Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- раскрыть понятие и цели административных наказаний;
- рассмотреть виды административных наказаний;
- рассмотреть систему административных наказаний;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВЫЙ.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

Данные факторы можно объединить в несколько групп.2

1. Группа факторов правовой  нормы с санкцией за административные  правонарушения включает отсутствие (наличие) пробелов в праве,  определенность (неопределенность, недостаточную  определенность) признаков состава  правонарушения, полноту (неполноту,  недостаточную полноту) регулирования  охраняемых общественных отношений.  К ним необходимо отнести "силу" или "слабость" санкции, поскольку, например, копеечные штрафы не являются эффективными.

2. Группа факторов правоприменителя. Закон ограничивает круг лиц, наделенных правом применять административные наказания. К этому кругу относятся лишь органы и должностные лица, уполномоченные законом выносить постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Однако  реализация санкции подготавливается деятельностью многих других лиц, хотя и не относящихся к числу правоприменителей в собственном смысле слова, но обеспечивающих применение наказания. Для того, например, чтобы подвергнуть работника торговли, нарушившего установленные законом правила продажи спиртных напитков, соответствующим мерам административного наказания, необходимо выполнить ряд предварительных операций: установить сам факт правонарушения и все относящиеся к нему обстоятельства, выявить нарушителя и зафиксировать его данные, при необходимости задержать его и доставить в милицию, собрать информацию о его предыдущем поведении, подготовить необходимые процессуальные документы и т.п.

Меры  административного принуждения  применяются не только при исполнении административных наказаний, но и при осуществлении предусмотренных КоАП отдельных процессуальных действий; исчерпывающий перечень мер административного пересечения определен ч. 1 ст. 27. 1. КоАП.

К факторам правоприменителя относится также нормативная урегулированность задач, функций, обязанностей, прав должностных лиц, применяющих административные наказания, организация учета административных правонарушений, знание материальных и процессуальных норм и др.

3. К группе факторов правонарушителя могут быть отнесены: возраст, профессия, образование, семейное положение, жилищные условия, размер заработной платы, общественная активность, трудовая дисциплина, знание правовой нормы, отношение к ее содержанию (установка), нравственные качества, общая культура и др.

4. К факторам применения  наказания относятся обстоятельства, характеризующие выбор нормы  права, соответствующей данному  правонарушению, фактическое исполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) назначенного административного  наказания, проведение (непроведение) предусмотренных законом профилактических мероприятий и др.

Недопущение назначения административных и других наказаний в противоправных целях определено Конституцией РФ: согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию. При этом необходимо также принимать во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г.1

Согласно  ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные действия должностных лиц органов административной юрисдикции при осуществлении процессуальных действий, связанных с применением административного наказания. Поэтому в ряде норм КоАП законодатель запрещает уполномоченным должностным лицам проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

При этом административное наказание по своей природе может  объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

Таким образом, административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание им неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений – дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов.

 

 

2. Система административных  наказаний

 

В своем философско-правовом (широком) понимании система административных наказаний представляется как внутренне  организованное единство, состоящее  из иерархически упорядоченного множества  относительно самостоятельных видов  административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде. Из данного определения с очевидностью вытекают все основные и характерные  признаки, которым должна отвечать система административных наказаний.

Первый признак – общий  и выражает логику системообразующих  связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Перечисленные КоАП РФ виды административных наказаний имеют  большое количество общих черт, например, единый порядок наложения, одни и  те же цели применения, наконец, все  они являются мерами административной ответственности и устанавливаются  государством.

Второй признак – структурно – иерархическое единство. Система  административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой  системой, причем виды таких наказаний  образуют второй уровень системы. Первый же уровень указанной системы наполняется категорией административного наказания в его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из «сложения» признаков каждого формального вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно – иерархической упорядоченности ее элементов – видов административных наказаний, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие. Сама же система административных наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости.

Третий признак – относительная  самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительно самостоятельной категории, обуславливающей  сравнительную автономность ее функционирования, степень которой определяет уровень  данной системы. В то же время сама по себе система административных наказаний  не имеет прямого действия и при  рассмотрении конкретного дела и  применении административного наказания  административно – юрисдикционный орган руководствуется санкциями  статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного  наказания, содержащийся в этой санкции.

Четвертый признак – относительная  устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которых допустимы  изменения свойств ее элементов  – видов административных наказаний  и их связей. Установленный законом  перечень видов административных наказаний  является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную  ценность.

Итак, из анализа рассмотренных  выше признаков приходим к выводу о том, что в правовом (узком) понимании  система административных наказаний  представляется как относительно самостоятельная  и устойчивая в структуре административного  принуждения упорядоченная по критериям  сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых  обусловлены единством функционального  назначения административного наказания  в административно – наказательной  политике государства.

В данной формулировке система  административных наказаний в ее юридическом измерении предстает  не столько в пространственном или  одномоментном действии, сколько  в действии длящемся – продолжительном  и устойчивом.1


1 Максимов И. В. Система административных наказаний: понятия и признаки // Государство и право. 2005. № 4.

Нынешнее состояние и  содержание системы административных наказаний выражает, как уже отмечалось выше, достигнутый уровень правового  развития Российского государства. Средства административно-карательного принуждения в их системном сочетании  являются, в свою очередь, показателем  эффективности административно-наказательной  политики государства, экономичности, адаптивности и взаимосвязанности  мер административного воздействия.2

 

3. Виды административных  наказаний

 

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего  относится установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения. Возможные  виды административных наказаний устанавливаются  только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов  РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они  образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодательством определена иерархия наказаний, которая должна учитываться  как законодательными органами субъектов  РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания (п.1 ст.3.2 КоАП):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3)возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности.3

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды административных наказаний; в  отношении юридических лиц –  только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Административные наказания  в виде возмездного изъятия орудия или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, административного ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, дисквалификации устанавливаются  только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания  характеризуются общим основанием их применения - совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  порядок их назначения.

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воздействия  можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний находится  в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация. Эти  наказания назначаются судьями  по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В  административном порядке КоАП разрешает  применять только предупреждение, штраф  и в отдельных случаях –  административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Информация о работе Административное наказание