Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 10:01, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
Достижению поставленной цели (ее детализации) отвечает решение следующих задач,
- определение сведений, могущих быть отнесенными к категории государственная тайна, определение этого понятия,
- определение правовых основ регулирования отношений в области защиты государственной тайны.
- изучение административного режима защиты государственной тайны, сформировавшегося в соответствии с нормативной базой
2. Законодательство России о государственной тайне
Государство, природа которого во многом неоднозначна и противоречива, грани его располагаются где то между так называемой общесоциальной сущностью (во благо всего общества) и классовой (выражающей силу и господство одного класса над другим), своим неотъемлемым элементов имеет право, правовую настройку, иначе именуемую законодательство. право, будучи в целом объективным, вытекающим из объективной необходимости упорядочения, регламентирования отдельных отношений в обществе, и законодательства, выражающее взгляды и убеждения тех должностных лиц, которые причастным к его принятию и применению, а потому более субъективное, не обошло стороной и такую важную грань человеческой жизни как безопасность государства и общества, обеспечиваемую в том числе и сохранением в тайне тех сведений, которые составляют т.н. государственную тайну.
Закон О государственной тайне в статье третьей определил состав этого
законодательства.
Законодательство Российской Федерации
о государственной тайне
Какие
же это акты, конечно в данном
случае речь идет о нормативно - правовых
актах, акты индивидуального регулирования,
акты применения права часть законодательства
не являются, но все же оказывают
порой значительную роль на принятие
конкретного решения, в перую
очередь это судебные решения. Концепция
судебного прецедента в целом
не характерна для российского
К этим
законодательным актам
закон: кодифицированные - Уголовный Кодекс РФ 1996 года, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж, Кодекс РФ об административной ответственности 2002 года, специализированные закона об архивном деле, о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, об оперативно - розыскной деятельности, о гражданстве и прочие. - это акты законодательства в узком смысле, только нормы законов. Нормативное опосредование отношения по защите государственной тайны получили и в нормах подзаконных актов, как то:
· Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
· Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны";
· Постановление
Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "Об
утверждении положения о
· Приказ
Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 "Об утверждении
инструкции по организации работ
по оформлению допуска к государственной
тайне руководителей
Всего отношения в этой сфере регламентируют около 30 нормативных актов федерального значения. Термин Государственная тайна встречает однако же и в нормативных актах субъектов РФ, например, Уставах.
Итак, можно сделать вывод о том, что существуют такого рода сведения, разглашение которых не отвечает интересам безопасности государства в первую очередь, его институтов, поскольку ущерб от их распространения может привести к существенным потерям и стать препятствием в сохранении прогрессивном развитии личности, общества и государства.
Закон закрепляет как собственно перечень сведений, могущих быть отнесенными к государственной тайне, так и, что так же важно, принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. тем самым воплотив идею, закрепленную в Конституции РФ и максимально возможно гарантирующую интересы как общества (его формирования и отдельных членов), так и государства. Их количество невелико, однако же значение, обусловленное в том числе и уровнем их абстрактности и формальности таково, что вмещает в себя нормы всего законодательства о государственной тайне. Это принципы законности, обоснованности и своевременности. Легальное их содержание таково. Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона о государственной тайне и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. (т.е. перечиню сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих отнесения к таковой и соответственно засекречиванию)
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Таковы требования Закона.
3. Система защиты государственной тайны
Существо государственной тайны, необходимость сохранения ее в тайне, потребовало принятия целого комплекса мер, названного в Законе "система защиты государственной тайны" и включающее не только собственно меры (к примеру, такую процедуру как допуск). Официально оно звучит следующим образом:
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты
государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. все эти компоненты часто в литературе укладываются в другое понятие - "административно правовой режим", содержание которого во многом сходно,
Законодатель
весьма часто употребляет такие
словосочетания, как «таможенный, пошлинный
режимы», «режим хозяйственной деятельности»,
«льготный режим», «валютный режим»,
«режим чрезвычайного положения», «режим
особой охраны», «режим секретности»,
«режим наибольшего
Что такое правовой режим? Особо - административно - правовой режим.
Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию,
употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).
По определению Матузов и Малько правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики [Журнал "Правоведение"/1996/№ 1]
Какой
же режим можно назвать
Итак,
на кого распространяется это режим.
Закон относит к ним
Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области обеспечения
органы
государственной власти, предприятия,
учреждения и организации и их
структурные подразделения по защите
государственной тайны. Органы государственной
власти, предприятия, учреждения и организации
обеспечивают защиту сведений, составляющих
государственную тайну, в соответствии
с возложенными на них задачами и
в пределах своей компетенции. Ответственность
за организацию защиты сведений, составляющих
государственную тайну, в органах
государственной власти, на предприятиях,
в учреждениях и организациях
возлагается на их руководителей. В
зависимости от объема работ с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну, руководителями
органов государственной
Контроль
за обеспечением защиты государственной
тайны осуществляют Президент Российской
Федерации, Правительство Российской
Федерации в пределах полномочий,
определяемых Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами и федеральными законами.
Надзор за соблюдением законодательства
при обеспечении защиты государственной
тайны и законностью
Система
защиты государственной тайны включает
в себя в качестве необходимого компонента
такую процедуру как допуск должностных
лиц и граждан к
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
прим. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
См. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЭМИГРАНТОВ И РЕЭМИГРАНТОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ" // "Собрание законодательства РФ", 31.08.1998, N 35, ст. 4407,
Информация о работе Административно правовой режим государственной тайны в Российской Федерации