАП раскрывает содержание данной группы мер административного принуждения.

      Административные  наказания - это мера административной ответственности, применяемые к лицам виновным в совершении административных правонарушений.

      Таким образом, административные наказания  занимают особое место среди мер административного принуждения, определяемое его юридической природой. 

4.ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 

      В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1 КоАП.

      К общим относятся следующие правила:

      1. Эти правила включают, прежде  всего, указания на то, что наказания  за административное правонарушение  налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний)5.

      В соответствии с законом полномочный  орган или должностное лицо не вправе выйти за пределы, установленные  с санкцией соответствующей нормы, которая, как правило, содержит указание на возможность применения различных наказаний.

      2. Административное наказание налагается на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения6.

      3. За одно административное правонарушение  может быть наложено основное  либо основное и дополнительное  наказание 7.

      4. Требования индивидуализации и  целесообразности административного наказания. При наложении наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 8. Смысл этого законодательного положения состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности виновного избрать в пределах санкции нормы, такое наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его индивидуализацию.

      Необходимо, прежде всего, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон использует термин характер право нарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняе-

__________________________

5 - ст. 1.1; 1.3 КоАП.

6 - ч. 1 ст. 4.1 КоАП.

7 - ч. 3 ст. 3.3 КоАП.

8 - ст.4.1 КоАП.

мым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения.

      При наложении наказания следует  учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться:

      - обстоятельства, прежде всего относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к труду, коллективу, государственному и общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование и т. п.),

      - его отношение к совершенному правонарушению - степень и форму вины. Умышленное правонарушение при всех прочих условиях должно влечь более суровое наказание (наказание), чем его неосторожное совершение 9. Применение отдельных наказаний законодатель связывает с особой характеристикой виновного. Так, административный арест как наказание применяется в случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным 10 .

      Полное  и объективное выяснение обстоятельств каждого дела связано и с учетом имущественного положения нарушителя - размер заработной платы, наличие иждивенцев, жилищные условия и т. п.

      При наложении наказания в рамках санкции нормы следует учитывать

__________________________

9 - ст. 2.2 КоАП.

10 - ст. 3.9 КоАП.

обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной продолжение правонарушения (противоправного поведения), несмотря на женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года 11,а также обстоятельства отягчающие ответственность: требование прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное наказание в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим 12.

      Индивидуализация вины данного наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности нарушителя, что связано с определением целесообразности назначения административного наказания. Это особенно важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Если же орган или должностное лицо при исследовании обстоятельств дела приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном размере (в рамках санкции), то при наличии установленных

___________________________

11 - ст. 4.2. КоАП.

12 - ст. 4.3 КоАП

      законом условий они вправе освободить нарушителя от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива или же ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

      4. Назначение административных наказаний  при совершении нескольких административных правонарушений производится за каждое правонарушение в отдельности. При совершении нескольких правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ, те есть орган или должностное лицо может назначить и основное и дополнительное наказание из санкции любой нормы в пределах максимальной.

Информация о работе Административные наказания