Общая характеристика налогообложения организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

Существенными условиями  налогообложения, присущими налоговым  системам, являются:

- система и принципы  налогового законодательства;

- принципы налоговой политики;

- порядок установления  и ввода в действие налогов;

- порядок распределения  налогов по бюджетам;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля;

- права и ответственность  участников налоговых отношений;

- порядок и условия  налогового производства.

Действующая ныне в РФ налоговая  система была введена в 1991-1992г.

и имеет относительно короткую историю. На протяжении прошедших с  этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений  и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы  в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему  России в ходе ее пересмотра в 1999-2001гг., когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999г.) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 1 января 2001г.).

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии с Налоговым кодексом и представляет собой совокупность налогов, пошлин  и сборов, взимаемых в установленном  порядке.

Положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие налоговой системы и  управление ею, называется организационными принципами, или принципами построения налоговой системы.

Налоговая система РФ руководствуется  следующими организационными принципами:

1. Принцип единства налоговой  системы. Основные положения российского  законодательства о налогах и  сборах не допускают установления  налогов, прямо или косвенно  ограничивающих свободное перемещение  в пределах территории РФ товаров  (работ, услуг) или денежных  средств (ст. 3 НК). Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав. Не допускается также выделение  региональных налогов, позволяющих  наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

2. Принцип подвижности  (эластичности) . Суть данного принципа состоит в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства простив уклонения лицами от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.

3. Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать  в течение многих лет до  налоговой реформы. Данный принцип  обусловлен интересами всех субъектов  налоговых отношений.

4. Принцип множественности  налогов. Любая налоговая система  эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность  налогов. Во-первых, это обусловлено  необходимостью перераспределения  налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается  принцип эластичности налоговой  системы. В-третьих, соблюдении  данного принципа позволяет реализовать  взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

5. Принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов. Данный принцип означает  ограничение введения дополнительных  налогов субъектами федерации  и органами местного самоуправления (ст. 4 НК). Существует также запрет  на дискриминацию налогоплательщиков  по каким-либо основаниям. Так,  не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов и налоговые льготы  в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала (ст. 3 НК).

 

2.5 Система налогового  законодательства РФ.

 

Система российского налогового законодательства это совокупность нормативных актов различного уровня, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. В рамках этой совокупности различают: федеральные  законы, законы субъектов федерации, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

Наиболее общие подходы  к вопросам налогообложения закреплены  в Налоговом кодексе РФ (часть  I). В первую очередь, Кодекс провозглашает, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. В нем также перечислены налоги и другие платежи, определены права, обязанности и ответственность субъектов налоговых отношений.

Законы Российской Федерации включают в себя законы общего действия и законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс  и другие нормативные документы.

Указы Президента Российской Федерации устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер получений органами управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливаются ставки таможенных пошлин; рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и определяются иные вопросы налогообложения, отнесенные по налоговому законодательству к компетенции правительства РФ.

Согласно статье 4 Налогового кодекса, федеральные и региональные органы исполнительной власти в предусмотренных Кодексом пределах могут издавать нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Однако эти акты не правомочны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенными НК РФ.

Важное место в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают акты Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ. В  ряде случаев эти акты могут иметь  нормативное значение, и нарушение  их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании  подобных актов сводится к разъяснению  методики ввода в действие закона и т.п.

Письма, указания и разъяснения Министерства по налогам  и сборам РФ, Минфина РФ носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Необходимо подчеркнуть, что инструкции министерства не могут  устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение - регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.

  Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации имеют значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов Высшего Арбитражного Суда служат для защиты интересов налогоплательщиков, позволяя им обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.

Основополагающим документом законодательства Российской Федерации   о налогах и сборах является Налоговый  кодекс РФ.

НК РФ определяет общие  принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых  органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним  и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

История российского Налогового кодекса тянется с 1994 года, когда  было решено готовить кодифицированный законодательный акт взамен действующей  запутанной и противоречивой системе. проект готовился правительством РФ под руководством С. Шаталова, в то время - заместителя Министерства Финансов РФ, а ныне - руководитель департамента  Price Waterhouse Russia. В 1997 году проект был внесен в Государственную Думу и даже принят в первом чтении, однако к ноябрю стало ясно, что дальнейшее рассмотрение проекта полностью остановит работу над бюджетом 1998 года. Президент РФ, следуя договоренности с руководителями обеих палат Федерального Собрания, отозвал проект Налогового кодекса на доработку. Доработка правительственного варианта Кодекса велась под руководством нового заместителя Министерства Финансов М.Моторина. В январе 1998 г. Правительственный проект вновь был представлен в Государственную Думу. Одновременно с ним рассматривались и альтернативные проекты, представленные депутатскими фракциями (КПРФ, ЛДПР), общественными объединениями ("Налоги России", Ассоциация "Черноземье"), отдельными депутатами (И. Грачев, В. Машинский). В результате 23 апреля в первом чтении был все же принят правительственный вариант. работа над проектом продолжалась в специально созданной комиссии Государственной Думы, которая рекомендовала разделить рассмотрение его двух частей:

    • Первой (общей) части, которая описывает принципы налогообложения и  устанавливает основы взаимоотношений  налогоплательщиков и налоговых органов;
    • Второй (специальной) части, посвященной отдельным налогам.

 

Первая часть Кодекса  была существенно переработана в  Бюджетном комитете Государственной  Думы и принята во втором чтении23 июня. 16 июля состоялось третье, последнее  чтение законопроекта, и 31 июля он был  подписан Президентом. Первая часть  Кодекса введена в действие с 1 января 1999 года.

Часть первая Налогового кодекса  РФ, в частности, включает в себя:

  • Перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов;
  • Общие определения и термины, применяемые в налоговых правоотношениях;
  • Правила налогового контроля за уплатой налогов;
  • Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов;
  • Другую информацию общего характера.

Вторая часть Кодекса  продолжает обсуждаться в Государственной  Думе, специально созданными рабочими группами по отдельным налогам с участием представителей Правительства и независимых экспертов. В итогу четыре главы второй части Налогового кодекса были приняты в августе 2000 года и введены в действие с 1 января 2001 г. Остальные главы принимались в 2001-2002 гг. и редактируются до сих пор, о чем уже отмечалось ранее.

Вторая часть НК РФ разбита  на главы, каждая из которых регулирует правила исчисления, сроки предоставления отчетности и уплаты конкретных налогов.

Введении первой части  Налогового кодекса был сделан крупный  шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов.

 Стабилизация налоговой  системы проявляется в том,  что устанавливается четкая кодификация  налогов, а нормы и положения,  регулирующие налогообложение, приводятся  в единую упорядоченную систему.  Причем эта система должна  существенно упроститься за счет  отмены множества подзаконных  актов, зачастую вступивших в  противоречие друг с другом.

 

2.6 Основные условия  налогообложения организаций.

 

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (организации и  физические лица, на которых возложена  обязанность уплачивать налоги) и  обязательные элементы налогообложения.

 Элементы налога - это  родовые признаки, отражающие социально-экономическую  сущность налогов, к ним относятся:

Объект налогообложения - операция по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

Субъект налога - хозяйствующий субъект, на которого в соответствии с действующим законодательством возлагается обязанность по перечислению налога в доход бюджета;

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

Налоговый период- период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате;

Отчетный период - временной отрезок , определенный действующим законодательством, по итогам которого субъектом налога фискальному агенту предоставляется отчет по налогу (налоговая декларация);

Налоговая ставка - величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы;

Порядок исчисления налога- общее правило, установленное НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

Порядок и сроки  уплаты налогов . Конкретный порядок уплаты налогов и сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или исчислением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено;

Налоговые льготы - условия, при которых налогоплательщик имеет право снизить сумму налога, причитающегося к уплате в доход бюджета, либо уменьшить налоговую базу.

 

2.7 Налоговые санкции.

 

Налоговая дисциплина включает в себя совокупность действий налогоплательщика  и фискального агента по соблюдению налогового законодательства.

Налоговое правонарушение - это совершенное противоправное деяние (действие либо бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иного лица, нарушающего законодательство о  налогах и сборах.

 Налоговая ответственность  - это налоговые санкции за  совершение налогового правонарушения, применяемые уполномоченными органами  к налогоплательщикам и лицам,  содействующим уплате налогов.

Налоговые санкции - это мера ответственности за совершенное правонарушение.

Информация о работе Общая характеристика налогообложения организаций