Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:26, лекция
Предмет административного права.
Метод административного права.
Место административного права в правовой системе.
Понятие и виды субъектов административного права.
Сравнительное административное право.
Жигалко Елена Валерьевна
Основная литература:
Нормативные правовые акты
Конституции зарубежных государств (Маклаков, Москва, 624 стр.) и РБ
Кодекс РЮБ об административных нарушений
Процессуально-исполнительный кодекс РБ
Закон об основах административных процедур в РБ и оналагичные законы (США, Британия, Германия, Россия (об административных услугах), Казахстан, Литва, Латвия)
НПА о президенте, Совете министров, оналагичные законы по зарубежным странам
Закон о гос. службе.
Административное право зарубежных стран Козырин А.Н., Москва, 2003, 462 стр.
Французское адм право. Брэбан, последние издание.
Гос служба в странах основных правовых систем, Дёмин А.А., Москва, 2008,
Адм право РБ (2е части), Крамник А.Н. , Минск,
Адм право РБ, Мах И.И.
Адм право России, Бахрах Б.Н.
Понятие административного права, как отрасли права РБ и зарубежных стран.
Исходя из общ теории права предметом любой отрасли права является общественные отношения складывающиеся в социально-политической, экономической, культурной и иной жизни государства.
В зависимости от субъектов управленческих отношений выделяют след виды общественных отношений регулируемых административным правом:
Административное право является самостоятельной отраслью права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере государственного управления
Административно-правовому регулированию характерны методы:
Административное право взаимодействует со следующими отраслями права.
1. конституционное право.
Конституция РБ и конституции
иностранных государств
2. финансовое право
3. гражданское право (договорное)
4. земельное право
5. трудовое право. Приюдиция – лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности и в течении одного года вновь совершил правонарушение.
4) Понятие и виды субъектов административного права.
Субъект – любые лица могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом общественных отношений.
Правоспособность –
Административная
Субъекты бывают индивидуальные и коллективные.
К специфическим индивидуальным относятся государственные служащие.
Коллективные бывают государственные и негосударственные, общественные и необщественные, коммерческие и некоммерческие.
К государственным организациям относятся государственные предприятия.
К негосударственным организациям
относ общественные объединения, союзы.
Механизм административно-
1) Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы.
Механизм административного управления представляет собой совокупность основных средств и состояний, которые наступают в общественных отношениях в области государственного управления в результате влияния на них административно-правовых норм.
Процесс административно
правового регулирования
Создание НПА.
1 этап - НПА
2 этап - Создание
3 этап – правовые отношения
2) Понятие административно-правовой нормы, её специфика и структура.
Административно-правовая норма – это правила поведения регулирующие управленческие отношения установленные компетентными государственными органами. По характеру и содержанию административно-правовые нормы делятся на: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие.
Реализация административно-
Структура административно-правовой нормы представлена: гипотезой, диспозицией, санкцией.
3) Виды административно правовых норм и действие административно-правовых норм.
1. Материальные
2. Процессуальные
3. Запрещающая
4. Обязывающая
5. Уполномочивающая
6. Стимулирующие
5. Рекомендательные нормы
Направления действия НПА: в пространстве, времени и по кругу лиц.
4) Источники административного права
1. Конституция РБ
2. Закон, Кодекс
3. Декреты, уразы Президента
4. НПА, постановления
5. НПА Республиканских органов управления
6. НПА местных.
Субъекты административного права.
Граждане относятся к наиболее многочисленной группе субъектов в отношении к которым действ административное право. В ст.22 конституции РБ предусматривается определённый порядок привлечение граждан к административно-правовой ответственности, а так же предусматривается механизм их защиты и прав. Правовой статус граждан в сфере административного права определяется административной правосубъектронстью. Административная правосубъектность начинается с рождения и заканчивается со смертью, непередаваема или отчуждаема, объём может быть изменён государствам.
Право граждан на общение.
Основными видами обращения являются:
1. Предложение – заявление
Административно правовой статус граждан (?) - это право на участие в управлении государством. Как непосредственно (президент, кандидаты в депутаты, палату представителей), так и через представительные органы.
Право на поступление в государственную службу. Законом о государственной службе. Основные требования: высшее образов, гражданство РБ, не привлечён к административной или уголовной ответственности.
Право на свободу передвижения. Включает в себя институт регистрации граждан, институт административного права, эмиграции.
Право на неприкосновенность личности и жилища.
Право на объединении – право состоять в политические партии или быть членом общественного объединения.
Право на проведение собраний, митингов, шествий, пикетирований, но с разрешения исполнительного комитета.
Право на изменение фамилии и имени.
Право на тайну переписки, телефонов, СМС и тд.
Право на обжалование решений (судебных и административных) и действий органов гос власти.
Право на образование.
Право на охрану здоровья (бесплатная медицинская помощь).
Право на возмещение государством вреда причинённого действиями действием или бездействием органами государственной власти и др.
ОБЯЗАННОСТИ. 1) Соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления 2) соблюдать административно-правовые запреты: на занятие определёнными видами деятельности, лишение специального права, запрет в виде лишения лицензии.
Правовое регулирование данного вопроса возложено на закон об общественных объединениях (1994). Согласно этому закону, общественные объединения – это добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. На территории РБ выдел 3и вида общественных объединений: 1) международные (особенности: их деятельность распространяется не только на территорию РБ), 2) республиканские общественные объединения, 3) местные.
В качестве учредителей имеют право выступать граждане достигшие 18и лет, за исключением молодёжных, детских объединений. Молодёжным признаётся объединение с личностями до 31 года. Таких граждан должно быть не менее 2/3. Молодёжное объединение выражает и специфические интересы. Основная их деятельность направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодёжи. Детским признаётся объединение с гражданами до 18 лет. Таких граждан должно быть не менее 2/3.
Требования к созданию общественного объединения в РБ.
Права общественных объединений.
С момента государственной регистрации. Общественные объединения имеют право:
За нарушение законов РБ и иного законодательства, общественные объединения получают 1) письменные предупреждения, 2) приостановление деятельности, 3) ликвидация общественного объединения.
2.1) Административно-правовой
статус профсоюза.
Деятельность осуществляется законом
РБ о профессиональных союзах 22.апрель.1992.
Профсоюз – это добровольное общественная
организация, объединяющая граждан РБ,
иностранцев и лиц без гражданства, в том
числе обучающихся в учреждениях проф.техничесткого,
среднего специального, высшего образования,
связанные общими интересами по роду деятельности,
как производственной так и не производственной
сферах для защиты трудовых, соц.экономических
прав и интересов.
Права профсоюзов делятся по областям:
1 по защите прав граждан
2 по социальной защите граждан.
3 права в области охраны труда
4 права на ведение коллективных
переговоров, заключение
5 права правсоюзов на общественный контроль за выполнением договоров.
6 право в области соц. обеспечения и страхование
7 в области здоровья.
2.2) Политические партии.
Административно-правовое регулирование осуществляется законом РБ О политических партиях 5.декабря.1994.
Политическая партия - это общественное, добровольное, политическое объединение преследующее политические цели, содействующая выявлению и выражению политической воли граждан, и участвующее в выборах.
На территории РБ могут создаваться и действовать политически партии иностранных государств и их обособленные подразделения. Создание и деятельность политических партий, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистов, запрещаются. Кроме того запрещается деятельность незарегистрированных в РБ политических партий.
Политические партии достигают своих целей и задач по средством:
Информация о работе Понятие административного права, как отрасли права РБ и зарубежных стран