Общая характеристика налогообложения организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

 

Раздел 2 Общая характеристика налогообложения организаций

2.1 Экономическая  сущность налогов.

Налоги - один из древнейших финансовых инструментов. Их появление  связано с возникновением и становлением государства. Они являются объективной  необходимостью, так как обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. Государству собираемы  средства нужны для выполнения соответствующих  функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки  и др. "Государство, или , точнее сказать, правительство, ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства", - отмечал  русский экономист Н.И. Тургенев в книге "Опыт теории налогов"  (1818г.)

Каждое юридическое или  физическое лицо должно принимать участие  в формировании государственного бюджета  и внебюджетных государственных  фондов путем внесения обязательных платежей.

Обязательные платежи  имеют различные формы: налоги, сборы, пошлина, регалии (или монополии). Законодательство не предусматривает четких границ между  названными видами платежей, так как  всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный бюджет соответствующего уровня, взимаемый в законодательно установленном порядке с физических и юридических лиц в форме  отчуждения денежных средств, принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, значительными  характеристиками налогового платежа  являются:

  1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
  2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, " каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
  3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие , предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
  4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти -  в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если же платеж соответствует приведенным выше трем условиям, но поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой не считается налогом, а парафискалитетом.
  5. Обеспеченность государственным принуждением определяет наличие санкций за несвоевременную или неполную уплату обязательных платежей в доход государства.

Эти пять основных характеристик  налогового платежа позволяют определить отличие налога от сбора и пошлины.

Сбор - это обязательный целевой  взнос, взимаемый с юридических  или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами и органами местного самоуправления юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.

Другими словами, сбор является платежом за совершение каких-либо действий государственными органами в интересах  налогоплательщика. Сборы бывают лицензионные и регистрационные. К лицензионным сборам относится сбор за использование  объектов животного мира, лесные подати. К региональным - плата, взыскиваемая с субъекта экономических отношений  за регистрацию изменений в его  состоянии, за выполнение органами исполнительной власти каких-либо действий в его  пользу, за предоставление субъекту прав за использование наименований, эмблем и пр.

Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного  характера.

Пошлина является одним из видов сборов. Например, пошлина  бывает таможенная, судебная, почтовая и нотариальная.

В случае пошлины и сбора  всегда преследуется специальная цель, то есть присутствует элемент индивидуальной возмездности. Исторически сборы и пошлины возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и являлись платой за оказание определенных услуг. Однако, пошлина и сбор вводится зачастую, чтобы получит доход, а не покрыть издержки.

Регалии и монополии - это  доходные права, принадлежащие исключительно  государству. Например, на табачную или  алкогольную продукцию, на игорный  бизнес и др.

Социально-экономическая  сущность налогов и сборов заключается  в консолидации денежных средств  в бюджетах всех уровней в целях  финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных  образований. Налоги составляют значительную часть в доходах федерального бюджета РФ.

 

2.2 Виды и классификация  налогов.

 

Согласно действующему законодательству (ст. 12 НК РФ), на территории России предусмотрена  трехуровневая система взимания налогов.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

    • Налог на добавленную стоимость
    • Акциз
    • Налог на доходы физических лиц
    • Налог на прибыль организаций
    • Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Водный налог
    • Государственная пошлина
    • Налог на добычу полезных ископаемых

 

Региональными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организации

 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц

       Не могут  устанавливаться региональные и  местные налоги и сборы, не  предусмотренные НК РФ

Приведенный выше перечень установлен ст. НК РФ и вступил в  силу с 1 января 2005 г. Однако на 1 января 2010 г. в перечне федеральных налогов  и сборов произошли изменения. Согласно Федеральному закону, принятому Государственной  Думой в третьем чтении, единый социальный налог поменялся на взносы во внебюджетные фонды.

Классификация налогов - это  группировка налогов по различным  признакам. Она важна для организации  рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получила классификация налогов по следующим  признакам.

1. В зависимости от  уровня взимания налоги подразделяются  на:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

2. По характеру использования  налоги подразделяются следующим  образом:

  • Общие
  • Специальные

3. По характеру налогового изъятия налоги подразделяются на:

  • Прямые
  • Косвенные

Прямые налоги зависят  от величины доходов и размера  имущества. Чем больше доход, тем  выше величина прямого налога.

Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества; включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

4. В зависимости от субъекта выделяется налогообложение:

  • Физических лиц
  • Юридических лиц

5. В зависимости от характера отражения в бухгалтерском учете налоги можно разделить на следующие группы:

  • Налоги, включаемые в себестоимость
  • Налоги, уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль
  • Налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли
  • Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
  • Налоги, включаемые в цену продукции
  • Налоги, удерживаемые из дохода работника

В теории и практике налогообложения  существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они  универсальны, а их применение зависит  от состояния общественно-экономических  отношений в стране.

Общая схема распределения  налогов и сборов, действующих в стране, представлена на рисунке ниже.

 

 

Классификация налогов и  сборов, действующих в РФ


 



 




 

 

 

 

 

 

 

2.3 Налоговая политика  государства.

 

Государство влияет на различные  стороны деятельности страны через  внутреннюю и внешнюю политику - социальную и культурную, оборонную  и природоохранную, финансовую и  техническую. Центральным звеном в  этом перечне является финансовая политика, поскольку финансовыми ресурсами  обеспечивается развитие всех других.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов  и состоит в изъятии государством части совокупного общественного  продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и  перераспределении через бюджет. Таким образом, свое назначение и  функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе. Основы налоговой  политики закладывается на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета, ее проведении связано с соответствующими законодательными и нормативными актами.

Налоговая политика - это  научно-обоснованный комплекс государственных  мероприятий, обеспечивающий общенациональные интересы при формировании доходов  государства и регулировании  экономики.

Экономически обоснованная налоговая политика предусматривает  цель оптимизировать централизацию  средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики:

- обеспечение государства  финансовыми ресурсами;

  - создание условий для регулирования экономики;

- сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения.

Типы налоговой политики:

1.  Политика максимальных  налогов. При этом существует  вероятность того, что повышение  налогов приведет к снижению  мотивации деятельности и не  даст ожидаемого прироста государственных  доходов. Предельная ставка налогов  в валовом внутреннем продукте  зависит от множества факторов, но, поданным зарубежных ученых, она не должна превышать 50% внутреннего валового продукта.

2. Политика разумных налогов,  которая способствует развитию  предпринимательства и малого  бизнеса, обеспечивая им благоприятный  налоговый климат. Но максимальное  выделение предпринимательства  из-под налогообложения ведет  в итоге к ограничению социальных  программ, поскольку государственные  доходы сокращаются.

3. Политика, предусматривающая  довольно высокий уровень обложения,  но при значительной государственной  социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной экономике  все названные типы налоговой  политики, как правило, успешно сочетаются.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму  и регулирует налоговый механизм путем налогового законодательства.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно содержится стратегическая концепция, разработанная  ведущими экономистами. Ее правильность проверяется практикой. Если налоговая  политика не пользуется популярностью  и приносит отрицательные результаты при реализации, то ее заменяют новой.

 

2.4 Характеристика  налоговой системы РФ

Понятие налоговой системы  проявляется с развитием и  конкретизацией понятия налог. Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с  бюджетом в связи с формированием  централизованных фондов финансовых ресурсов и их конкретизацией в государственном  бюджете и во внебюджетных фондах. Налоговая система развивает  и конкретизирует этот процесс, определяя  задачи, формы, методы и принципы налогообложения.

Различные страны стоят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном  законом порядке налоги, сборы, пошлины  и другие налоговые платежи в  совокупности образуют основу любой  налоговой системы. Но налоговые  системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам, а также по фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Основы функционирования налоговой системы налогообложения находятся в зависимости от состояния экономики или от общественно-политической надстройки общества в переходный к рынку период.

Налоговая система - это взаимосвязанная  совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве  существенных условий налогообложения.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых  с целью создания  централизованного  общественного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, форм и методов их взимания.

Информация о работе Общая характеристика налогообложения организаций