Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Николай Степанович Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова humilis, "смиренный"), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком, владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья Гумилевых иногда проводила лето. Б. П. Козьмин, не указывая источника, говорит, что юный Н. С. Гумилев, увлекавшийся тогда социализмом и читавший Маркса (он был в то время Тифлисским гимназистом - это было между 1901 и 1903 годами), занимался агитацией среди мельников, и это вызвало осложнения с губернатором Березки были позднее проданы, и на место их куплено небольшое имение под Петербургом.

Файлы: 1 файл

Журнал.Гумилёв.docx

— 188.57 Кб (Скачать)

 

Но  забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в  Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это — Бог.

 

В лирике Гумилева нашли гениальное воплощение вечные проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, индивидуальное духовное развитие личности и ее взаимосвязь  с другими людьми, с прошлым и современностью. Гумилеву не были чужды гуманистические традиции русской лирики. Поэт славит силу человеческого духа, мощь разума ("Поэма Начала"), утверждает уникальность и ценность каждой личности, каждого "я" ("Звездный ужас", "Заблудившийся трамвай"), пытается поддержать сочувственным словом всех обитателей "родной, странной Земли", поддержать в их душах веру в свои чувства ("Моим читателям").

 

 

Тема  поэта и поэзии в лирике Николая  Гумилева

  Роль поэзии в жизни — ключевое  место в мировоззрении поэта.  Это та социальная ниша, которая  позволяет поэту чувствовать  себя нелишним в обществе и  мире вообще. По способу определения  места поэзии авторов можно  разделить на два "лагеря": на тех, кто считает поэзию  дополнением (разумным) к общественному  долгу, и тех, кто ставит  ее во главу угла, почитает  поэзию за определенный фактор поведения.

Я бы отнес Н. Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных тем  в его стихах в частности. Поэзия для Гумилева глубоко ритуальна. Николай Гумилев отдается ей полностью  и этим гордится. Поэт предстает  у него жрецом, который строчками-заклинаниями способен судить и корректировать действительность. Но за такие привилегии необходимо платить — поэт становится вечным скитальцем конкистадором, потерявшим свое Эльдорадо, так ни разу его и не увидевшим.

Чрезвычайно ярки в лирике Гумилева мотивы призвания  и служения: нечто сверхъестественное бесповоротно меняет жизнь. Например, в "Надменный, как юноша, лирик..." ("Чужое небо") автору является некто незваный и блеском случайных жестов превращает жизнь в хаос:

...И  стал я с тех пор сумасшедшим,

Не  смею вернуться в свой дом

И все  говорю о пришедшем

Бесстыдным  его языком.

 

Очевидно, так становятся поэтами. Стоит обратить внимание на черты "надменного юноши", олицетворяющего поэзию. Он капризен и претенциозен, не ведает о такте, самососредоточен, но в то же время нельзя не покориться его обаянию и "дерзкой игре перстнями".

Другой  повторяющийся мотив — осознание  необходимости жертвы и неотвратимости гибели на пути конкистадора; как не случайности, но платы, части ритуала. Например, стихотворение "Конквистадор", где герой, умирая, не отказывается от цели:

 

...А  пламя клубилось

И ждал конквистадор,

Чтоб  в смерти открылось

Ему Эльдорадо.

 

В стихотворении "Заблудившийся трамвай" перед  нами возникает образ вихря, потустороннего трамвая, мчащего героя сквозь мир  навылет, через пространство и время, жизнь и смерть. Здесь встречается  все разделенное, великое и малое, торжественное и сентиментальное.

Поэт  ставится выше жизни, независимо от нее. Для него стираются временные  рамки, он получает понятие о некой  абсолютной свободе, о "наджизненной" связи событий.

Но  самое главное, поэт испытывает невозможную  для смертного, неспособного попасть  в "заблудившийся трамвай", гамму чувств:

 

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

 

То  есть поэзия для Гумилева самодостаточна и не требует иных оправданий своего существования. Поэт даже не понимает, как можно обходиться без этого  единственно необходимого компонента бытия, без "светлого рая" и пути к нему. В заключение приведу первую строфу стихотворения "Христос":

Он  идет путем жемчужным

По  садам береговым.

Люди  заняты ненужным,

Люди  заняты земным...

 

 

 

Своеобразие лирики Николая Гумилёва

Анна  Ахматова в стихотворении «Он  любил» писала:

 

Он  любил три вещи на свете:

За  вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые  карты Америки.

 

В лирическом герое этого стихотворения легко  узнаётся поэтический профиль Николая  Гумилёва. Если вы были внимательными  и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия  в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и  др. Полный тайн и экзотики, жаркого  солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир  в стихах Гумилева пленяет щедростью  звуков и буйством красок. Отголоски  африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и  социальной проблематикой. Так, в книге  стихов «Шатёр» экзотика из внешней  декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему.

В центре поэтического мира Гумилёва — образ  независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный  созерцатель жизни, а волевая  и дерзкая натура, которой чужды  серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор»  герой-воин не отступает даже перед  лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости…». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича  Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность  описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

 

 

 

«Но забыли мы, что осиянно

Только слово  средь земных тревог.

И в Евангелии  от Иоанна

Сказано, что слово  это Бог».

Категория Божественного в лирике Н. С. Гумилева

Тема  Бога в лирике Н. С. Гумилева традиционно  входит в число приоритетных. Пройдя в юности, как и многие его современники, через увлечение оккультным знанием и мистическими учениями, поэт возвращается к утверждению истинных ценностей.

  Категории Божественного появляются  уже в двух первых сборниках  Гумилева «Путь конквистадоров»  и «Романтические цветы». В ранней  лирике их осмысление связано  со сменой масок лирическим  героем от конквистадора до  пророка, с одновременным обращением  к двум противоположным образам  — к образу Бога и образу  Люцифера. При этом последний  воспринимается как знак мировой  культуры, своеобразная мифологема. Эта особенность раннего творчества  Н. С. Гумилева обусловлена  продолжавшимся процессом коррекции  своего поэтического космоса,  с попыткой ясно определить его параметры.

  Дальнейшее изменение данной  тематики эволюционирует в сторону  традиционного осмысления в духе  христианской традиции в сборниках «Чужое небо» и «Колчан»:

 

Есть  Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь  людей — мгновенна и убога.

Но  все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бог.

 

  В позднем творчестве категориям  Божественного свойственна намеренная  семантическая усложненность, что  свидетельствует о напряженных  духовных исканиях поэта, нашедших  отражение в изменении художественного  мира. В сборнике «Костер» образ  Создателя имеет устойчивую связь  с символикой огня. Это объясняется  обращением Гумилева к философии  Гераклита Эфесского, рассматривавшего  огонь (то всеединое начало, которое  люди называют Богом) в качестве  основы мироздания; а также к  гностическим учениям. В гносисе особо значимы две категории: путь, рассматриваемый как восхождение, возвращение (через самопознание) к своему первоначальному, нераздельному с полнотой Божества состоянию, и магический ритуал. Это два из наиболее весомых элементов поэтической системы Гумилева.

  Хотя «гераклитианство» владело Н. С. Гумилевым сравнительно недолго и к моменту создания сборника «Костер» было в значительной степени переработанным. Но элементы герметизма, стоящего за историей освоения европейской культурной традиции Гераклита, как особого подхода к познанию мира, по мнению одного из исследователей, будут присутствовать в произведениях Гумилева вплоть до последних лет творчества. И точно так же — вплоть до последних лет — постижение «тайны» мирозданья будет ассоциироваться в сознании поэта со «странствием», перемещением — теперь уже чисто духовным — от «внешнего» к «внутреннему», от «простого» к «сложному».

  Круг тем, обозначенных символикой  огня, довольно широк, как и  способы ее воплощения. Символика  огня возникает каждый раз,  когда поэт обращается к теме  Бога, онтологическим вопросам. При  этом можно выделить несколько  направлений, по которым развивается  художественная мысль Гумилева:

    • Бог (его мир, сфера бытия Бога);
    • космос (осмысляемый как творение Его рук);
    • природа;
    • человек, сфера бытия человека.

Первый  уровень включает в себя как образ  самого Творца, могущего предстать  в виде огня или света («Появись, как Незримый Свет»), сферу Его  бытия («храм Твой, Господи, в небесах»), а также все атрибуты (преимущественно христианские): «золотые серафимы», «ангельские трубы» и т.п. Необходимо заметить, что остальные уровни осмысляются как дело Его рук и несут на себе печать Его творений. Второй уровень содержит систему Мироздания («макрокосм»); третий — все проявления природного мира — от природного пейзажа до стихий; четвертый — описывает какие-либо черты внешнего облика, внутреннюю сущность человека (особенно, если этот элемент представлен образом лирической героини) и сферу его бытия: область его духовной деятельности (творчество, любовь, служение Богу), различные проявления стихийного, с которыми взаимодействует субъект речи (история, время, судьба). Все эти уровни находятся в очень сложных системных взаимоотношениях.

  Религиозная тематика в лирике  Гумилева передается и посредством  доминирования библейских мотивов.  Вводя в текст ветхозаветные  имена, поэт нередко наполняет  религиозную символику собственным содержанием.

  Гумилев вообще стремился вобрать  в свою поэзию все богатство  окружающего его мира, овеянного  при этом Божьим дыханием. Не  создание своей мифологии, на  чем настаивал, например, Иванов, а освоение мифологии извечной, соединение ее с современной  жизнью; не открытое устремление  к Богу, а уверенность в том,  что Он благословляет всю жизнь,  входящую в стихи; не разработка  отдельных историко-культурных мотивов,  а свободное существование в  их мире, где любая строка собственного  стихотворения может быть развернута  в целостное историко-культурное  или историософское построение, в целостную систему мировоззрения.

  Библейские мотивы могут присутствовать в тексте скрыто. Именно таким образом они обозначены в стихотворении «Деревья» из сборника «Костер». Связь с библейским мифом обнаруживается уже в первой строфе стихотворения. "Мы (люди) — на чужбине, поскольку когда-то были изгнаны из рая, «а они (деревья) — в отчизне», так как задуманы и созданы Творцом вместе с Землей, как ее органичная часть, составляющая вместе с ней нечто целостное и исполненное смысла. И, варьируя эпизод ветхозаветного текста и примеряя его к образу лирического героя, Гумилев выражает представление о родственности бытия природного мира и человечества (хоты бы по той причине, что они есть творения Божьи). И здесь можно установить связь между мотивом странничества (герой ощущает себя странником, так как он изгнанник и его цель «найти страну») и тематической линией «мифа о рае и грехопадении», которая появляется и становится основополагающей для Гумилева еще в период создания «Жемчугов». Но являющиеся непосредственными последствиями грехопадения познание и вытекающие из него тоска и столкновение с проблематикой смерти представлены в данном стихотворении в редуцированном (свернутом) виде. Герой не познает эту истину, он ее знает (мотив всеведения поэта), но это знание служит источником его разлада с миром природы, переданное через отдаление и противопоставление этому миру («деревьям, а не нам»). Антитеза личного и космического осуществляется по нескольким позициям и сводится к утверждению «совершенства» бытия мира природного и несовершенства жизни человека. В создании такого представления участвует и символика цвета («закаты медно-красные», «восходы янтарные»), неизменно связанная (как уже упоминалось) с мыслью о Божественном; а также особые свойства хронотопа.

Информация о работе Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева