Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Николай Степанович Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова humilis, "смиренный"), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком, владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья Гумилевых иногда проводила лето. Б. П. Козьмин, не указывая источника, говорит, что юный Н. С. Гумилев, увлекавшийся тогда социализмом и читавший Маркса (он был в то время Тифлисским гимназистом - это было между 1901 и 1903 годами), занимался агитацией среди мельников, и это вызвало осложнения с губернатором Березки были позднее проданы, и на место их куплено небольшое имение под Петербургом.

Файлы: 1 файл

Журнал.Гумилёв.docx

— 188.57 Кб (Скачать)

  Вячеслав Иванов тогда же в  "Аполлоне" (1910) писал о Гумилеве  по поводу "Жемчугов", как об  ученике Брюсова, говорил о  его "замкнутых строфах"  и "надменных станцах", о его экзотическом романтизме.

 

 

 

 

«И вот вся жизнь! Круженье, пенье,

Моря, пустыни, города,

Мелькающее отраженье

Потерянного навсегда».

Мир экзотических стран в поэзии Николая  Гумилева

Любовь  к Африке, страсть к путешествиям, жажда приключений определили темы и мотивы творчества Гумилева, среди  которых одним из ведущих является мотив экзотики. Экзотическая тема присутствует во всех книгах поэта.

Страна  Николая Гумилева – какой-то остров, где-то за «водоворотами» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные, всегда «ночные» или вечно «вечереющие» горные озера, где «на траурно – чёрных волнах ненюфары» (из стихотворения «Озёра») и прекрасные

 

Рощи  пальм и заросли алоэ,

Серебристо-матовый  ручей,

Небо, бесконечно голубое,

Небо, золотое от лучей.

(Стихотворение  «Рощи пальм и заросли алоэ»)

 

Но  эти рощи полны «мандрагорами, цветами  ужаса и зла». По стране бродят вольные  дикие звери: «царственные барсы» и  «блуждающие пантеры» (стихотворение  «Северный раджа»), «слоны-пустынники и обезьяны» (стихотворение «Лесной  пожар»). Герои Гумилёва – это  или темные рыцари, или старые конквистадоры, заблудившиеся в неизведанных цепях  гор(стихотворение «Старый конквистадор»), или капитаны – открыватели новых земель (стихотворение «Капитаны»), или царицы, правящие неведомыми народами чарами своей небывалой красоты (стихотворения  «Царица», «Варвары»), или просто бродяги, странствующие по пустыням (стихотворение «В пустыне»):

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,

Куда  не ступала людская нога,

Где в солнечных Рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

И карлики  с птицами спорят за гнезда,

И нежен  у девушек профиль лица …

Как будто не все пересчитаны звезды,

Как будто наш мир не открыт до конца!

(стихотворение  «Капитаны»)

 

Поэт  стремился противопоставить отвлеченности  и рефлексии символизма богатую  красками и звуками реальную действительность и сильного человека, живущего в  гармонии с природой. Поэтому в  его творчестве раскрывается своеобразный мир экзотических стран Африки, Востока  и Южной Америки. В этих стихотворениях можно выделить ряд основополагающих мотивов:

  • утверждение мужества и независимости человеческой личности («Орёл», «Адам», «Туркестанские генералы», «Варвары», «У камина», «Наступление», «Старый конквистадор»);
  • восхищение Африкой и любовь к ней («Вступленье», «Красное море», «Леопард», «Судан», «Суэцкий канал», «Абиссиния»);
  • враждебность природе цивилизации и людей, причастных к ней («Либерия», «Занзибарские девушки», «Невольничья», «Египет»);
  • воспевание Музы Дальних Странствий («Снова море», «Открытие Америки», «Дон Жуан», «Капитаны», «Следом за Синдбадом – Мореходом»);
  • красота «экзотических стран» («Озера», «Рощи пальм и заросли алоэ…», «Озеро Чад», «Рыцарь с цепью», «Колдунья, «Царица»).

Экзотическая  тема, как и все творчество поэта, эволюционировала: от декоративных, многоцветных образов и картин поэт пришел к  философским размышлениям о мире и о себе, и экзотика стала в  поздний период деятельности Гумилева фоном и средством передачи мыслей, порой трагических. Но на всем протяжении творчества Н.С.Гумилева его поэзию не покидали мир прекрасной и благородной романтики, свежий ветер мужества, любовь к жизни, ее вечная и таинственная красота.

Манящие экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись воплотились в стихотворении "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

 

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный  бродит жираф.

 

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру  его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких  озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег  его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит  земля,

Когда на закате он прячется в мраморный  грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но  ты слишком долго вдыхала тяжелый  туман,

Ты  верить не хочешь во что-нибудь кроме  дождя.

 

И как  я тебе расскажу про тропический  сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты  плачешь? Послушай... далёко, на озере  Чад

Изысканный  бродит жираф.

 

Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

 

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный  бродит жираф.

 

  Читатель переносится на самый  экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно  нереальные картины: 

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег  его плавен, как радостный птичий полёт…

 

  Поэт предлагает читателю взглянуть  на мир по-иному, понять, что  "много чудесного видит земля", и человек при желании способен  увидеть то же самое. Поэт  предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который  мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на  Земле ещё остались райские  уголки. Кольцевое обрамление демонстрирует  желание поэта снова и снова  рассказать о "рае на Земле". В своём сказочном стихотворении  поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого  сознания и совсем близкие  в масштабе Земли. Про то  пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит,  да это и не нужно. Здесь  лишь "тяжёлый туман". В мире, где мы живём, остались лишь  грусть да слёзы. Это наводит  нас на мысль, что рай на  Земле невозможен, но Николай  Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф". Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад мир блестит и переливается.

Лирический  герой, кажется, настолько увлечён  этим миром, его богатой цветовой палитрой, экзотическими запахами и  звуками, что готов без устали рассказывать о бескрайних просторах  земли. Этот неугасаемый энтузиазм  непременно передаётся читателю.

Экзотика, присущая жирафу, очень органично  вписывается в контекст сказочного повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

Мелодия стихотворения сродни спокойствию  и грациозности жирафа. Звуки неестественно  протяжны, мелодичны, дополняют сказочное  описание, придают повествованию  оттенок волшебства. В ритмическом  плане Гумилёв использует пятистопный  амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании  со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки. Гумилев расширяет нам мир познания неизведанным и заманчивым.

 

«Жаркое сердце поэта

Блещет, как звонкая  сталь».

Акмеизм Гумилева

20 октября  1911 года была создана организация «Цех Поэтов», первоначально объединявшая различных поэтов, но вскоре давшей толчок к возникновению акмеизма, который, как литературное течение, противопоставил себя символизму. В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения — акмеизма, в которое были включены члены «Цеха поэтов». Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Появление нового течения вызвало бурную реакцию, по большей части негативную. В том же году акмеисты открывают собственное издательство «Гиперборей» и одноимённый журнал, а в конце года Николая Степановича приглашают заведовать отделом критики в “Аполлоне”, и журнал превращается в рупор нового течения.

Атаки на символизм начались с выходом  журнала “Аполлон” (1909). В программных статьях

H. Гумилева “Жизнь стиха”, М. Кузмина “О прекрасной ясности” содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов.

Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев, стихотворение “Капитаны”:

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

 

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает  свой дерзостный путь.

 

Гумилев выделял такие основные принципы акмеизма:

а) жизнеприятие (наиболее используема в героике поэта);

б) первобытно-звериный взгляд на мир, “адамизм” (африканская тематика в лирике);

в) формальное совершенство, интерес к проблемам  поэтики (статьи Гумилева “Анатомия  стихотворения”, “Письма о рус. поэзии”);

г) стремление видеть и показывать мир вещно  и четко;

д) внимание к конкретному смыслу слова (“слово — материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание”  — Мандельштам).

Однако  и противники, и сторонники возникнувшего течения отмечали два важнейших недостатка программы:

1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться примирением со “страшным миром”;

2) отрицание  запредельности, тайны бытия грозило  лишить творения акмеистов философской глубины и значимости.

К началу Первой мировой войны интерес к акмеизму угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается “Цех поэтов”.

Позже были сделаны две попытки возродить  былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха “Дракон”).

Провозглашенный Гумилевым акмеизм в его собственном  творчестве всего полнее и отчетливее выразился в вышедшей именно в  это время (1912 г.) сборнике "Чужое небо». Одно из четырех стихотворений Готье, вошедших в "Чужое небо" ("Искусство"), может рассматриваться как своего рода кредо акмеизма:

Всё прах. — Одно, ликуя,

Искусство не умрет.

Статуя

Переживёт народ.

…………..

И сами боги тленны,

Но  стих не кончит петь,

Надменный,

Властительней, чем медь.

 

В конце 1912 года Гумилёв поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета (изучает старофранцузскую поэзию).

1 октября  того же года у Анны и  Николая Гумилёвых родился сын  Лев.

 

 

 

 

«Мечтаю я, чтоб сказали

О России, стране равнин:

Вот страна прекраснейших  женщин

И отважнейших  мужчин».

Влияние военного периода на творчество

Начало 1914 года было тяжёлым для поэта: перестал существовать Цех, возникли сложности в отношениях с Ахматовой, наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки.

После начала Первой мировой войны в  начале августа 1914 года Гумилёв записался  добровольцем в армию. Патриотический порыв тогда охватил все русское общество. Он сам, в позднейшей версии уже упоминавшихся "Пятистопных ямбов", сказал об этом всего лучше:

 

И в  реве человеческой толпы,

В гуденьи проезжающих орудий,

В немолчном  зове боевой трубы

Я вдруг  услышал песнь моей судьбы

И побежал, куда бежали люди,

Покорно повторяя: буди, буди.

 

В сентябре и октябре 1914 года проходили учения и подготовка. Уже в ноябре полк был переброшен в Южную Польшу. За ночную разведку перед сражением  он был награждён знаком отличия  военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени и переименован в  ефрейтора. Он был произведён в унтер-офицеры.

В конце  февраля в результате непрерывных  боевых действий и разъездов Гумилёв  заболел простудой.Месяц поэт лечился в Петрограде, потом вновь был возвращён на фронт.

Информация о работе Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева