Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:38, реферат
Для понимания предмета административного права важным является определение места административного права в правовой системе РФ. Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Оно охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Как отметил французский административист Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы «административно-правового контроля».
В юридической литературе имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права.
Так, Лазарев Б.М. определял административное право как отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами советского государства исполнительной и распорядительной деятельности.
Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти ( в более широком понимании- в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых теорий и норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы.
Таким образом, ключевым понятием
для определения
Вместе с тем при
формулировании понятия административного
права необходимо также учитывать
и то, что к его предмету относятся
внутриорганизационные
Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с осуществлением административной юрисдикции.
Для понимания предмета административного
права важным является определение
места административного права
в правовой системе РФ. Административное
право тесно взаимодействует
с другими отраслями
Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы их компетенции, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности упомянутых органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Всё это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и, соответственно, регулируют отношения в этой сфере.
Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулирует на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берёт у конституционного права.
Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право – их неравенством (одна из сторон – орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются, соответственно, нормами административного права.
Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделённые административной властью.
Получается, если имущественные
отношения, регулируемые гражданским
правом, связаны с имущественными
правами граждан и юридических
лиц, то административное право имеет
своим предметом имущественно-
Финансовое право
Земельное право регулирует
земельные отношения между
Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения ( в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.д.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно, вопросы определения и реализации полномочий администраций, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.
С уголовным правом. Нормы административного
права определяют, какие деяния являются
административными правонарушениями
(проступками) и меры взыскания, применяемые
к лицам, совершившим их. Уголовное право
устанавливает, какие деяния являются
преступлениями и виды наказания за их
совершение. Границы между административным
и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных
условиях отдельные деяния, относящиеся
к проступкам, могут перерастать в преступления
и наоборот.
Уголовное право карает за преступления,
совершенные в сфере действия административных
норм. Это касается преступлений против
собственности, части преступлений в сфере
экономической деятельности (например,
воспрепятствование законной предпринимательской
деятельности, регистрация незаконных
сделок с землей и др.), преступлений против
общественной безопасности и общественного
порядка. Глава 33 Уголовного кодекса Республики
Беларусь посвящена преступлениям против
порядка управления, Глава 35 - преступлениям
против интересов службы.
С уголовно-процессуальным и
гражданско-процессуальным правом, а
также с законодательством о
судоустройстве, регулирующими порядок
образования судов и организационные
основы судебной деятельности. Отличие
административного права от норм перечисленных
отраслей права обусловлено различиями
между исполнительной деятельностью и
осуществлением правосудия. Вместе с тем
следует указать, что суды при рассмотрении
дел административно-правового характера
(например, жалоб на действия органов управления
и их должностных лиц) руководствуются
административно-
Здесь следует также отметить административно-правовую
организацию управления в системе исправительно-трудовых
учреждений, регуляцию вопросов государственной
службы в органах дознания и следствия,
во внутренних войсках МВД.
Стремительное изменение и совершенствование таможенного дела повлекло за собой бурное развитие таможенно-правовых норм. Появился Таможенный кодекс - детище административного права. Но признание таможенного права неоднозначно. Одни считают его институтом административного права (См.: Д.Н. Бах-рах, С.В. Кивелов. Таможенное право России. - Екатеринбург, 1995), другие - самостоятельной отраслью законодательства комплексного характера (См.: Комментарий Таможенного кодекса. - М.: Юрид. лит., 1996, с. 3-9), третьи - отраслью права (Таможенное право. Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев, М.: Юристъ, 1998). На данном этапе таможенное право выступает как своеобразная подотрасль административного права, где исполнительные органы, их права, обязанности и ответственность, статус участников таможенных отношений урегулированы именно нормами административного права. В дальнейшем ситуация может измениться.
Своеобразны отношения между
Очень «тонкие отношения» устанавливаются у административного права с семейным правом, регулирующим весьма своеобразные лично-доверительные отношения. Здесь административно-правовые нормы служат гарантией реализации и охраны норм семейного права. Этой главной цели отвечают статьи СК РФ: ст. 3 - о праве Правительства принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных кодексом, другими законами, указами Президента, ст. 15-о порядке медицинского обследования лиц, вступающих в брак, ст. 11, 19 - об обязанностях органов загса, ст. 170 - о приведении нормативных правовых актов в соответствие с кодексом.
Информация о работе Соотношение административного права с иными отраслями права