Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Административное право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административное право - это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития/2,с.98/.

Файлы: 1 файл

Административное право как отрасль права.docx

— 32.86 Кб (Скачать)

  Следовательно, нормы права в зависимости  от характера предписаний реали-зуются в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений (индивидуальная форма реализа-ции); опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором - их исполнение и использование.

  Таким образом, соблюдение, исполнение, использование - это основные формы реализации права, которые полностью соответствуют  характеру правил поведения, закрепленных в норме права.

  Применение  норм права - особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных  субъектов (государствен-ных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).

  Применение  норм должно строго соответствовать  закону, иначе будет иметь место  не применение норм права, а обход  их требований, а также быть обосно-ванным, должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права, могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения.

  Правоприменение - это всегда логические действия. Они состоят в подведе-нии какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.

  Принятие  акта применения - это деятельность компетентного органа, процесс, предшествующий изданию акта. Содержание этого процесса в самом общем виде - изучение нормативных актов, фактических  обстоятельств, имею-щих юридическую значимость, применительно к данной норме, - сложная активно-познавательная деятельность. Основными стадиями процесса примене-ния норм права являются следующие:

  1. Анализ фактических обстоятельств  дела, с которыми связано применение  диспозиции или санкции правовой  нормы.

  2. Выбор (отыскание) правовой нормы  для определения поведения участ-ников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция,

  3. Уяснение смысла и содержания  нормы права.

  4. Разъяснение нормы права компетентным  государственным органом или  иным субъектом.

  5. Принятие акта применения нормы  права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ  ПРАВА

  Административное  право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

  Административное  право - это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов  исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального  развития.

  Административное  право - отрасль российского права  имеющее свой предмет, метод, систему  и источники административного  права.

  Административное  право оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный  характер. Т.е. предметом являются общественные отношения в сфере государственного управления, которые складываются: между субъектами исполнительной власти, между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, между субъектами исполнительной власти и гражданами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, социально-культурными объединениями/5, с.174/.

  С учетом федеративного устройства России это могут быть - отношения между  центральными органами федеральной  исполнительной власти и исполнительными  органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль  права использует в качестве средств  правового регулирования три  юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

  Источники  административного права многообразны. К ним относятся, прежде всего:

  1. Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.
  2. Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом Федерации).
  3. Нормативные указы президента РФ и положения.
  4. Нормативные постановления Правительства РФ.
  5. Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ - в отраслевом и межотраслевом масштабе.
  6. Конституции республик, их законодательства, президентские и правитель-ственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств - на республиканском уровне.
  7. Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований нормативные правовые акты - на уровне субъектов РФ.
  8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления - на местном уровне.
  9. Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.
  10. Нормативные акты руководителей корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений - они действуют только на уровне этих субъектов административного права.
  11. Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источни-кам правы, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.

  Многообразие  источников административного права  ставит вопрос его систе-матизации кодификации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права - в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.

  Законодательство  состоит из огромного количества актов, принятых государ-твенными органами в различные исторические периоды. Время от времени возникает насущная необходимость приведения его в стройную систему, устранения противоречий путем внесения изменений и дополнений, что в принципе и понимается под систематизацией. Систематизация норм права -это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

  Традиционно в юридической литературе различают  две основные формы систематизации: кодификацию и инкорпорацию.

  Инкорпорация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Инкорпорация ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера (например исправление типографских опечаток или грамматических и синтаксических ошибок в законодательном тексте, исключение правовых актов или их частей, формально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под законодательными актами и т.п.).

  Данная  форма систематизации может проводиться  по различным субъектив-ным критериям, например по хронологии, когда акты располагаются соответ-ственно времени их принятия; по субъектам, когда акты располагаются соответственно органам, их принявшим (органы законодательной или исполнительной власти, федеральные органы или субъектов федерации); по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение, строительство, культура и т.д.)/2, .78/.

  Инкорпорация  является средством «уплотнения» законодательства в том смысле, что позволяет  не учитывать официально отмененные акты, опускать устаревшие преамбулы, исключать повторения актов и  т.д. Она представляет собой более  простой уровень систематизации и служит необходимой предпосылкой для перехода к высшему ее виду - кодификации. Кодификация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в еди-ный, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.

  Кодификация предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его  переработку путем исключения повторений, проти-воречий, восполнения пробелов, преобразования характера и направленности. Тем самым в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствую-щих общественных отношений.

  Кодификация является, по существу, законотворчеством, с той лишь разни-цей, что текущее законотворчество  создает отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, допол-няя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную область общественных отношений/2, с.87/.

  В отличие от инкорпорации, в основу которой положен произвольно  избран-ный критерий расположения законодательного материала, кодификация (в зависимости от ее цели и назначения) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. На практике нередко возникает потребность создания так называемых «комплексных» кодификационных сборников, смысл которых заключен в логическом объединении правовых норм нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право, право собственности).

  Правовая  норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая  компоновка содержания, связь и соотношение  ее элементов.

  Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между  ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

  В структуре нормы проявляются  те специфические функции, которые  выполняют правовые нормы как  первичное звено структуры права: обеспе-чение конкретизированного, детального, точного и определенного норматив-ного регулирования общественных отношений.

  Структура нормы права является формой ее внутреннего  содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно; в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции/4, с.112/.

  Традиционно считается, что правовая норма имеет  трехчленную структуру. В ее содержание входят/4, с.116/:

  а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;

  б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе;

  в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты  не  выполняют предписание   диспозиции,   или   поощрения за совершение реко-мендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого.

  Структура нормы права - это и есть связь  между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном харак-тере нормы права. Иначе говоря; гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.

  Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями  и взаимо-отношениями.

  Элемент - это составная часть сложного целого. Следовательно, система предполагает внутреннее строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упоря-доченных по определенным законам или принципам. Под системой права в теории права понимается исторически сложившаяся, объективно существу-ющая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся  общественных отношений. Ее первичным  элементом является правовое предписание - норма права. Целостное множество норм права, взаимодействие между ними порождают новые качества, не присущие ее отдельным частям/5,с.132/.

  Идеи  общей теории систем могут быть с  успехом применены при харак-теристике системы права. Важнейшими ее признаками являются: во-первых, целостность, единство норм права, во-вторых, системность права. Последнюю можно определить как внешнее свойство системы права. Ее важнейшие качества - непротиворечивость, отсутствие положений, которые не были бы согласованы.

Информация о работе Административное право как отрасль права