Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия правонарушения и выявление специфики различных видов правонарушений. Для этого ставились задачи:
1. Анализ правонарушений в избирательной системе субъекта Федерации как социально-правового явления.
2. Анализ нормативно-правовой базы, посвященной проблематике правонарушений, прежде всего, раскрытия их содержания и характеристик.

Файлы: 1 файл

Курсовая Административное право.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

Введение

Одним из важнейших институтов конституционного права является избирательное право. Общепризнанно мировой практикой  толкования правового положения  граждан, что Институт политических прав подразумевает, прежде всего, избирательные  права.

Данный институт появился в Российской Федерации сравнительно недавно. Этим обусловлено наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.1

Для обеспечения законности избирательного процесса государство устанавливает  юридическую ответственность за нарушения избирательного законодательства и прав его субъектов, которая  в большинстве своём является административной.

Одним из приоритетных направлений  осуществления государственно-правовой реформы является совершенствование  избирательного права и избирательной  системы.

Избирательная система способна в  целом гарантировать избирательные  права граждан, обеспечивать надлежащий уровень избирательного процесса даже в условиях бескомпромиссной предвыборной борьбы. В обеспечении указанных  политических прав важная роль отведена органам внутренних дел, их деятельности по созданию условий для реализации избирательных прав граждан, охране и защите этих прав от преступных и  иных посягательств, регулируемой системой нормативно-правовых актов и осуществляемой уголовно-правовыми, гражданско-правовыми и административно-правовыми средствами.

В настоящее время очевидной  является общая тенденция к расширению применения административной ответственности, что наглядно подкрепляется динамикой  изменений законодательства об административной ответственности.

В КоАП РФ, вступивший в силу с 01.07. 2002 г., изменения внесены уже более чем в 120 статей, из них 16 касаются административной ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах и референдумах; 13 из них содержат материальные нормы; 3 раза изменялись процессуальные нормы, связанные с процессуальными сроками; одна статья (5.2) исключена; введено 8 новых статей (5.45-5.52), каждая из которых описывает по нескольку составов административных правонарушений.2

Предметом исследования являются нормы  уголовного, административного и  избирательного законодательства, устанавливающие  ответственность за преступления, посягающие на избирательные права граждан  и, эффективность применения этих норм, а также некоторые проблемы квалификации и отграничения этих преступлений от административных правонарушений и  смежных составов преступлений.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия правонарушения и выявление специфики различных видов правонарушений. Для этого ставились задачи:

1. Анализ правонарушений в избирательной  системе субъекта Федерации как  социально-правового явления.

2. Анализ нормативно-правовой базы, посвященной проблематике правонарушений, прежде всего, раскрытия их  содержания и характеристик.

3. Установление соотношения избирательных  правонарушений с другими видами  правонарушений в избирательной  системе субъекта Федерации.

4. Систематизация и классификация  правонарушений в избирательной  системе субъекта Федерации.

5. Определение сущности конституционной  (государственно-правовой) ответственности  и классификация ретроспективной  юридической ответственности за  избирательные правонарушения.

Теоретической основой при подготовке и написании курсовой работы послужили труды и концептуальные разработки в области теории государства и права, административного и гражданского права и иных смежных отраслей отечественного законодательства. Нормативно-правовой базой составили нормы Конституции РФ, международно-правовые акты в сфере охраны прав и свобод человека, российское уголовное законодательство, конституционное, избирательное, административное, гражданское законодательство.

Структура работы обусловлена целью, и актуальностью исследования и  состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Методологические основы теории правонарушений в избирательной системе субъекта Российской Федерации

    1. Понятие и принципы избирательного права (избирательной системы)

Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются  как идентичные. Тем не менее, определённое различие между ними всё же имеется.

Понятия «избирательная система» и  «избирательное право» носят собирательный  характер. В Российской Федерации  они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие  порядок избрания гражданами соответствующих  органов государственной власти: Президента Российской Федерации; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных органов субъектов Федерации; органов местного самоуправления.3

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок  избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Особенностью России является и  то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с  относительно новыми конституциями  в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором  были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при  тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст.32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации.4

Практика выборов в отдельных  субъектах Российской Федерации показывает, что применяемая на региональном уровне модель избирательной системы страдает очевидным несовершенством.

Под принципами избирательного права  понимаются основные начала, руководящие  идеи, лежащие в основе регламентации  всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объёме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Под принципами избирательного права (избирательной  системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции  и законах Российской Федерации. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами.

Российскому избирательному праву известны два  вида цензов: возрастной ценз и ценз осёдлости (проживание на соответствующей территории в течение определённого срока).

 

1.2. Состав и виды правонарушений в избирательном процессе

По своей структуре правонарушение - сложное системное образование.

Состав правонарушения как правовое понятие раскрывает эту сложную структуру.

Как указал Конституционный Суд  Российской Федерации, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.5

Правонарушение - это виновное деяние. Оно осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние, совершенное дееспособным лицом.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных  в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного  договора.6

Юридической наукой разработано понятие  состава правонарушения, которым  называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область  общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой  произошло деяние и, (или) которой  этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее  проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно  судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой  вред причинило.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права. Вменяемый, достигший  определённого возраста, гражданин  государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с  его последствиями, действует общий  принцип: незнание официально опубликованного  закона не освобождает от ответственности  за его несоблюдение.

Важнейшей гарантией соблюдения избирательных  прав граждан являются предусмотренные  российским законодательством меры юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах и референдумах.

В самих избирательных законах  – о гарантиях избирательных  прав граждан, о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы и других – не содержится указания на то, за какой вид, правонарушения какой, вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.7

За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены как меры административной и уголовной, так  и конституционно-правовой ответственности.

Отличительной особенностью конституционно-правовой ответственности (т.е. ответственности  по избирательному праву в электорально-правовой сфере) является ответственность, как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений). По уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной – привлечение к уголовной ответственности коллективных субъектов исключено.8

В декабре 1999 г., когда был принят соответствующий закон, была введена  административная ответственность  юридических лиц. 
Общими для всех видов нарушения права, включая правонарушение, являются: факт посягательства на право или охраняемый законом интереса, его противоправность, вредоносность, наличие причинно-следственной связи.

 

 

 

    1. Классификация правонарушений в сфере избирательной системы Российской Федерации

Информация о работе Административное право