Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:05, реферат
Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.
1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.
6. Место административного
права в правовой системе
В правовой системе РБ административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансового, трудового, природоресурсного).
Особенно тесно административно
Конституционное право, является ведущей отраслью права. Конституция Республики Беларусь, непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Они взаимодействуют в том, что регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов; конституционное право закрепляет основы общественного строя, основу системы государственных органов Республики Беларусь, основные принципы деятельности государственных органов. Административное право берет исходные начала из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.
Наиболее тесно взаимодействуют административное и трудовое
право при регулировании служебных
отношений. Административное
право определяет полномочия служащих,
их ответственность,
проведение аттестации, присвоение классов,
чинов. Нормами
административного права регулируются
служебные обязанности и права
должностных лиц, прохождение государственной
службы в ряде
отраслей управления (оборона, внутренние
дела и др.). Осуществляя свои
служебные обязанности и права, государственные
служащие вступают в
государственно-служебные
В целях надлежащей организации трудовых отношений осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Правовой статус субъектов, призванных осуществлять эту деятельность, регламентируется нормами административного права, так как они являются частью государственного управления.
Гражданское право и административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти -подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае органы управления государственно-властным методом регулируют имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием для заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом).
Однако по мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Гражданский кодекс РБ признает наличие имущественных отношений, регулируемых административным правом. К имущественным отношениям, основанным на административном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п.4 ст.1). Гк п.3 ст.10 – гражданские права могут защищаться в административном порядке. Тесное взаимодействие этих отраслей видно в вопросах государственной регистрации, лицензирования, управления АО.
Т.о, имущественные отношения могут являться предметом регулирования обеих отраслей. Но для гражданско – правового регулирования характерно юридическое равенство сторон.
Административное и финансовое право взаимодействуют в том, что нормы, определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами административного права. Так, организация работы государственных финансовых органов регулируется административным правом, а финансовые отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства - финансовым правом. Административное право регулирует управленческие отношения в области финансов.
Административное и уголовное право. Нормы административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.
Административное и таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм административного права, т.к. КоАП содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, Государственный таможенный комитет является органом исполнительной власти.
Компетенцию налоговых органов определяют нормы налогового права, а их структурную организацию - нормы административного права. Административно-правовые средства преобладают и в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений.
Административное и уголовно-
Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет землепользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит изъятие, следит за выполнением землепользователями возложенных на них обязанностей рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. В административном праве содержится исходная правовая материя, в той или иной степени используемая в ряде других отраслей. Вокруг него группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
7. Административно-правовые нормы.
Административно-правовые нормы — это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.
С помощью административно-правовых норм устанавливается, когда и при соблюдении каких условий действия субъектов управленческих отношений соответствуют требованиям режима законности в государстве, дисциплины и правопорядка. При соблюдении определенных условий эти нормы дозволяют совершение определенных действий или запрещают определенные варианты поведения.
Признаки нормы
Структура административно-правовой нормы
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза — это та часть нормы, которая содержит указание на фактические конкретные условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее.
Диспозиция — часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права субъектам права (предписания, запреты, дозволения).
Санкция — часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного или дисциплинарного воздействия).
Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей .регулятивной направленности и соответственно по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации.
По предмету регулирования различают:
материальные — нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности;
процессуальные — установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
Материальные административно-
Процессуальные
По функциям права административно-правовые нормы делятся:
регулятивные (участники совершают позитивные действия);
охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).
По содержанию предписания:
По действию во времени: срочные и бессрочные
По масштабу действия: республиканские и местные
По объему регулирования: общин, межотраслевые, отраслевые.
По юридической силе: нормы законов и подзаконных актов.
Информация о работе Административное право как отрасль права