Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:05, реферат

Краткое описание

Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.

Оглавление

1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Среди основных принципов  административного права о выделить следующие:

Принцип законности означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами — с другой.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (однако регулирует определенные отношения также в системе законодательной и судебной власти — так называемые внутриаппаратные управленческие отношения).

Принцип обеспечения  права граждан на участие в  государственном управлении. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе.

Принцип равенства  граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих.

Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственное органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного улравления. Административное право устанавливает основы управленческой деятельности в государственных органах.

Принцип гласности в осуществлении государственного управления обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, органы исполнительной власти с целью достижения истины. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности.

Принцип ответственности государственных органов за принятые решения призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.

 

  1. Система административного права

 

Система административного  права представляет собой внутреннее его строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт — это совокупность (общность) административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендательные.

Нормы одних институтов обладают автономностью и не выходят за рамки административного права, другие — содержат нормы, характерные и для других отраслей права, т.е. являются смешанными институтами.

Административное право — это  крупная и сложная отрасль  права, поэтому она имеет и подотрасли права.

Подотрасль права — это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.

Таким образом, система  административного права — это  совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли  права (гражданское, уголовное), обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

Некоторые ученые делят нормы административного права на три части — общую, особенную и специальную.

В российской научной литературе продолжается дискуссия о существовании общей и особенной частей административного права.

Козлов, Попов. Ю.А. Тихомиров предлагает отказаться от традиционного деления административного права на общую и особенную части.

Не отвергая в целом  существования норм общего и специального характера, можно высказать мнение, что деление административного права на две части (общую и особенную) не совсем оправдано и целесообразно.

Крамник А.Н. считает, что  следует  разделить нормы административного права на четыре части.

В первую часть включить институты:

1) определяющие правовой  статус граждан в сфере государственного управления

2) определяющие правовой  статус государственных органов  в сфере государственного управления

3) определяющие правовой  статус государственных служащих 

4) определяющие правовой  статус негосударственных организаций в сфере государственного управления

5) обеспечивающие контроль за субъектами административного права

Во второй части объединены нормы, регулирующие ответственность по административному праву.

В третьей части расположены  нормы административного  процесса.

В четвертую часть  включены нормы, определяющие административно  –правовые основы управления экономикой, социально-культурной, административно-политической и иными сферами.

5. Источники  административно-правовых норм.

 

Источники административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы административного  права содержатся в различных  по своему характеру и значению юридических  актах. Многообразие административно  – правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РБ. права Республики Беларусь.

К числу источников административного  права относится:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов в сфере государственного управления (ст. 106-108, 117, 119, 120, 129-131 – исполнительная власть, судебная власть, муис), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22-51) и др.

2. Международные договоры  и соглашения, ратифицированные  РБ (Конвенция 1997г. взаимном    признании    и    исполнении    решений    по    делам административных нарушений правил дорожного движения);

3. Административно-правовые нормы содержатся также в законах     Республики    Беларусь,     принимаемых    Парламентом - Национальным собранием. Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007г. № 220-З

Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»  от 23.07.2008г. № 424-З

Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах  Республики Беларусь" // Ведомости  Нац. Собрания Республики Беларусь   от 10.01.2000 -  № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.

Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Ведомости  Нац. Собрания Республики Беларусь от 20.02.1991. - № 617-XII- 2000. № 4. Ст. 39.

Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов. Кодекс о судоустройстве и статусе судей в РБ от 29.06.2006г. № 139-З

Кодекс РБ об административных правонарушениях  от 21.04.2003г. № 194-З

Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях  от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)

Трудовой кодекс РБ от  26.07.1999 № 296-З

4. Источником административного права являются также нормативные акты Президента. В частности, содержать нормы административного права могут Декреты и указы Президента.

Указа Президента    от 02.05.1996г. «О мерах по упорядочению банковской и финансовой деятельности»

Декрет №  22 от  18.05.1999г. « О некоторых мерах по недопущению искажения государственной статистической отчетности»

5. К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Республики Беларусь (ст. 106 Конституции).

 «Об Аппарате Совета  Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. № 1729  
«О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22

6. В качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и др.). Могут иметь общий характер, то есть распространять свое действие на всех граждан и организации; ведомственный характер – иметь юридическую значимость только в определенной сфере и надведомственный – распространяться на организации независимо от их подчиненности.

7. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления.

Местные Советы, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории (ст. 122 Конституции).

8. Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Многообразие административно-правовых норм и источников административного  права остро ставит проблему его  систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.

Систематизация  – деятельность по упорядочению действующих  АПН, приведение их в одну внутренне  согласованную систему.

Кодификация –  объединение нпа в один нпа, который  содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Наличие большого числа  источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Во-первых, потому что нельзя в одни акт поместить такое огромное количество норм, которого  требует   правовое   регулирование  управления.   Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной  власти   в центре  и   на возможности регулирования общественных отношений.

Систему     административно-правовых     норм     необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы являются:

  • повышение качества и взаимосвязи правовых норм, постоянная замена актов более совершенными;
  • усиление   роли   законов   в   регулировании   организации функционирования государственной администрации;
  • устранение       пробелов       в       административно-правовом: регулировании;
  • принятие актов, способствующих осуществлению проводимых в стране реформ.

Информация о работе Административное право как отрасль права