Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Детское движение (октябрята 7-10 лет, пионеры 10-14 лет — ОО «БРПО») – это объединение младших школьников и подростков, целенаправленно организованное взрослыми для удовлетворения разносторонних интересов, реализации природных, социальных и личностных потребностей его членов. В широком смысле, детское движение - социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ в целях социализации личности. Юношеское движение (старшие подростки 14-17 лет) – это совокупность общественных объединений, организаций, обеспечивающих задачи социализации детей подросткового и юношеского возраста. Юношеское движение в Республике Беларусь объединяет ОО «БРСМ», Белорусскую ассоциацию клубов ЮНЕСКО, Белорусскую республиканскую скаутскую ассоциацию, Ассоциацию белорусских гайдов и другие объединения2.

     Таким образом, детское и юношеское  движение Республики Беларусь – это  самодеятельные детско-юношеские общественные объединения республиканского и регионального уровней, создаваемые для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие регулирующие их деятельность нормы, уставы, содержание деятельности. Многообразие детских и молодежных общественных объединений выступает индикатором гражданской активности белорусского общества. Как исторически сложившуюся форму социализации подрастающего поколения, общественные объединения по праву называют школой общественной жизни, знаменующей переход растущей личности от «статуса ребенка» к «статусу равноправного члена общества».

     Современная ситуация в детском движении Беларуси характеризуется масштабностью, широким  спектром деятельности общественных объединений, в которых принимают участие  как сохранившиеся государственные детские формирования, так и возникшие новые организации. Действующие в настоящее время детские организации, объединения (ОО «БРПО», скауты, гайды, клубы ЮНЕСКО и др.), развивают идеи гуманистической, гражданственной и патриотической направленности. Особое место в детском движении в Республике Беларусь занимает республиканское общественное объединение БРПО, которому оказывается целенаправленная государственная поддержка, предоставляется информационно-кадровое, материальное и финансовое обеспечение.

     В основу социального развития в детском  объединении положена системная  интеграция личностно-индивидуального, культуросообразного, деятельностного, средового и ролевого подходов. Реализация прав ребенка определяет сочетание  жизнедеятельности принципов игры, диалога, соревновательности, инициативы, романтики, творчества, учета возрастных особенностей и статуса ребенка в условиях общественного объединения.

     Детские объединения направлены на консолидацию действий различных социальных групп  подростков, объединенных общей целью, системой норм жизни, общими ценностями. Они имеют особую символику, отражающую декларируемые ценности, признанного лидера, выражающего идеологическую ценностную платформу, совокупные цели движения. Как субъект конкретного общества, общественное объединение существует во времени, обладает координационным центром, организационными органами, социально-практическим содержанием.

     Анализируя  феномен детского движения, необходимо определиться с такими понятиями, как  «организация», «детская организация» и «детское общественное объединение». Приведенные ниже определения предложены учеными Ассоциации исследователей детского движения.

     Общественная  организация – это добровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления, на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство3.

     Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское сообщество, создаваемое для реализации социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

     Детское общественное объединение – это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

     Понятие «детская общественная организация» имеет в различных науках разноплановый понятийный контекст. С точки зрения социологии, детская общественная организация – специфическое социокультурное образование, представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

     В основу типологии детских общественных объединений положены содержание деятельности, длительность развития, формы управления детскими объединениями. По содержанию деятельности различают патриотические, общественно-политические, творческие, трудовые, досуговые, познавательные, религиозные и другие детские объединения. По длительности развития они могут быть постоянными и временными. Постоянные создаются на базе школы, внешкольных учреждений, по месту жительства. К временным организациям относятся детские оздоровительные лагеря, патриотические, краеведческие, экологические, туристические группы, слеты, форумы. По характеру управления выделяются неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации4.

     В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы  как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Субъекты партнерства (школа, ОО и О) совместно разрабатывают социально ориентированные программы, обновляют содержание воспитания, выводят воспитательную систему за стены школы. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений и организаций, четко выраженной спецификой деятельности. В настоящее время подобная практика партнерских отношений школы и общественных объединений и организаций находится в стадии зарождения и, как правило, свойственна школам инновационного типа развития, опыт которых по данному направлению будет описан в последующих главах.

     Вторая  модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения  учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.

     Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум

     Таким образом, детское движение – это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.

     Высокий индекс значимости конкретного инициативного  объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.

     При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как  социального института необходимо определить их основные социальные функции: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную5.

     Реализация  идеологической функции предполагает освоение ребенком основополагающих национальных ценностей патриотизм, историческая память, долг, терпимость, трудолюбие, социально-политических идей, убеждений. Идеология детского и молодежного движения призвана сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, социально-политическую культуру. Воспитательная функция вытекает из идеологической и предполагает уважение власти, законов, правопорядка, государственных символов, атрибутов, знание исторического прошлого, приоритетов развития государства и общества, наличие активной гражданской позиции. Основой деятельности детского формирования становится воспитание нравственных качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.

     Образовательная функция предполагает формирование научной системы взглядов на мир, общество, государство и личность; представление о государственном устройстве, об институтах власти. Образование в условиях общественного объединения включает знания о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, основополагающих законах страны.

     В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций. Социальная защита и поддержка личности обеспечивается комплексом социально-педагогических условий (педагогическая диагностика, коррекция личностного развития, сопровождение, сотрудничество, партнерство). Такой подход обеспечивает возможность личностного выбора сферы самореализации, гарантию безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, прав, законных интересов, возможности доступа к культуре, информации, взаимодействия с представителями государственной власти, органов управления. В этой связи актуально формирование социальных знаний об обществе, государстве, власти, гражданине, его правах, обязанностях, что обусловливает выработку гражданских компетенций как основы полноценного социального развития.

     Координационная функция в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций включаются в различные виды социально значимой деятельности на благо людей. Организация опосредует взаимодействие личности с жизненной средой, помогает выработке собственного мнения, поиску способов социально значимых решений, тем самым формируется осознанная, активная гражданская позиция, составляющая в перспективе фундамент социально-политической позиции.

     В этой связи детские организации  реализуют социализирующую функцию  путем включения личности в различные виды деятельности: познавательную, творческую, социально-практическую. Это сокращает пространство девиантного, делинквентного (противоправного) и адфиктивного (наличие у индивида вредных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, табакокурение и т. д.) поведения. При этом в процессе социально значимой деятельности у воспитанников формируются актуальные волевые качества: ответственность, целеустремленность, направленность на результат, навыки самоограничения, самоорганизации. Этому способствуют приобретаемые жизненные умения, понимаемые как опыт выполнения многообразных социальных ролей в ОО и О: труженика, гражданина, школьника, руководителя, консультанта, товарища, исполнителя, делегата, уполномоченного, докладчика и др.

     Фасилитационная (поддерживающая) функция детских  общественных объединений и организаций  включает оказание подросткам помощи в трудной жизненной ситуации, в ситуациях противоречия с законом, при явлениях дезадаптированности  и десоциализации, связанных со снижением адаптационных свойств личности, утратой социально значимых навыков. В этой связи актуальна адресная социально-педагогическая помощь в рамках организации как содействие в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, в разрешении жизненных проблем через оказание посреднических услуг на основе взаимодействия с различными организациями, субъектами хозяйствования, учреждениями культуры, досуга, здравоохранения, органов правопорядка, исполнительной власти.

     Цель  детского общественного объединения проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т. е. направить социализацию ребенка в общественно приемлемое русло. Через детское общественное объединение ребенок не только обогащается социально значимым опытом, но и реализует себя как творческая личность, преобразуя жизненные обстоятельства. В этой связи цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражает специфику детской организации. Она всегда конкретна, предполагает в конечном итоге практический результат. 
 
 

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"