Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия правонарушения и выявление специфики различных видов правонарушений. Для этого ставились задачи:
1. Анализ правонарушений в избирательной системе субъекта Федерации как социально-правового явления.
2. Анализ нормативно-правовой базы, посвященной проблематике правонарушений, прежде всего, раскрытия их содержания и характеристик.

Файлы: 1 файл

Курсовая Административное право.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

1. Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания.

2. Гражданско-правовая ответственность предусматривается за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета её регулирования.

3. Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового, налогового и других), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определённых предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

4. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении отдельных категорий – дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности – замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям и другие.

5. Материальная ответственность наступает за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.15

Итак, под юридической ответственностью следует понимать способность лица претерпевать определённые лишения  государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершённое  правонарушение.

Основанием юридической ответственности  выступает нарушение правовой нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Правонарушения в области обеспечения избирательной системы субъекта Федерации

В исследуемой области пока больше вопросов, чем ответов. Проведённый анализ федерального и регионального законодательства позволяет утверждать, что ключевая проблема правонарушимости в избирательной системе Российской Федерации и механизмы её предупреждения не нашли пока сколько-нибудь значимого решения в федеральных нормативных актах и нормативных актах субъектов Российской Федерации, что является результатом недостаточной разработанности данной проблемы.

Трудно охватить вниманием все  проблемы нарушений избирательного законодательства. Это обусловлено  необходимостью глубокого теоретического анализа, как самих правонарушений, так и причин их совершения.

К числу наиболее распространённых типичных причин возникновения избирательных правонарушений относятся:

  1. противоречивость и незавершённость правового регулирования избирательных отношений, наличие в нём многочисленных коллизий и пробелов;
  2. недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, отсутствие у них необходимых юридических знаний и навыков применения законодательства;
  3. политические и связанные с ними эгоистические интересы участников избирательного процесса; в том числе стремление использовать электоральные конфликты в качестве средства привлечения повышенного внимания общественности к конкретным субъектам избирательной кампании;
  4. амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий, обусловленные чрезмерно ограниченной детализацией предусмотренные Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации процедур осуществления избирательных прав граждан.16

Одной из форм профилактики правонарушений являются административно-предупредительные  меры как самостоятельный вид  мер административного принуждения, назначение которых, в предупреждение правонарушений и обеспечение общественного  порядка и безопасности.

Административно-предупредительные  меры устанавливаются и применяются  уполномоченными на то органами государственного управления в тех случаях, когда  требуется предотвратить нарушение  законности, обеспечить защиту прав государства  и граждан. К подобным мерам можно  отнести надзор, проверка документов.

В целях профилактики нарушений  избирательных прав активно проводится работа среди организаторов выборов, представителей средств массовой информации и других участников выборов по разъяснению  конкретных избирательных действий, законодательных норм, касающихся информационного  и агитационного обеспечения  выборов. Например, проводятся семинары для представителей средств массовой информации.

Таким образом, избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления создают необходимые  правовые, организационные, финансовые и материально-технические условия  для проведения демократических  выборов, обеспечения прав избирательных  прав участников выборов и др.

Такой комплексный подход позволит избежать многих ошибок и издержек, в целом успешно в рамках закона, провести выборы в органы государственной  власти.

Необходимо отметить, что борьба с правонарушениями избирательного законодательства носит порой неэффективный  характер. Нередко сама возможность  восстановления действия норм в сфере  избирательной системы Российской Федерации сопряжена с неизбежным нарушениям законности, что способствует серьёзным упущениям в деятельности правоохранительных органов. Например, возложенная Федеральным Законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на правоохранительные органы и органы исполнительной власти обязанность по пресечению нарушений избирательного законодательства (п.5 ст. 20) не подкреплена внесением соответствующих изменений в КоАП РФ.17 Это приводит к тому, что правоохранительные органы лишены реальной возможности воздействовать на лиц, которые используют не предусмотренные законом формы и методы предвыборной агитации, нарушают правила ее проведения.

Такое положение, с одной стороны, наносит ущерб правам и интересам законопослушных граждан, смирившихся с нарушениями избирательного закона их конкурентами, а с другой стороны, относит руководителей правоохранительных органов к лицам, подлежащим к привлечению к уголовной, административной либо иной ответственности, установленной федеральными законами (абзац 6 пункта 2 статьи 79 указанного федерального закона), в случаях, когда в их адрес, в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, обращается избирательная комиссия с представлением о пресечении нарушений избирательного законодательства.

Практика показала, что ни одна избирательная кампания не обходится  без нарушений законодательства о выборах и референдумах, поскольку  в ходе подготовки и проведения данных мероприятий сталкиваются различные  политические интересы. И, как следствие, совершение правонарушений посягающих на избирательные права граждан  Российской Федерации и нарушение требований законов о выборах, например, кандидатами, избирательными объединениями, органами власти, избирательными комиссиями, средствами массовой информации, доверенными лицами кандидатов, наблюдателями. Основной причиной нарушений является недостаточно высокий уровень правового сознания и правовой культуры участников избирательного процесса.

Анализ исследуемой области  общественных правоотношений показал, что при реализации избирательных  прав граждан - выборы имеют важное значение для обеспечения народного  представительства в органах  государственной власти. Однако, для  достижения «чистоты» избирательного процесса требуется свести количество избирательных правонарушений до минимума. Для этого необходимо совершенствовать федеральное и региональное избирательное  законодательство, прибегая к накопленному правоприменительному опыту избирательных  комиссий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Избирательное право - один из важнейших  институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов  в жизни общества.

Российская Федерация, объявив  себя правовым государством с демократическим  режимом правления, взяла обязательства  обеспечить приоритет прав и свобод человека и гражданина, в том числе  конституционного права избирать и  быть избранным.

Правонарушение - это вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое  нормами права предусмотрена  юридическая ответственность. Правонарушение является юридическим фактом в виде неправомерного поступка, влекущим возникновение  охранительного правоотношения между  нарушителем и государством.

К признакам правонарушения относятся 1) вредность, 2) противоправность, 3) виновность, 4) реальность и 5) наказуемость. Эти  признаки отличают правонарушение от нарушений иных социальных норм (морали, обычаев, религии, корпоративных норм).

Состав правонарушения представляет собой совокупность установленных  законом элементов, наличие которых  позволяет квалифицировать деяние как правонарушение. Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, не будет и самого факта правонарушения.

К причинам роста правонарушений, прежде всего, следует отнести несовершенство законодательства; поляризацию социальных интересов в обществе; низкий материальный уровень жизни населения; недоверие  к власти, в том числе и судебной; невысокую правовую культуру граждан; широкое распространение в обществе алкоголизма и наркомании; недостаточно эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Высокий уровень правонарушаемости стимулируют значительная разница в доходах отдельных слоев населения, детская безнадзорность, общий кризис морали, нравственности, семейных традиций. Широкое распространение в нашем обществе получила идеализация ценностей и установок криминальной среды, которые культивируются с помощью телевидения и радиоэфира. Массовая культура пронизана жестокостью, насилием, сценами разврата и пьянства.

Борьба с правонарушениями должна включать два направления - превентивное (предупреждение правонарушений) и  карательное (неотвратимое возмездие  за уже совершенное правонарушение). Важнейшая роль в укреплении правопорядка в обществе принадлежит государству, основными задачи которого в этой сфере являются: постоянное совершенствование  и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных  и правоохранительных органов, в  том числе и путем совершенствования  их материально-технической базы.

Очень важно, чтобы наказание за совершенные правонарушения были обоснованными  и справедливыми, соответствовало  принципам законности, однократности, индивидуализации и соразмерности. Вместе с тем наказание должно быть неотвратимым, то есть ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным. Важные меры для борьбы с правонарушениями следует предпринять в социально-экономической и культурной сферах.. Необходима активная деятельность самих граждан, которые знают свои права и умеют их защищать любыми не противоречащими закону способами

Одновременно необходимо дальнейшее совершенствование федерального и  регионального избирательного законодательства.

Цель, поставленная в этой работы и  задачи данного исследования, можно  считать достигнутыми.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативные правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Российская газета. 21.01.2009.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М. - 2006.
  4. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».
  5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ;
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  7. Федеральным Законом от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  8. Специальная литература
  9. Игнатенко В.В., Князев С.Д., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Яшин А.А. Избирательное право Российской Федерации: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ВСЦПИ, 2001. с.22.
  10. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. с.295. Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9. с.71.
  11. Кондрашев А.А., Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации (Вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации) : Москва, 2001 159 c.
  12. Калинина Ю.В., Сунцов А.П. Понятие, сущность и юридический состав правонарушений в сфере избирательной системы Российской Федерации//Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002. С. 93, 96.
  13. Старилов Ю.Н. Административное право: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во Воронежск 1998. С.339.
  14. Авакьян С.А. Конституционное право России - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
  15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
  16. Алехичева Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журнал российского права. 1999. № 9.
  17. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации, учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. – 104 с.
  18. Головин А.Г. Избирательное право России – М.: НОРМА, 2007. – 336 с.
  19. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. – М.: Юрид. центр Пресс, 2003-. – 384 с.
  20. Лучин В.А., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России [текст]: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 672 с.
  21. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России – М.: Книжный, мир, 2006. – 400 с.
  22. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
  23. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 10.
  24. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства // Журнал российского права, 2007, № 1.
  25. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации - СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2003. – 282 с.
  26. Матейкович М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 4.
  27. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  28. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.
  29. Сырых В. М./ Теория государства и права / Москва, издательство “Былина” , 1998г.
  30. Академический юридический журнал » N 1 (11) (январь-март) 2003 г » Принципы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения 
  31. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юридическая литература, 1985. С.14
  32. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. М., 2004. с.10.
  33. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. с.114-115.
  34. Параскевова С.А. К вопросу о классификации гражданских правонарушений // Российский судья. 2007. № 2.

Информация о работе Административное право