Соотношение административного права с иными отраслями права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Для понимания предмета административного права важным является определение места административного права в правовой системе РФ. Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Оно охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Как отметил французский административист Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы «административно-правового контроля».

Файлы: 1 файл

Соотношение административного права с иными отраслями права.docx

— 18.45 Кб (Скачать)

В юридической литературе имеется множество определений  административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного  права.

Так, Лазарев Б.М. определял  административное право как отрасль  права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере  государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в  ходе организации и осуществления  органами советского государства исполнительной и распорядительной деятельности.

Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой  совокупность правовых норм, предназначенных  для регулирования общественных отношений, возникающих в связи  и по поводу практической реализации исполнительной власти ( в более  широком понимании- в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Ю.А. Тихомиров отмечает, что  административное право есть базовая  отрасль в системе права с  мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых теорий и норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы.

Таким образом, ключевым понятием для определения административного  права служит то обстоятельство, что  административное право фактически выступает в качестве юридической  формы реализации задач и функций  государственного управления.

Вместе с тем при  формулировании понятия административного  права необходимо также учитывать  и то, что к его предмету относятся  внутриорганизационные отношения  в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных  и судебных органов, отношения, связанные  с государственной службой, а  также отношения, которые возникают  сферы административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками  этого судопроизводства своих функций  и полномочий.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с осуществлением административной юрисдикции.

Для понимания предмета административного  права важным является определение  места административного права  в правовой системе РФ. Административное право тесно взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Оно охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Как отметил  французский административист Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы «административно-правового контроля».

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы их компетенции, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности упомянутых органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Всё это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и, соответственно, регулируют отношения в этой сфере.

Нормы административного  права детализируют указанные принципы применительно к многообразной  системе органов исполнительной власти, регулирует на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право  свои исходные начала берёт у конституционного права.

Административное право  связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право – их неравенством (одна из сторон – орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются, соответственно, нормами административного права.

Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделённые административной властью.

Получается, если имущественные  отношения, регулируемые гражданским  правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических  лиц, то административное право имеет  своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Финансовое право отграничивается  от административного лишь в силу специфики и большого общественного  значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения  денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования  финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные  с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Разграничение административного  права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения ( в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.д.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно, вопросы определения и реализации полномочий администраций, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

С  уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот. 
 
Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм. Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 33 Уголовного кодекса Республики Беларусь посвящена преступлениям против порядка управления, Глава 35 - преступлениям против интересов службы.

С уголовно-процессуальным и  гражданско-процессуальным правом, а  также с законодательством о  судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами. 
 
Здесь следует также отметить административно-правовую организацию управления в системе исправительно-трудовых учреждений, регуляцию вопросов государственной службы в органах дознания и следствия, во внутренних войсках МВД.

Стремительное изменение и совершенствование  таможенного дела повлекло за собой  бурное развитие таможенно-правовых норм. Появился Таможенный кодекс - детище административного права. Но признание таможенного права неоднозначно. Одни считают его институтом административного права (См.: Д.Н. Бах-рах, С.В. Кивелов. Таможенное право России. - Екатеринбург, 1995), другие - самостоятельной отраслью законодательства комплексного характера (См.: Комментарий Таможенного кодекса. - М.: Юрид. лит., 1996, с. 3-9), третьи - отраслью права (Таможенное право. Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев, М.: Юристъ, 1998). На данном этапе таможенное право выступает как своеобразная подотрасль административного права, где исполнительные органы, их права, обязанности и ответственность, статус участников таможенных отношений урегулированы именно нормами административного права. В дальнейшем ситуация может измениться.

Своеобразны отношения между административным правом и отраслями социального  права. В них почти поровну  есть нормы публичного и частного права, иногда с явным преобладанием  публичного. Это экологическое право , трудовое право, формирующееся образовательное право и др. «Поле взаимодействия» норм названных отраслей права с нормами административного права довольно широкое. Оно позволяет последним вводить статус исполнительных органов, должностных лиц, их права, обязанности и ответственность в соответствующих областях, правовые стандарты и режимы обслуживания, обязательные для применения, устанавливать правила и нормы административной ответственности за их нарушение.

Очень «тонкие отношения» устанавливаются  у административного права с  семейным правом, регулирующим весьма своеобразные лично-доверительные отношения. Здесь административно-правовые нормы служат гарантией реализации и охраны норм семейного права. Этой главной цели отвечают статьи СК РФ: ст. 3 - о праве Правительства принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных кодексом, другими законами, указами Президента, ст. 15-о порядке медицинского обследования лиц, вступающих в брак, ст. 11, 19 - об обязанностях органов загса, ст. 170 - о приведении нормативных правовых актов в соответствие с кодексом.


Информация о работе Соотношение административного права с иными отраслями права