Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:05, реферат
Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.
1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.
Тема 2. Административное право как отрасль права
Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.
ПЛАН:
1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.
Источники:
Конституция РБ
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З
Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)
Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З
Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 10.01.2000 - № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.
Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.
Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998.
Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Минск, 2002г. – с.60
Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007г. – с.9
Шматков И.И. Административное право: Курс лекций.- Москва, 2003г. –c. 5.
РЕФЕРАТ “Административное право как наука”
“Административно – правовые отношения”
Административное право — самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти. В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования.
Предметом административно-правового регулирования является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен.
Обозначить его можно лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:
Следовательно, предметом
административного права
С этих позиций и следует подходить к характеристике административного права, что дает возможность в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Административное право, следовательно, есть управленческое право, или право управления.
Однако при определении предмета административного права необходимо внести некоторые уточнения: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами — финансовое право и т.д.
Итак, административное
право рассматривается в
Исходя из данного определения, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
В зависимости от субъектов управленческих отношений:
В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений:
В зависимости от направлений административной деятельности:
В зависимости от области административной деятельности:
Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя и связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.
Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
3. Метод административно-правового регулирования
Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием разграничения системы права Республики Беларусь. Именно специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, определяет особенности метода административного права, используя при этом совокупность правовых средств регулирующего воздействия норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Вместе с предметом они дают соответствующую характеристику отрасли административного права Республики Беларусь. При этом метод административно-правового регулирования выступает основополагающим критерием разграничения различных отраслей права.
Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти — это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.
Административное право
Предписания (обязывание) — возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. (каждый гражданин, достигший 16 лет, обязан иметь паспорт, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе документы, которые подтверждают право управления транспортными средствами соответствующей категории).
Запреты — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой (водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опъянения, запрещается управлять транспортным средством).
Дозволения (управомочивание) — предоставление участнику правовых отношений прав на совершение определенных действий либо отказ (воздержание) от их совершения по своему усмотрению в условиях, предусмотренных правовой нормой (ИМНС вправе производить досмотр нарушителей законодательства о налогах и сборах, досмотр вещей, ценностей и транспортных средств).
Рекомендации — способы, пожелания юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой (Постановление СМ и Нацбанка от 19 декабря 2008 г. № 1982/19 «О мерах по выполнению заданий на 2009 год по строительству жилых домов» - предложить банкам в 2009 году предоставлять кредиты за счет собственных средств для приобретения и реконструкции жилых помещений на условиях, определяемых банками).
Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Такой подход является не совсем правильным. Пожелания и советы – менее распространенные правовые средства, поскольку административное право регулирует общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторона отношений выступает в роли управляющего, другая – управляемого.
Суть методов
административно-правового
Особенность
метода административно-правового
регулирования определяется своеобразием
регулируемых общественных отношений,
а также сущностью
Под функциями административного права понимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.
Можно выделить две функции административного права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов; ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права.
Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т.д.
Под принципами права понимаются основные начала, характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.
Принципы отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам. Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти.
Информация о работе Административное право как отрасль права