Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия правонарушения и выявление специфики различных видов правонарушений. Для этого ставились задачи:
1. Анализ правонарушений в избирательной системе субъекта Федерации как социально-правового явления.
2. Анализ нормативно-правовой базы, посвященной проблематике правонарушений, прежде всего, раскрытия их содержания и характеристик.
Для более глубокого осмысления и понимания правонарушений в сфере избирательной системы Российской Федерации, следует особо остановиться на их классификации.
Многообразие правовых норм обусловливает и многообразие различных видов правонарушений.
Классификация правонарушений - это подразделение их на отдельные категории по определённым признакам, а именно по наличию и размеру причинённого вреда, по субъектам, объекту посягательства, формам вины, продолжительности, распространённости (по количеству, времени, территориальному признаку) и т.п.9
По отраслевому признаку правонарушения можно разделить на следующие виды:
1) уголовные преступления - правонарушения
повышенной общественной
2) административные проступки -
правонарушения, за которые предусмотрена
административная
3) гражданские деликты –
4) дисциплинарные проступки – правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность;
5) налоговые правонарушения - правонарушения,
ответственность за которые
6) конституционно-правовые
По степени причинённого вреда правонарушения традиционно классифицируются на преступления и проступки.
Результатом правонарушения может выступать как фактически причинённый вред, так и реальная угроза его причинения. Формальными являются правонарушения, ответственность совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. Правонарушения, причиняющие фактический ущерб тем иди иным общественным отношениям, называются материальными.
По видам юридической
По субъектному признаку выделяются:
1) правонарушения, совершаемые физическими лицами;
2) правонарушения, совершаемые юридическими лицами.
По объекту посягательства правонарушения
можно подразделить на правонарушения
в области экономических
В зависимости от формы вины различаются умышленные и неосторожные правонарушения. В свою очередь, по целям действия умышленные правонарушения предложено классифицировать на правонарушения, направленные на достижение конкретных целей, и правонарушения, направленные на достижение разных целей.
По содержанию объективной стороны
выделяют простые и сложные
Таким образом, классификация правонарушений в сфере избирательной системы Российской Федерации по обозначенным признакам даёт их наглядную характеристику в различных ракурсах, позволяет обобщить и типизировать информацию о правонарушаемости в рассматриваемой сфере. Последнее необходимо для полного понимания и успешного предупреждения правонарушений в избирательных правоотношениях, ведение соответствующих учетов и отчетности. Это позволит определить приоритетные направления дальнейшего исследования избирательной системы Российской Федерации.
В конечном счете «... научное исследование различных видов и форм правового поведения необходимо для того, что бы повысить эффективность действия права, упрочить его роль в общественной жизни общества, способствовать укреплению законности и правопорядка».11
Глава II. Концепция ответственности за избирательные правонарушения
2.1. Теоретические аспекты конституционной (государственно-правовой) ответственности
Одним из наиболее проблематичных вопросов
теории и практики конституционного
строительства на современном этапе
в большинстве
Одна из серьёзных проблем конституционного права состоит в том, что реализация многих норм материального права не обеспечена должным образом процессуальными нормами. Это в полной мере относится и к проблеме конституционно-правовой ответственности. Проблема заключается и в том, что многие конституционные нормы должным образом не защищены, что снижает возможности применения данного вида ответственности. А это не способствует обеспечению защиты и охраны конституционных норм, становлению конституционной законности.
Институт конституционно-правовой ответственности должен в большей мере, чем это имеет место сейчас, "работать" на охрану и защиту Конституции, стабильность конституционного строя, обеспечение конституционной законности, демократического правового статуса личности.12
Конституционная ответственность не может быть аналогом других видов юридической ответственности. Предусмотренные за конституционные деликты конституционно-правовые санкции далеко не совпадают с уголовными наказаниями за преступления и административными взысканиями, установленными за административные правонарушения. Применение мер конституционно-правовой ответственности не влечёт судимости или иного состояния наказанности.
Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных органов и лиц: органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, а также должностными лицами.
Уголовные наказания применяются лишь судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделёнными дисциплинарной властью. Меры конституционно-правовой ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчинённых и неподотчётных им субъектов конституционного деликта. Тем самым они отличаются от дисциплинарных мер, которые применяются к работникам и служащим в порядке подчиненности вышестоящим органам и должностным лицам.
Конституционно-правовая ответственность,
как и любая иная юридическая
категория, объективно требует своей
детерминации, дефинитивного определения.
На сегодняшний день в науке конституционного
права нет единого
Конституционно-правовая ответственность может быть понята лишь с учётом общесистемных признаков, присущих юридической и социальной ответственности в целом. Так, А.А. Кондрашев, например, к числу сущностных признаков данного вида ответственности относит: государственное и общественное осуждение в виде угрозы применения или непосредственного использования принудительных мер (преимущественно организационного, реже личностного характера), состоящее в лишении властных полномочий, утрате юридической силы акта, роспуске государственного органа или приостановление его работы или прекращение деятельности общественного объединения и т.п.; совершенное противоправное деяние, т.е. конституционное правонарушение, с важнейшими его условиями – объективной противоправностью и виной; особая процедура установления и возложения ответственности управомоченным на то органом (органами); установившаяся между правонарушителем и государством правовая связь в момент совершения противоправного деяния, характеризующая возникновение специального охранительного отношения.13
2.2. Ретроспективная юридическая ответственность за избирательные правонарушения
Реформирование избирательной
системы Российской Федерации является
одним из актуальных направлений
государственной политики на протяжении
последних лет. Это связано с
поиском и использованием сбалансированной,
непротиворечивой системы выборов,
отражающей федеративную природу государства
и гарантирующей стабильность и
преемственность в деятельности
выборных институтов, становлением свободных,
справедливых, периодических выборов
в качестве основного инструмента
обеспечения реализации и защиты
конституционного права граждан
России избирать и быть избранными
в органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
способа построения системы органов
и формирования публичной власти.
При этом существенное место отводится
институту юридической
Юридическая ответственность традиционно
разрабатывалась в правовой науке
как ответственность
Исходя, из вида ретроспективной юридической ответственности, правонарушения в сфере избирательной системы Российской Федерации можно классифицировать как: избирательные правонарушения, являющиеся обособленным подвидом конституционных правонарушений.
Любым правонарушением в сфере
избирательной системы
Развивающееся российское избирательное право требует нового теоретического осмысления принципов, на которых должна основываться конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения, – общих начал, идей, установлений, объективно отражающих сущность и закономерности конституционно-правовой ответственности как одного из видов юридической ответственности.
Конституционно-правовой ответственности
как одному из видов юридической
ответственности за избирательные
правонарушения свойственны общие
характерные черты, существенные признаки,
являющиеся обязательными как в
целом для юридической
Различаются два вида юридической
ответственности, каждый из которых
соответствует характеру
Юридическая ответственность бывает:
а) штрафная, карательная ответственность - применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки;
б) правовосстановительная ответственность - заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав и интересов, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
Правонарушение является основанием
для юридической
Состав правонарушения – это
фактическое основание для
Говоря о юридической
В объективном смысле это означает,
что юридическая
Юридическая ответственность
Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет ограничивать её от других правовых и внеправовых категорий.
В зависимости от типологии правоотношений, определяющих основные группы юридических прав и обязанностей субъектов права, различают виды юридической ответственности: