Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Николай Степанович Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова humilis, "смиренный"), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком, владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья Гумилевых иногда проводила лето. Б. П. Козьмин, не указывая источника, говорит, что юный Н. С. Гумилев, увлекавшийся тогда социализмом и читавший Маркса (он был в то время Тифлисским гимназистом - это было между 1901 и 1903 годами), занимался агитацией среди мельников, и это вызвало осложнения с губернатором Березки были позднее проданы, и на место их куплено небольшое имение под Петербургом.

Файлы: 1 файл

Журнал.Гумилёв.docx

— 188.57 Кб (Скачать)

Но  все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев

 

Лирика  русского поэта Николая Гумилева — одно из самых сильных и своеобразных явлений в нашей литературе. В  живом, динамичном и экзотически  ярком мире его стихотворений  отразилась духовная жизнь поколения, жившего в сложную и противоречивую эпоху — от революции 1905 года, через  мировую войну и до "Великого Октября". Имеющая яркую романтическую  окраску, поэзия Гумилева восхищает  и манит страстной любовью  автора к жизни, любовью к нашей "сильной, веселой и злой планете". Поэтический мир его произведений на редкость живописен, полон сильных  страстей, волевых порывов, жизнелюбия.

Лирический  герой его поэзии, как и сам  поэт, отличается романтическим отношением к окружающему миру. Его обуревает  жажда познания жизни, мечта о  неизведанных краях, страсть к путешествиям и приключениям — тема путешествия  вообще проходит через все творчество Гумилева, символизируя собой вечный поиск в человеческой душе.

По  мере того как поэт постигает жизнь  во всех ее проявлениях и противоречиях, меняется во многом и характер лирического  героя его произведений. От восторженного  отношения к миру, прославления романтических  идеалов он приходит к теме исканий  истин, как собственных, так и  общечеловеческих. Вечным философским  вопросам духовной жизни, сущности и  назначения поэзии, поэта и человека вообще, вопросам жизни и смерти посвящены лучшие стихотворения Н. Гумилева.

Душа  героя мечется между романтическими устремлениями к "несуществующим, но золотым полям" и тяготением к чувственным радостям мира. Это  противоречие не может быть разрешено  никогда. Но постепенно меняется сама реальность, "расцветает дух" человеческий и "разрывает тьму".

И слабое тело "слепо повинуется" обретшей небывалую силу душе. Поэт всегда был  уверен, что этот "расцвет духа" возможен только при условии полного  напряжения всех душевных и физических сил. Именно потому его мужественный, не знающий страха и пути назад  герой постоянно стремится к  победе, к славе, к подвигу. К сожалению, наступает момент, когда он начинает замечать, что эти "бледные слова, затерянные ныне", гремят лишь в его  душе, "как громы медные, как  голос Господа в пустыне". И  тогда он приходит к единственно  верному выводу: Даже самые смелые человеческие дерзания ничтожны по сравнению  с величайшим замыслом Всевышнего. Только ему одному подвластно преображение человеческой природы. И именно к  нему обращены слова лирического  героя в стихотворении "Шестое чувство":

 

...Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела  от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья, —

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая  орган для шестого чувства.

 

И все  же, даже поднимаясь порой до трагедийности, лирика Гумилева никогда не становилась пессимистичной. Он был, по его же словам, поэтом "с сердцем, открытым для жизни бездонной". Страсть к яркому, звучащему и красочному миру всегда оставалась великой, острой и предельно чувственной, как для автора, так и для его героя. Дух авантюры, риска, постоянного стремления в даль никогда не покидал его. Бродяга и путешественник по странам и временам, континентам и эпохам — будь то скиталец морей Синдбад, скиталец любви Дон Жуан, скиталец Вселенной Вечный жид или простой путешественник, исследователь земель, морей и человеческих душ, — герой Гумилева находится в постоянном движении и поиске. Его судьба предопределена:

 

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в  какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

 

Герой поздних стихотворений поэта  постепенно набирается мудрости жизненного опыта, он уже знает, что такое  жизнь, но все равно не прекращает поиска — поиска смысла жизни и  счастья, путей преодоления противоречий между идеальным и реальным. Это живой и мучительный поиск истины, который заставляет читателя радоваться и печалиться вместе с лирическим героем. Трагическое ощущение потерянности, вызванное внутренним неприятием хаоса и бессмысленной жестокости войн, все чаще посещает автора и его героя, вызывая разочарование в своей судьбе:

 

В красной рубашке, с лицом, как вымя,

Голову  срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

 

И все  же поэт снова и снова обретает силу духа, а в его поэзии все  ярче и громче звучит тема всепроникающей, постоянно меняющейся, непрерывной  и неуничтожимой жизни как  источника печали и радости, восторга и слез.

Вероломство преданности, иллюзия счастья, безрадостность и отчаяние борьбы, но при этом вера в возвышенное предназначение человека, в его жажду гармонии — все  эти чувства продолжают вести  непрекращающуюся борьбу в душе лирического  героя. А пока существует эта борьба — продолжается жизнь. И вечным, как жизнь, остается творчество поэта, которое является не чем иным, как  Божьим даром, высшим предназначением:

 

Лишь  небу ведомы пределы наших сил,

Потомством взвесится, кто сколько утаил,

Что создадим мы впредь, на это власть Господня,

Но  что мы создали, то с нами посегодня.

 

Романтическая мужественность в сочетании с  четкостью взгляда и упругость  ритма заметно выделяли Н. Гумилева в современной ему поэзии как  художника силы, воли и надежды. Его  внутренняя романтическая трагедийность  до поры до времени оставалась никем  не понятой. Между тем мир Гумилева был ареной борьбы и риска, постоянного  напряжения сил, подчас на самой грани  между жизнью и смертью. Отсюда воплощенный  в его лирическом герое культ  риска, отваги, личной мужественности и бесстрашия. Герой Гумилева меняется, ищет и в процессе поиска растет духовно. Он размышляет о серьезнейших вопросах бытия, его раздумья сходны с поиском истины и направлены либо внутрь себя, либо ввысь — через  обращение к Богу. Именно постижение человеческого бытия составляет в конечном итоге суть исканий  лирического героя. И объектами, несущими свет истины, становятся в  стихотворениях последних лет природа  и искусство, способные активно  воздействовать на духовную сферу человека, преображать ее. В свою очередь, поэт не перестаёт сверять свои убеждения с Господом:

 

Если, Господи, это так,

Если  правильно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял Твою.

 

И сейчас, по прошествии десятилетий, становится совершенно ясно, что назначение свое он понял верно и задачу свою выполнил полностью, открыв миру "и сушу, и море, весь дремучий сон бытия", позволив если не разобраться, то хотя бы приблизиться к постижению истины и смысла человеческой жизни.

 

 

 

 

 «Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь».

Вечные  проблемы человеческого бытия в  лирике Н. Гумилева

Для русской поэзии "серебряного века" характерны постоянные художественные искания, осмысление классического  наследия и современной истории, утверждение авангардных идей. Литературными  наставниками поэтов-модернистов были писатели и поэты "золотого века" — В. Шекспир, А. Пушкин, Ф. Тютчев. В 1910 году на смену символизму приходит новое течение — акмеизм. К  числу поэтов-акмеистов принадлежали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Слово "акмеизм" означало высшую степень чего-либо, расцвет. Акмеисты призывали вглядываться не в заоблачный мир, а в окружающую действительность, заново взглянуть  на мир. Они возвестили о "возвращении  на землю ", интересе к жизни во всех ее направлениях, мужественном и  твердом взгляде на действительность. В стихотворении "Искусство" Гумилев подтвердил это:

И сами боги тленны,

Но  стих не кончит петь,

Надменный,

Властительней, чем медь.

 

Как и каждого большого поэта, Гумилева волновали вечные проблемы человеческого  бытия, на эти вопросы он искал  свои оригинальные ответы. Для путешественника  и добровольного скитальца Гумилева многокрасочные впечатления от старинных  и древних городов Европы, Африки, Малой Азии значили очень многое — он ими жил, дышал, питал свое воображение и мысль. Эти впечатления, в частности, внесли в сознание поэта  убеждение, ставшее затем философским  средоточием всей его поздней лирики: об огромности и безграничности мира, безмерности не только территориальной, но и временной, растянувшейся на сотни и тысячи лет. Все чаще в стихотворениях он стал ощущать время как нечто безусловно единое, где и прошлое, и настоящее сосуществуют в сегодняшнем мире.

В сборнике "Огненный столп" (1921) поэт размышляет о жизни и смерти, о любви и ненависти, о добре и зле, поднимаясь до философских высот и оставаясь при этом предельно земным. Его мысли о душе, пронизывающие почти все стихотворения, — потребность осмысления именно земного пути. Так, стихотворение "Память" посвящено как бы общему обзору биографии самого поэта. Подобно современным нейропсихологам, установившим реальность одномоментных срезов жизни, которые существуют в памяти человека, называя их "душами", меняющимися при том, что единым остается только тело, — "Мы меняем души, не тела". Начинает Гумилев с ранних воспоминаний своего детства:

Самый первый: некрасив и тонок,

Полюбивший  только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,

Словом  останавливавший дождь,

Дерево да рыжая собака,

Вот кого он взял себе в друзья…

 

Время, проведенное наедине с собакой  и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот, следующий, образ поэта, или "душа", сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:

 

И второй…  любил он ветер с юга,

В каждом шуме слышал звоны лир,

Говорил, что жизнь — его подруга,

Коврик  под его ногами — мир,

Он  совсем не нравится мне, это

Он  хотел стать богом и царем,

Он  повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.

 

Стихотворение "Память" — это попытка подвести итоги. Поэт размышляет о своей судьбе: вот таким я был, вот этим жил, к этому стремился, но — останется  ли все это, тем ли оно было, чтобы  остаться? В стихотворении "Заблудившийся  трамвай" наиболее наглядно и четко  выражена мысль об одновременном  существовании в душе человека разных времен и пространств. Его лирический сюжет начинается на "улице незнакомой", откуда трамвай "по трем мостам" уносит поэта "через Неву, через Нил  и Сену" после того, как едущие на нем "обогнули стену" и "проскочили сквозь рощу пальм". Смещение и соединение всех земных мест сопровождаются таким же смещением времен. Особенно это заметно там, где речь идет о событии недавнего прошлого:

 

И, промелькнув  у оконной рамы,

Бросит нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, — конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

На  вопрос "Где я?" сердце поэта отвечает:

…Видишь вокзал, на котором можно

В Индию  духа купить билет.

 

Поэт  во многих стихах, входящих в последние  сборники — "Рабочий", "Священные  плывут и танут ночи…", "Я и вы", "Память " — предсказывал свою смерть. Так, строфы в "Заблудившемся трамвае" представляют собой мрачное метафорическое предвидение смерти:

 

Вывеска…  кровью налитые буквы

Гласят  — зеленая — знаю, тут

Вместо  капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову  срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

 

Особый  интерес в плане раскрытия  философских взглядов поэта представляет "Поэма Начала". Одним из творческих толчков, побудивших Гумилева написать ее, было изучение вавилонского эпоса. Предания о волшебных землях обычно связаны со змееборством, с борьбой  человека и Змея-Дракона. В "Поэме  Начала" драконья смерть воплощается  в жреце, который перед смертью  Змея хочет выведать его секреты. Дракон отказывается передать свои знания жрецу и произносит речь, похожую  на мысли самого Гумилева, высказанные  им в стихотворении "Я и вы" от собственного имени, где поэт называет драконами своих слушателей:

 

Не  по залам и салонам

Темным  платьям и пиджакам —

Я читаю  стихи драконам,

Водопадам и облакам.

 

Дракон  же, не желающий делиться секретами  с человеком, говорит в "Поэме Начала":

 

Разве в мире сильных не стало,

Что тебе я знанье отдам?

Я вручу  его розе алой,

Водопадам и облакам.

 

Непокорностью Дракон оказывается сродни самому Гумилеву, и поэма приобретает отчасти  автобиографический характер. Смягчение  древневосточного космогонического образа гибнущего Дракона с мотивами, касающимися судьбы самого поэта, осложнено  и введением в текст магического  заклинания "Он". Этот слог, столь  важный для индийских, тибетских  и других эзотерических школ, в  европейской поэзии первой половины ХХ века приобрел новую значимость. У Гумилева только в час гибели Дракона человек с помощью  слова стал влиять на мир. Описание космического действия "заповедного  слова" сближает финал первой книги "Поэма Начала" со стихотворением "Слово". Это сознание того, что "Солнце останавливали словом, Словом разрушали города". А потому слово — это и откровение:

Информация о работе Биографические данные, характеристика творчества Николая Степановича Гумилева