Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:05, реферат

Краткое описание

Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.

Оглавление

1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Место административного  права в правовой системе Республики  Беларусь.

 

В правовой системе РБ административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансового, трудового, природоресурсного).

Особенно тесно административное право взаимодействует с конституционным правом.

Конституционное право, является ведущей отраслью права. Конституция Республики Беларусь, непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Они взаимодействуют в том, что регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов; конституционное право закрепляет основы общественного строя, основу системы государственных органов Республики Беларусь, основные принципы деятельности государственных органов. Административное право берет исходные начала из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.

 

Наиболее тесно взаимодействуют административное и трудовое 
право при регулировании служебных отношений. Административное 
право определяет полномочия служащих, их ответственность, 
проведение аттестации, присвоение классов, чинов. Нормами 
административного права регулируются служебные обязанности и права 
должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде 
отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои 
служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в 
государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом.

В целях надлежащей организации  трудовых отношений осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда  и техники безопасности. Правовой статус субъектов, призванных осуществлять эту деятельность, регламентируется нормами административного права, так как они являются частью государственного управления.

 

Гражданское право и административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти -подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае органы управления государственно-властным методом регулируют имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием для заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом).

Однако по мере расширения рыночных отношений, свободы экономической  деятельности, наличия частной собственности  роль гражданского права в регулировании   имущественных   отношений   возрастает. Гражданский кодекс РБ признает наличие имущественных отношений, регулируемых административным правом. К имущественным отношениям, основанным на административном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п.4 ст.1). Гк п.3 ст.10 – гражданские права могут защищаться в административном порядке. Тесное взаимодействие этих отраслей видно в вопросах государственной регистрации, лицензирования, управления АО.

Т.о, имущественные отношения  могут являться предметом регулирования обеих отраслей. Но для гражданско – правового регулирования характерно юридическое равенство сторон.

 

Административное и финансовое право взаимодействуют в том, что нормы, определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами административного права. Так, организация работы государственных финансовых органов регулируется административным правом, а финансовые отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства - финансовым правом. Административное право регулирует управленческие отношения  в области финансов.

 

Административное и уголовное право. Нормы административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

 

Административное и таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм административного права, т.к. КоАП содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, Государственный таможенный комитет является органом исполнительной власти.

Компетенцию налоговых  органов определяют нормы налогового права, а их структурную организацию - нормы административного права. Административно-правовые средства преобладают и в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений.

Административное и уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет землепользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит изъятие, следит за выполнением землепользователями возложенных на них обязанностей рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.

 

Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. В административном праве содержится исходная правовая материя, в той или иной степени используемая в ряде других отраслей. Вокруг него группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Административно-правовые  нормы.

 

Административно-правовые нормы — это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.

С помощью административно-правовых норм устанавливается, когда и при соблюдении каких условий действия субъектов управленческих отношений соответствуют требованиям режима законности в государстве, дисциплины и правопорядка. При соблюдении определенных условий эти нормы дозволяют совершение определенных действий или запрещают определенные варианты поведения.

Признаки нормы административного  права:

  • обладает государственно-властным характером;
  • принимается уполномоченными субъектами;
  • формально определено;
  • имеет структурную организацию;
  • носит общеобязательный характер;
  • регулирует отношения в сфере государственного управления
  • обеспечивается государственным принуждением.

 

Структура административно-правовой нормы

 

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это  та часть нормы, которая содержит указание на фактические конкретные условия, при наличии которых  надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее.

Диспозиция — часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права субъектам права (предписания, запреты, дозволения).

Санкция — часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного или дисциплинарного воздействия).

 

Виды административно-правовых норм

 

Административно-правовые нормы различны по своей .регулятивной направленности и соответственно по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации.

По предмету регулирования различают:

материальные — нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности;

процессуальные — установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, другими словами, их административно-правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления) и должны действовать участники регулируемых отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и явлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.д.). Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

По функциям права административно-правовые нормы  делятся:

регулятивные (участники совершают позитивные действия);

охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).

По содержанию предписания:

  • обязывающие, предписывающие обязательное совершение каких-либо действий;
  • запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, во время проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования организаторам и участникам этих мероприятий запрещается препятствовать движению транспорта и пешеходов);
  • уполномочивающие, предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований нормы (применение спецсредств и оружия);
  • стимулирующие;
  • рекомендательные.

 

По действию во времени: срочные и бессрочные

По масштабу действия: республиканские и местные

По объему регулирования: общин, межотраслевые, отраслевые.

По юридической силе: нормы законов и подзаконных  актов.


Информация о работе Административное право как отрасль права