Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- раскрыть понятие и цели административных наказаний;
- рассмотреть виды административных наказаний;
- рассмотреть систему административных наказаний;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВЫЙ.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

Введение

 

Административное наказание  представляет собой форму государственного и разновидность административного  принуждения, установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения.

Тема данной курсовой работы является актуальной в силу того, что, административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Производство по делам административных правонарушений и вынесений административных наказаний составляют важную часть деятельности органов исполнительной власти.

Как свидетельствует  отечественный и зарубежный опыт, именно по результатам борьбы с различными видами административных правонарушений (в частности, с уличным хулиганством, нарушениями правил безопасности дорожного  движения, распитием в общественных местах алкогольной продукции и  т. д.) и соответствующего адекватного  реагирования на эти правонарушения посредством применения определенных видов административных наказаний  население в значительной степени  судит об общей эффективности  правоохранительной деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих  наиболее важных задач:

- раскрыть понятие и цели административных наказаний;

- рассмотреть виды административных наказаний;

- рассмотреть систему административных наказаний;

- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

 

 

1. Понятие и  цели административного наказания

 

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП административное наказание является «установленной государственной мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».1 Данной статьей КоАП определены воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного  права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, как  правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который  обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  наказательный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага.2

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит  в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в  установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство  всегда оставляет за собой право  принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание  обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание  причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем  уголовное наказание. Вместе с тем  признак меньшей суровости может  быть принят лишь с оговоркой, поскольку  содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных  прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При  этом индивидуализации ответственности  способствует то обстоятельство, что  административно-правовые санкции, как  правило, являются относительно-определенными.

Например, штраф за продажу  подлежащих маркировке товаров и  продукции без маркировки составляет в отношении юридических лиц  – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов  административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП).

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют  возможность выбора размера наказания  с учетом содеянного, личности виновного  и характера правонарушения, допущенного  юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются  той особенностью, что их назначает  широкий круг государственных органов  и должностных лиц.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно  связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной  деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц  по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство  в относительно простом порядке, что обуславливается самой сущностью  административного правонарушения. Административные правонарушения часто  настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение  о назначении наказания, и даже тут  же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную  простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях  призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного  наказания влечет для лица состояние  административной наказанности. Это  обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.1

Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренным КоАП ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица – нарушителя. Административное наказание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

Административное наказание  как ответную реакцию государства  на совершение правонарушения следует  отграничивать от иных мер административного  принуждения. К ним относятся:

• административно-предупредительные  меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и  пешеходов, различные надзорные  проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование  отдельных категорий граждан  и т.д.).

• меры административного  пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции  физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение  от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние  опьянения, задержание транспортного  средства и др.).

Административные наказания  следует отличать и от мер воздействия  принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего по надзор родителей.1

 Применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Поэтому можно определить следующие цели рассматриваемых наказаний: воспитание нарушителя, частное и общее предупреждение правонарушений.2

Правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан. Постановка воспитательной цели административных наказаний свидетельствует о подлинном гуманизме демократического государства, которое в борьбе с правонарушениями исходит прежде всего из задачи нравственного воспитания личности.

Цель частного предупреждения ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, для того, чтобы предупредить рецидив с их стороны. Применение административных санкций влечет неблагоприятные для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторное совершение аналогичного проступка может повлечь за собой более суровую административную санкцию.

Помимо устрашения как  средства достижения цели частного предупреждения, административные санкции содержат в себе разнообразные формы лишения фактической возможности совершить новое правонарушение. Так, конфискация у браконьера орудий лова, плавательных средств и т.п. лишает его фактической возможности продолжать незаконный лов рыбы; режим содержания административно арестованных (изоляция от общества, охрана и т.п.) имеет одну из целей - не допустить совершения правонарушений со стороны арестованных.

Цель частного предупреждения наказаний - это предупреждение административных правонарушений. Однако превентивная роль административных санкций гораздо  шире. Многие административные правонарушения нередко "перерастают" в преступления, и борьба с ними посредством административного  наказания является одновременно и  борьбой с преступлениями. Поэтому  правильнее при определении предупредительной  цели административных наказаний говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду как административные правонарушения, так и преступления.

Если частное предупреждение заключается в предотвращении правонарушений со стороны лиц, уже подвергнутых административным наказаниям, то общая  превенция состоит в предупреждении правонарушений иных лиц.

Цель общего предупреждения обеспечивается прежде всего информацией о самом законе, предусматривающем возможность применения наказания за совершение административного правонарушения. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Огромное значение для достижения эффективности административных наказаний имеет соблюдение определенных условий их результативности. Нередко причины недостаточной действенности административных санкций, как показывает практика их применения, кроются именно в несоблюдении тех или иных условий.

Группировку конкретных условий  эффективности административных наказаний  можно провести по двум направлениям: во-первых, это условия эффективности, связанные с действующим законодательством, и, во-вторых, условия эффективности, связанные с применением административных санкций.

К первой группе относятся  два условия: 1) наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего административную ответственность;

2) информированность субъектов  права о существующих правовых  запретах и санкциях, установленных  за их нарушение.

Вторая группа включает следующие условия эффективности  административных наказаний:

  1. оперативность производства по делам об административных правонарушениях;
  2. воспитательное воздействие на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления о применении административного наказания;
  3. реальность исполнения санкций;
  4. стабильность административной практики;
  5. законность и справедливость примененных санкций;
  6. сочетание административного наказания с иными методами воздействия;
  7. информированность субъектов права о применении административных санкций;
  8. авторитет правоприменительного органа.1

Результат воздействия  административных санкций зависит  от непосредственного влияния на сознание и поведение людей многочисленных и разнообразных факторов, ситуаций, процессов правового и неправового характера - экономических, социально-психологических, демографических, моральных и др. Эти обстоятельства являются факторами, определяющими эффективность административных наказаний.

Информация о работе Административное наказание