Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:44, реферат
Административное право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Административное право - это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития/2,с.98/.
Следовательно,
нормы права в зависимости
от характера предписаний реали-
Таким
образом, соблюдение, исполнение, использование
- это основные формы реализации
права, которые полностью
Применение норм права - особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государствен-ных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).
Применение норм должно строго соответствовать закону, иначе будет иметь место не применение норм права, а обход их требований, а также быть обосно-ванным, должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права, могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения.
Правоприменение - это всегда логические действия. Они состоят в подведе-нии какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.
Принятие акта применения - это деятельность компетентного органа, процесс, предшествующий изданию акта. Содержание этого процесса в самом общем виде - изучение нормативных актов, фактических обстоятельств, имею-щих юридическую значимость, применительно к данной норме, - сложная активно-познавательная деятельность. Основными стадиями процесса примене-ния норм права являются следующие:
1.
Анализ фактических
2.
Выбор (отыскание) правовой
3. Уяснение смысла и содержания нормы права.
4.
Разъяснение нормы права
5.
Принятие акта применения
3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК
Административное право - это отрасль российской правовой системы, пред-ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Административное
право - это одна из самых объемных
по содержанию отраслей права, т.к. регулирует
вопросы организации и
Административное право - отрасль российского права имеющее свой предмет, метод, систему и источники административного права.
Административное
право оказывает влияние на общественные
отношения в сфере
С учетом федеративного устройства России это могут быть - отношения между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Источники
административного права
Многообразие источников административного права ставит вопрос его систе-матизации кодификации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права - в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.
Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых государ-твенными органами в различные исторические периоды. Время от времени возникает насущная необходимость приведения его в стройную систему, устранения противоречий путем внесения изменений и дополнений, что в принципе и понимается под систематизацией. Систематизация норм права -это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.
Традиционно в юридической литературе различают две основные формы систематизации: кодификацию и инкорпорацию.
Инкорпорация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Инкорпорация ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера (например исправление типографских опечаток или грамматических и синтаксических ошибок в законодательном тексте, исключение правовых актов или их частей, формально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под законодательными актами и т.п.).
Данная форма систематизации может проводиться по различным субъектив-ным критериям, например по хронологии, когда акты располагаются соответ-ственно времени их принятия; по субъектам, когда акты располагаются соответственно органам, их принявшим (органы законодательной или исполнительной власти, федеральные органы или субъектов федерации); по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение, строительство, культура и т.д.)/2, .78/.
Инкорпорация является средством «уплотнения» законодательства в том смысле, что позволяет не учитывать официально отмененные акты, опускать устаревшие преамбулы, исключать повторения актов и т.д. Она представляет собой более простой уровень систематизации и служит необходимой предпосылкой для перехода к высшему ее виду - кодификации. Кодификация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в еди-ный, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.
Кодификация предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его переработку путем исключения повторений, проти-воречий, восполнения пробелов, преобразования характера и направленности. Тем самым в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствую-щих общественных отношений.
Кодификация является, по существу, законотворчеством, с той лишь разни-цей, что текущее законотворчество создает отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, допол-няя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную область общественных отношений/2, с.87/.
В отличие от инкорпорации, в основу которой положен произвольно избран-ный критерий расположения законодательного материала, кодификация (в зависимости от ее цели и назначения) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. На практике нередко возникает потребность создания так называемых «комплексных» кодификационных сборников, смысл которых заключен в логическом объединении правовых норм нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право, право собственности).
Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
В
структуре нормы проявляются
те специфические функции, которые
выполняют правовые нормы как
первичное звено структуры
Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно; в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции/4, с.112/.
Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В ее содержание входят/4, с.116/:
а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;
б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе;
в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение реко-мендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого.
Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном харак-тере нормы права. Иначе говоря; гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.
Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимо-отношениями.
Элемент
- это составная часть сложного целого.
Следовательно, система предполагает
внутреннее строение, структуру, связь,
дифференциацию. В то же время система
есть единое целое, состоящее из отдельных
элементов, упоря-доченных по определенным
законам или принципам. Под системой права
в теории права понимается исторически
сложившаяся, объективно существу-ющая
внутренняя структура права, определяемая
характером регулируемых общественных
отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Ее первичным элементом является правовое предписание - норма права. Целостное множество норм права, взаимодействие между ними порождают новые качества, не присущие ее отдельным частям/5,с.132/.
Идеи
общей теории систем могут быть с
успехом применены при харак-
Информация о работе Административное право как отрасль права