Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, исходя из вышесказанного, можно  сформулировать иначе объект и предмет педагогики. Объектом современной педагогики выступают реальности (явления, процессы, факторы) функционирования и жизнедеятельности государства и общества, их структур и учреждений, социума, семьи и каждого человека, которые оказывают влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан и обеспечивают их самосовершенствование и самореализацию, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Предметом педагогики как науки выступают педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности. 

Основные  категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие.

      Категория «воспитание» - одна из самых основных в педагогике.

      Воспитание  в широком социальном смысле определяют как социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

      Воспитание  как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

    При этом воспитатель:

  1. передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством, приобщает его к общечеловеческим ценностям;
  2. вводит в мир культуры, формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т.п.);
  3. стимулирует к самовоспитанию;
  4. формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

    В свою очередь воспитанник:

  1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
  2. работает над собой (самовоспитание, самообразование);
  3. обучается способам общения и манерам поведения.

    Воспитание  рассматривают в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств  личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание отдельных черт характера, познавательной активности и т.п.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

    Развитие  каждого человека общество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

    Развитие  это объективный  процесс внутреннего, последовательного  количественного  и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

    Еще одна важнейшая категория педагогики – «обучение» - понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

    При этом учитель:

  1. преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опытом творческой деятельности;
  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

    В свою очередь ученик:

  1. учится, т.е. овладевает информацией и выполняет учебные задания (с помощью учителя, в группе, самостоятельно);
  2. самостоятельно наблюдает и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);
  3. проявляет инициативу в поисках новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

    Следующая категория педагогики – «образование» - понимается как:

  1. ценность развивающегося человека и общества; средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
  2. процесс обучения и воспитания человека;
  3. результат процесса обучения;
  4. система.

    Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

    Образование как система –  это специально организованная система культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека. 
 
 
 
 
 
 
 

4.Система  педагогических наук, связь педагогики  с другими науками. 

Отрасли педагогических знаний

     Об  уровне развития любой науки судят  по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли.

     В систему педагогических наук входят:

  1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности.
  2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
  3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
  4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).
  5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психо-физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.
  6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными также специальными знаниями, умениями, навыками и, таким образом, обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.

    В зависимости от профессиональной области  различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

    Например, производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и технологии производства, повышения их квалификации, переподготовки  на новые профессии.

  1. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
  2. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методики  перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
  3. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
  4. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или  иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
 

Связь педагогики с другими науками

     Педагогика  связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой  и др. Педагогика взаимосвязана с  методологией философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов; взаимодействует с целью поиска оптимальных путей формирования и развития личности с такими областями философии, как теория познания, философия образования.

     Взаимосвязь педагогики и психологии является уже  традиционной. Результаты психологических  исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют  педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

     Педагогика  и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти  задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные  и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

     Этика дает представление о путях нравственного  формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения  к миру.

     Педагогика  связана с экономикой, решая совместно  проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

     Формы и типы связей педагогики с другими  науками:

  1. творческое освоение научных идей синергетического* подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;
  2. применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
  3. использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология);
  4. объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем, например, переходу к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний; внедрению бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием;
  5. разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация* образования, педагогическая квалиметрия*, моделирование и др.

     Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными  и гуманитарными  науками. Однако влияние философии, психологии, социологии остается доминирующим.

     В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, формах и технологиях обучения и воспитания человека. 
 
 

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"