Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
- система и принципы налогового законодательства;
- принципы налоговой политики;
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- порядок распределения налогов по бюджетам;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля;
- права и ответственность
участников налоговых
- порядок и условия налогового производства.
Действующая ныне в РФ налоговая система была введена в 1991-1992г.
и имеет относительно короткую историю. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999-2001гг., когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999г.) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 1 января 2001г.).
Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии с Налоговым кодексом и представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых в установленном порядке.
Положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие налоговой системы и управление ею, называется организационными принципами, или принципами построения налоговой системы.
Налоговая система РФ руководствуется следующими организационными принципами:
1. Принцип единства налоговой
системы. Основные положения
2. Принцип подвижности (эластичности) . Суть данного принципа состоит в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства простив уклонения лицами от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.
3. Принцип стабильности.
Налоговая система должна
4. Принцип множественности
налогов. Любая налоговая
5. Принцип исчерпывающего
перечня региональных и
2.5 Система налогового законодательства РФ.
Система российского налогового законодательства это совокупность нормативных актов различного уровня, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. В рамках этой совокупности различают: федеральные законы, законы субъектов федерации, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.
Наиболее общие подходы к вопросам налогообложения закреплены в Налоговом кодексе РФ (часть I). В первую очередь, Кодекс провозглашает, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. В нем также перечислены налоги и другие платежи, определены права, обязанности и ответственность субъектов налоговых отношений.
Законы Российской Федерации включают в себя законы общего действия и законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс и другие нормативные документы.
Указы Президента Российской Федерации устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер получений органами управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливаются ставки таможенных пошлин; рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и определяются иные вопросы налогообложения, отнесенные по налоговому законодательству к компетенции правительства РФ.
Согласно статье 4 Налогового кодекса, федеральные и региональные органы исполнительной власти в предусмотренных Кодексом пределах могут издавать нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Однако эти акты не правомочны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенными НК РФ.
Важное место в условиях
становления и развития российской
налоговой системы занимают акты
Министерства по налогам и сборам
РФ и Министерства финансов РФ. В
ряде случаев эти акты могут иметь
нормативное значение, и нарушение
их влечет за собой юридическую
Письма, указания и разъяснения Министерства по налогам и сборам РФ, Минфина РФ носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.
Необходимо подчеркнуть, что инструкции министерства не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение - регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.
Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации имеют значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов Высшего Арбитражного Суда служат для защиты интересов налогоплательщиков, позволяя им обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.
Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ.
НК РФ определяет общие
принципы и понятия налогообложения,
права и обязанности
История российского Налогового кодекса тянется с 1994 года, когда было решено готовить кодифицированный законодательный акт взамен действующей запутанной и противоречивой системе. проект готовился правительством РФ под руководством С. Шаталова, в то время - заместителя Министерства Финансов РФ, а ныне - руководитель департамента Price Waterhouse Russia. В 1997 году проект был внесен в Государственную Думу и даже принят в первом чтении, однако к ноябрю стало ясно, что дальнейшее рассмотрение проекта полностью остановит работу над бюджетом 1998 года. Президент РФ, следуя договоренности с руководителями обеих палат Федерального Собрания, отозвал проект Налогового кодекса на доработку. Доработка правительственного варианта Кодекса велась под руководством нового заместителя Министерства Финансов М.Моторина. В январе 1998 г. Правительственный проект вновь был представлен в Государственную Думу. Одновременно с ним рассматривались и альтернативные проекты, представленные депутатскими фракциями (КПРФ, ЛДПР), общественными объединениями ("Налоги России", Ассоциация "Черноземье"), отдельными депутатами (И. Грачев, В. Машинский). В результате 23 апреля в первом чтении был все же принят правительственный вариант. работа над проектом продолжалась в специально созданной комиссии Государственной Думы, которая рекомендовала разделить рассмотрение его двух частей:
Первая часть Кодекса была существенно переработана в Бюджетном комитете Государственной Думы и принята во втором чтении23 июня. 16 июля состоялось третье, последнее чтение законопроекта, и 31 июля он был подписан Президентом. Первая часть Кодекса введена в действие с 1 января 1999 года.
Часть первая Налогового кодекса РФ, в частности, включает в себя:
Вторая часть Кодекса продолжает обсуждаться в Государственной Думе, специально созданными рабочими группами по отдельным налогам с участием представителей Правительства и независимых экспертов. В итогу четыре главы второй части Налогового кодекса были приняты в августе 2000 года и введены в действие с 1 января 2001 г. Остальные главы принимались в 2001-2002 гг. и редактируются до сих пор, о чем уже отмечалось ранее.
Вторая часть НК РФ разбита на главы, каждая из которых регулирует правила исчисления, сроки предоставления отчетности и уплаты конкретных налогов.
Введении первой части Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов.
Стабилизация налоговой
системы проявляется в том,
что устанавливается четкая
2.6 Основные условия налогообложения организаций.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги) и обязательные элементы налогообложения.
Элементы налога - это
родовые признаки, отражающие социально-
Объект налогообложения - операция по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;
Субъект налога - хозяйствующий субъект, на которого в соответствии с действующим законодательством возлагается обязанность по перечислению налога в доход бюджета;
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
Налоговый период- период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате;
Отчетный период - временной отрезок , определенный действующим законодательством, по итогам которого субъектом налога фискальному агенту предоставляется отчет по налогу (налоговая декларация);
Налоговая ставка - величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы;
Порядок исчисления налога- общее правило, установленное НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;
Порядок и сроки уплаты налогов . Конкретный порядок уплаты налогов и сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или исчислением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено;
Налоговые льготы - условия, при которых налогоплательщик имеет право снизить сумму налога, причитающегося к уплате в доход бюджета, либо уменьшить налоговую базу.
2.7 Налоговые санкции.
Налоговая дисциплина включает в себя совокупность действий налогоплательщика и фискального агента по соблюдению налогового законодательства.
Налоговое правонарушение - это совершенное противоправное деяние (действие либо бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иного лица, нарушающего законодательство о налогах и сборах.
Налоговая ответственность
- это налоговые санкции за
совершение налогового
Налоговые санкции - это мера ответственности за совершенное правонарушение.
Информация о работе Общая характеристика налогообложения организаций