Понятие административного права, как отрасли права РБ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:26, лекция

Краткое описание

Предмет административного права.
Метод административного права.
Место административного права в правовой системе.
Понятие и виды субъектов административного права.

Файлы: 1 файл

Sravnitelnoe_administrativnoe_pravo.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

Сравнительное административное право.

Жигалко Елена Валерьевна

 

Основная литература:

Нормативные правовые акты

Конституции зарубежных государств (Маклаков, Москва, 624 стр.) и РБ

Кодекс РЮБ об административных нарушений

Процессуально-исполнительный кодекс РБ

Закон об основах административных процедур в РБ и оналагичные законы (США, Британия, Германия, Россия (об административных услугах), Казахстан, Литва, Латвия)

НПА о президенте, Совете министров, оналагичные  законы по зарубежным странам

Закон о гос. службе.

Административное право зарубежных стран Козырин А.Н., Москва, 2003, 462 стр.

Французское адм право. Брэбан, последние издание.

Гос служба в странах основных правовых систем, Дёмин А.А., Москва, 2008,

Адм право РБ (2е части), Крамник А.Н. , Минск,

Адм право РБ, Мах И.И.

Адм право России, Бахрах Б.Н.

 

 

Понятие административного права, как отрасли права РБ и зарубежных стран.

 

  1. Предмет административного права.
  2. Метод административного права.
  3. Место административного права в правовой системе.
  4. Понятие и виды субъектов административного права.

 

  1. Предмет административного права.

Исходя из общ теории права  предметом любой отрасли права  является общественные отношения складывающиеся в социально-политической, экономической, культурной и иной жизни государства.

В зависимости от субъектов  управленческих отношений выделяют след виды общественных отношений регулируемых административным правом:

  • Обществ отношения между вышестоящих и ниже стоящими органами государственного управления (Общественные отношения между органами государственного управления и физическими, юридическими лицами);
  • По объёму государственной деятельности: 1. в сфере общего управления (руководит комплексом отраслей государственного управления, как Совет министров), 2. В сфере социального управления (руководство по отдельным вопросам меж отраслевого характера), 3. В сфере отраслевого управления;
  • В зависимости от области административной деятельности.

Административное право является самостоятельной отраслью права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере государственного управления

  1. Метод административного права.

Административно-правовому  регулированию характерны методы:

  • власти и подчинения. Выражаются следующими формами: предписание, запрет
  • дозволение – это возможность (право) для физических и юридических лиц действовать согласно своей воли не нарушая законы
  • разрешение
  1. Место административного права в правовой системе.

 Административное право взаимодействует со следующими отраслями права.

1. конституционное право.  Конституция РБ и конституции  иностранных государств закрепляют  основные принципы работы, закрепляет  места органов исполнительной власти в государственном механизме, закрепляет правовые основы формирования органов, а так же взаимоотношения с другими субъектами, закрепляет основные права и обязанности граждан

2. финансовое право

3. гражданское право (договорное)

4. земельное право

5. трудовое право. Приюдиция – лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности и в течении одного года вновь совершил правонарушение.

4) Понятие и виды субъектов административного права.

Субъект – любые лица могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом общественных отношений.

Правоспособность – способность  иметь гражданские права и  обязанности (с момента рождения).

Административная правоспособность – способность быть участников административно-правовых отношений.

Субъекты бывают индивидуальные и коллективные.

К специфическим индивидуальным относятся государственные служащие.

Коллективные бывают государственные и негосударственные, общественные и необщественные, коммерческие и некоммерческие.

К государственным организациям относятся государственные предприятия.

К негосударственным организациям относ общественные объединения, союзы. 

 

Механизм административно-правового  регулирования.

 

  1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
  2. Понятие административно-правовой нормы, её специфика и структура
  3. Виды административно правовых норм и действие административно-правовых норм
  4. Источники административного права

 

1) Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы.

Механизм административного управления представляет собой совокупность основных средств и состояний, которые наступают в общественных отношениях в области государственного управления в результате влияния на них административно-правовых норм.

Процесс административно  правового регулирования начинается с издания административно-правовых норм. Это как бы начальный этап движения государственной воли к её исполнению. В механизме административно-правового регулирования НПА играют двоякую роль 1.они несут участникам общественных отношений информацию о правовых требованиях государств, 2.они содержат указания на те юридические средства, с помощью которых предполагается достичь оптимального согласования воли индивидуумов с волей государств. Такая роль НПА позволяет считать нормативной основой правового регулирования.

Создание НПА.

1 этап - НПА

2 этап - Создание

3 этап – правовые отношения

2) Понятие административно-правовой нормы, её специфика и структура.

Административно-правовая норма – это правила поведения регулирующие управленческие отношения установленные компетентными государственными органами. По характеру и содержанию административно-правовые нормы делятся на: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие.

Реализация административно-правовой нормы осуществляется посредством их исполнения и посредством их применения.

Структура административно-правовой нормы представлена: гипотезой, диспозицией, санкцией.

3) Виды административно правовых норм и действие административно-правовых норм.

1. Материальные

2. Процессуальные

3. Запрещающая

4. Обязывающая

5. Уполномочивающая

6. Стимулирующие

5. Рекомендательные нормы

Направления действия НПА: в  пространстве, времени и по кругу  лиц.

4) Источники административного права

1. Конституция РБ

2. Закон, Кодекс

3. Декреты, уразы Президента

4. НПА, постановления Правительства

5. НПА Республиканских  органов управления

6. НПА местных.

 

 

Субъекты административного  права.

  1. Граждане, как субъекты административного права.

Граждане относятся к  наиболее многочисленной группе субъектов  в отношении к которым действ административное право. В ст.22 конституции РБ предусматривается определённый порядок привлечение граждан к административно-правовой ответственности, а так же предусматривается механизм их защиты и прав. Правовой статус граждан в сфере административного права определяется административной правосубъектронстью. Административная правосубъектность начинается с рождения и заканчивается со смертью, непередаваема или отчуждаема, объём может быть  изменён государствам.

Право граждан на общение. Основными видами обращения являются: 1. Предложение – заявление граждан  о несовершенстве, 2. Заявление –  по поводу своих прав, 3. Жалоба – конкретное требование.

Административно правовой статус граждан (?) - это право на участие  в управлении государством. Как непосредственно (президент, кандидаты в депутаты, палату представителей), так и через представительные органы.

Право на поступление в  государственную службу. Законом о государственной службе. Основные требования: высшее образов, гражданство РБ, не привлечён к административной или уголовной ответственности.

Право на свободу передвижения. Включает в себя институт регистрации граждан, институт административного права, эмиграции.

Право на неприкосновенность личности и жилища.

Право на объединении –  право состоять в политические партии или быть членом общественного объединения.

Право на проведение собраний, митингов, шествий, пикетирований, но с разрешения исполнительного комитета.

Право на изменение фамилии  и имени.

Право на тайну переписки, телефонов, СМС и тд.

Право на обжалование решений (судебных и административных) и  действий органов гос власти.

Право на образование.

Право на охрану здоровья (бесплатная медицинская помощь).

Право на возмещение государством вреда причинённого действиями действием  или бездействием органами государственной власти и др.

ОБЯЗАННОСТИ. 1) Соблюдать  законность и дисциплину в сфере  государственного управления 2) соблюдать административно-правовые запреты: на занятие определёнными видами деятельности,  лишение специального права, запрет в виде лишения лицензии.

  1. Административно правовой статус общественных объединений.

Правовое регулирование данного вопроса возложено на закон об общественных объединениях (1994). Согласно этому закону, общественные объединения – это добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. На территории РБ выдел 3и вида общественных объединений: 1) международные (особенности: их деятельность распространяется не только на территорию РБ), 2) республиканские общественные объединения, 3) местные.

В качестве учредителей имеют  право выступать граждане достигшие 18и лет, за исключением молодёжных, детских объединений. Молодёжным признаётся объединение с личностями до 31 года. Таких граждан должно быть не менее 2/3.  Молодёжное объединение выражает и специфические интересы. Основная их деятельность направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодёжи. Детским признаётся объединение с гражданами до 18 лет. Таких граждан должно быть не менее 2/3.

Требования к созданию общественного объединения в  РБ.

  1. Для международного обществ объединения требуется не менее 10и учредителей от РБ и не менее чем по 3и учредителя от других иностранных государств, а так же наличие на этих государств организационных структур.
  2. Для республиканского требуется: не менее 10 учредителей от большинства областей республики и города Минска.
  3. Для местного общественного объединения. Не менее 10 учредителей от большинства местных административных единиц.

Права общественных объединений.

С момента государственной регистрации. Общественные объединения имеют право:

  1. Осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей.
  2. Беспрепятственно получать и распространять информацию имеющую отношение к их деятельности
  3. Пользоваться государственными СМИ, в порядке предусмотренном государстве.
  4. Учреждать собственных СМИ.
  5. Защищать права и законные интересы. Представлять законы и интересы свои членов.
  6. Участвовать в подготовке и проведении выборов
  7. Поддерживать связи с другими общественными объединениями
  8. Создавать союзы.

За нарушение законов  РБ и иного законодательства, общественные объединения получают 1) письменные предупреждения, 2) приостановление деятельности, 3) ликвидация общественного объединения.

2.1) Административно-правовой статус профсоюза. 
Деятельность осуществляется законом РБ о профессиональных союзах 22.апрель.1992. Профсоюз – это добровольное общественная организация, объединяющая граждан РБ, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях проф.техничесткого, среднего специального, высшего образования, связанные общими интересами по роду деятельности, как  производственной так и не производственной сферах для защиты трудовых, соц.экономических прав и интересов.

Права профсоюзов делятся по областям:

1 по защите прав граждан

2 по социальной защите  граждан.

3 права в области охраны  труда

4 права на ведение коллективных  переговоров, заключение договоров.

5 права правсоюзов на общественный контроль за выполнением договоров.

6 право в области соц. обеспечения и страхование

7 в области здоровья.

2.2) Политические  партии.

Административно-правовое регулирование осуществляется законом РБ О политических партиях 5.декабря.1994.

Политическая партия - это  общественное, добровольное, политическое объединение преследующее политические цели, содействующая выявлению и  выражению политической воли граждан, и участвующее в выборах.

На территории РБ могут создаваться и действовать политически партии иностранных государств и их обособленные подразделения. Создание и деятельность политических партий, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистов, запрещаются. Кроме того запрещается деятельность незарегистрированных в РБ политических партий.

Политические партии достигают своих целей и задач по средством:

  1. Разработки и пропаганды программ, обращений и заявлений.
  2. Проведение съездов, конференций и иных собраний
  3. По средствам участия в выборах
  4. Активизация участия граждан в управлении государственными и общественными делами
  5. Воздействие на состояние общественного мнения.

Информация о работе Понятие административного права, как отрасли права РБ и зарубежных стран