Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Административное право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административное право - это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития/2,с.98/.

Файлы: 1 файл

Административное право как отрасль права.docx

— 32.86 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ: «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 
 

Р Е Ф Е Р А Т 

ДИСЦИПЛИНА  «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

   На  тему: «Административное право как отрасль права» 
 

Специальность: «080504.65 – «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Москва  2008

  План

  Введение

  1 Предмет административного права 

  2 Метод  и нормы административного  права 

  3 Административное право как отрасль  права

  Заключение

  Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ

  Административное  право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

  Административное  право - это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов  исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального  развития/2,с.98/.

  Административное  право - отрасль российского права  имеющее свой предмет, метод, систему  и источники административного  права.

  Административное  право оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный  характер. Т.е. предметом являются общественные отношения в сфере государственного управления, которые складываются: между субъектами исполнительной власти, между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, между субъектами исполнительной власти и гражданами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, социально-культурными объединениями/5, с.174/. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

  Административное  право - самостоятельная отрасль  в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим  методом правового регулирования  общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Часто подчеркивают, что административное право есть управленческое право, регулирующее общественные отношения по организации  и деятельности управленческого (исполнительного, администра-тивного) аппарата, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в результате использования ими власти (управленческой, исполнительно-распорядительной, административной)/2, с.54/.

  Юридическая энциклопедия раскрывает понятие административного  права (анг. - administrative law) как отрасли права, регулирующей общественные отно-шения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распоряди-тельной деятельности органов государственного управления/5, с.117/.

  Система административного права состоит  из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая - отношения в пределах конкретных сфер управления.

  Одной из центральных проблем в современном  административном праве является проблема построения новых отношений соподчиненности  и взаимо-действия между органами федеральной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  Административное  право регулирует общественные отношения  возникаю-щие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (испол-нительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществ-ляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

  Источниками административного права выступают  федеральные законы и законы субъектов  федерации, указы Президента РФ, постановления  Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов  управления - министерств, ведомств, государственных  комитетов, служб и других государственных  органов, полномочных издавать администра-тивно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления/3, с.206/.

  Конституция Российской Федерации содержит базовые  правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного  права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику  норм административного права/1, с.63/.

  Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядитель-ных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управлен-ческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 МЕТОД И НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

  Метод правового регулирования, используемый в административном праве, обладает особой спецификой наряду с основными  способами правового воздей-ствия: а) обязывание - возложение прямой юридической обязанности совершить в активной форме то или иное действие в точном соответствии с условиями, предусмотренными правовой нормой; б) запрет - возложение прямой юридичес-кой обязанности не совершать (пассивная форма поведения) то или иное деяние в условиях, предусмотренных правовой нормой; в) дозволение - юридическое разрешение совершать (или не совершать) по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой.

  Особенности административно-правового регулирования  определяются спе-цификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п./7, с.126/

  Следовательно, административно-правовое регулирование  рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает  их юридическое равенство, они находятся  в отношениях субординации, что каче-ственно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений. Отсюда важно установить правовое положение сторон в админист-ративно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений; права и обязанности их субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

  Нормы административного права представляют собой правила поведения, устанавливаемые  государством в целях регулирования  общественных отноше-ний в сфере исполнительно-распорядительной управленческой деятельности. С помощью административно-правовых норм определяются границы управо-моченного, должного или запрещенного поведения.

  Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения  управленческого характера путем  определения взаимных прав, обязанностей, ответственности сторон этих отношений, причем по своему содержанию они носят  повелительный, императивный характер. Они могут содержать также  правила поведения, касающиеся всех других возможных участников регулируемых ими управленческих отношений.

  Нормы административного права могут  быть подразделены на виды по различным  основаниям (критериям).

  1) В зависимости от функций права  нормы могут быть регулятивными  и охранительными.

  2) По содержанию различаются нормы  материального и процессуального  права. Первые определяют объем  и содержание прав и обязанностей  участ-ников административно-правовых отношений, т.е. их административно-право-вой статус (правовое положение). Вторые - определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами для участников регулируемых общественных отношений.

  3) По характеру предписываемого  правила поведения различают  нормы запрещающие, обязывающие,  управомочивающие.

  4) По юридической силе выделяются  нормы законов и нормы подзаконных  актов.

  5) По степени общности содержания  выделяют нормы общие и специальные.

  6) По времени действия выделяют  нормы постоянные и срочные  (времен-ные). Реализация норм административного права - это их практическое претворение (осуществление, воплощение) в реальном поведении субъектов в соответствии с целями правового регулирования управленческих общественных отношений. Субъектами, реализующими эти нормы, являются государственные и негосударственные организации, государственные и муниципальные служа-щие, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, граждане Российской Федерации и иные субъекты.

  В юридической науке различают  несколько способов реализации админист-ративно-правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

  Реализация  правовых норм - воплощение их предписаний  в реальной деятельности субъектов  права, превращение их требований в  правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для  его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности. Их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и  выражает основные закономерности общественной практики.

  Поскольку норма права - это единство гипотезы, диспозиции и, санкции, то, естественно, ее содержание предполагает два уровня (или способа) реализации:

  реализацию  диспозиции в правомерном поведении - нормальная реализация;

  реализацию  санкции через принудительно  навязанное правонарушителю государственной  властью поведение - правообеспечительная реализация. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении/3, с.203/.

  Реализация  обязывающих норм - это совершение поступков, предусмотрен-ных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. Реализация запрещаю-щих норм - воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздер-жание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень - реализация санкции.

  Реализация  управомочивающих норм - совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.

  Реализация  будет нормальной, если субъекты совершают  поступки, дозво-ленные нормами права. В этих случаях другая сторона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использова-ние дозволенного поведения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реали-зуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.

Информация о работе Административное право как отрасль права