Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Раздел 2 Общая характеристика налогообложения организаций
2.1 Экономическая сущность налогов.
Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемы средства нужны для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. "Государство, или , точнее сказать, правительство, ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства", - отмечал русский экономист Н.И. Тургенев в книге "Опыт теории налогов" (1818г.)
Каждое юридическое или физическое лицо должно принимать участие в формировании государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов путем внесения обязательных платежей.
Обязательные платежи имеют различные формы: налоги, сборы, пошлина, регалии (или монополии). Законодательство не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.
Налог - это обязательный,
индивидуально безвозмездный
Таким образом, значительными характеристиками налогового платежа являются:
Эти пять основных характеристик налогового платежа позволяют определить отличие налога от сбора и пошлины.
Сбор - это обязательный целевой взнос, взимаемый с юридических или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами и органами местного самоуправления юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.
Другими словами, сбор является платежом за совершение каких-либо действий государственными органами в интересах налогоплательщика. Сборы бывают лицензионные и регистрационные. К лицензионным сборам относится сбор за использование объектов животного мира, лесные подати. К региональным - плата, взыскиваемая с субъекта экономических отношений за регистрацию изменений в его состоянии, за выполнение органами исполнительной власти каких-либо действий в его пользу, за предоставление субъекту прав за использование наименований, эмблем и пр.
Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера.
Пошлина является одним из видов сборов. Например, пошлина бывает таможенная, судебная, почтовая и нотариальная.
В случае пошлины и сбора всегда преследуется специальная цель, то есть присутствует элемент индивидуальной возмездности. Исторически сборы и пошлины возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и являлись платой за оказание определенных услуг. Однако, пошлина и сбор вводится зачастую, чтобы получит доход, а не покрыть издержки.
Регалии и монополии - это доходные права, принадлежащие исключительно государству. Например, на табачную или алкогольную продукцию, на игорный бизнес и др.
Социально-экономическая
сущность налогов и сборов заключается
в консолидации денежных средств
в бюджетах всех уровней в целях
финансового обеспечения
2.2 Виды и классификация налогов.
Согласно действующему законодательству (ст. 12 НК РФ), на территории России предусмотрена трехуровневая система взимания налогов.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Не могут
устанавливаться региональные
Приведенный выше перечень установлен ст. НК РФ и вступил в силу с 1 января 2005 г. Однако на 1 января 2010 г. в перечне федеральных налогов и сборов произошли изменения. Согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой в третьем чтении, единый социальный налог поменялся на взносы во внебюджетные фонды.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получила классификация налогов по следующим признакам.
1. В зависимости от
уровня взимания налоги
2. По характеру использования
налоги подразделяются
3. По характеру налогового изъятия налоги подразделяются на:
Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества. Чем больше доход, тем выше величина прямого налога.
Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества; включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.
4. В зависимости от субъекта выделяется налогообложение:
5. В зависимости от характера отражения в бухгалтерском учете налоги можно разделить на следующие группы:
В теории и практике налогообложения
существуют и другие, не менее важные,
классификационные признаки. Они
универсальны, а их применение зависит
от состояния общественно-
Общая схема распределения налогов и сборов, действующих в стране, представлена на рисунке ниже.
Классификация налогов и сборов, действующих в РФ
2.3 Налоговая политика государства.
Государство влияет на различные
стороны деятельности страны через
внутреннюю и внешнюю политику -
социальную и культурную, оборонную
и природоохранную, финансовую и
техническую. Центральным звеном в
этом перечне является финансовая политика,
поскольку финансовыми
Налоговая политика вместе
с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной
является неотъемлемой частью финансовой
политики. Ее главное назначение вытекает
из сущности и функций налогов
и состоит в изъятии
Налоговая политика - это научно-обоснованный комплекс государственных мероприятий, обеспечивающий общенациональные интересы при формировании доходов государства и регулировании экономики.
Экономически обоснованная
налоговая политика предусматривает
цель оптимизировать централизацию
средств через налоговую
Задачи налоговой политики:
- обеспечение государства финансовыми ресурсами;
- создание условий для регулирования экономики;
- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения.
Типы налоговой политики:
1. Политика максимальных
налогов. При этом существует
вероятность того, что повышение
налогов приведет к снижению
мотивации деятельности и не
даст ожидаемого прироста
2. Политика разумных налогов,
которая способствует развитию
предпринимательства и малого
бизнеса, обеспечивая им
3. Политика, предусматривающая
довольно высокий уровень
При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются.
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму и регулирует налоговый механизм путем налогового законодательства.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно содержится стратегическая концепция, разработанная ведущими экономистами. Ее правильность проверяется практикой. Если налоговая политика не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при реализации, то ее заменяют новой.
2.4 Характеристика налоговой системы РФ
Понятие налоговой системы
проявляется с развитием и
конкретизацией понятия налог. Налоги
можно рассматривать как
Различные страны стоят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном законом порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам, а также по фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Основы функционирования налоговой системы налогообложения находятся в зависимости от состояния экономики или от общественно-политической надстройки общества в переходный к рынку период.
Налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общественного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, форм и методов их взимания.
Информация о работе Общая характеристика налогообложения организаций